Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение профстандартов






В настоящий момент обязанность применять стандарты в части наименований должностей возникает, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками.

С 1 июля 2016 года обязанность применять профстандарты не только в части наименований должностей, но и в части требований к образованию, знаниям и умениям появится еще у ряда работодателей. Обязательность применять стандарты появится, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);
  • медиков и фармацевтов (ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ);
  • научных работников (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
  • нотариусов (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • педагогов (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • сварщиков (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);
  • спасателей (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер. То есть применять их всем компаниям без исключения не обязательно. Это правило не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в информации от 10 февраля 2016 г. и письмах от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 и от 30 декабря 2015 г. № 14-0/В-1190. Кроме того, в настоящее время Минтруд России подготовил нормативный акт, который будет определять особенности применения профстандартов для госучреждений и госкорпораций с долей государства более 50 процентов.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8, 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).

Вопрос из практики: Может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ).

Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.