Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к философии

1. Способность к самопроизводству, к мутации, открытость системы => принадлежность к живому.

2. Познание себя, общества: мир природы, человека, общества.

3. Человек и субъект и объект.

4. Два уровня познания: чувственный (ощущение, восприятие, представление) и рациональный (рационализм)

5. Понятие - форма мышления, дающая (определяющая) нам существенные признаки предмета.

6. Суждение – определенные мысли кого-то; это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками.

7. Умозаключение – вывод из одного или многих суждений; умозаключение - умственное действие, связывающее в ряд " посылок" и " следствий" мысли различного содержания.

8. Понятие, Суждение, Умозаключение – это всё рациональное познание.

9. Рациональное невозможно без чувственного, но определенно может быть одно - (странно звучит)

10. Лейбниц замечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума.

11. Чувство – Лок. Декарт и Лейбниц – рационалисты.

12. Декарт утверждал, что материя и мышление параллельны.

13. Эмпиризм – Фрэнсис Бэкон + Декарт

14. Субстанция, то, что существует само по себе; философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.

15. Духовная (мышление) и материальная (протяжение, т.е. делимость до бесконечности) субстанция.

16. Модус (ы) – видоизмененный (могут быть, а могут не быть); философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.

В материальном – фигуроположение предмета.

В духовном – чувства, мысли.

17. Дуализм – деление на мышление и материю; философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

18. Спиноза – “есть только одна субстанция, где и мышление, и материя едины”

19. Монизм – учение Спинозы, субстанция одна. Материальное – предметы, духовное – идеи.

20. Пантеизм – единство Бога и природы.

21. Теория Лейбница о субстанции – бесчисленное количество субстанций – “монады – (простейшие плазматические организмы, причисляемые обыкновенно к растительному царству. Живут в виде амебоидов в воде, ведя сапрофитный или паразитный образ жизни)”

22. Развитие монадов (неживая природа)=> животные=> человек=> Бог (может быть чуть длиннее цепь).

23. Лейбниц – истины разума (Бог; не могут опровергаться), истины факта (могут опровергаться)

24. Врожденные идеи Декарта – знание, которые человек знает с рождения (аксиомы математики, знания о Боге и т.п.)

25. Наука – это деятельность человека по выработке и систематизации знаний с их проверкой. Цель: описать, объяснить окружающий мир, прогнозирование.

26. Форма науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы знать со знанием дела.

27. Объяснение явлений сущности не следует умножать без необходимости.

28. Форма научного знания: теория, картина мира и т.п.

29. Научные факты – те, что уже доказаны.

30. Научные проблемы – осознанные вопросы.

31. Научные категории – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Пример: важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, качество, количество, причинность и т.п.

32. Научные принципы – это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрывается в совокупности законов и категорий.

33. Научные законы – отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

34. Научные концепции – наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

 

Теперь пошло что-то типа теста:

35. Знание научное от ненаучного отличается: доказанностью, проверяемостью, систематизацией, универсальным применением, носит прогностический характер, строгостью языка, однозначностью языка, непротиворечивостью, согласованностью, информационностью (недописано у меня)?

36. Механика Ньютона – описывает мегамир, все, что видит человеческий глаз.

37. Квантовая физика – мелочь, размера 10 в минус 7 степени и меньше.

38. Мир галактик – теория относительности Эйнштейна.

39. Методология – учение о путях познания.

40. Ф. Бекон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий в темноте с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без света, не разбирая дороги.

41. Так же к методологии отнесем умение применять знания на практике.

42. Методы делятся на: всеобщие (применение везде, пример: метафизика и диалектический метод), общенаучные (только в науке), частнонаучные (в отдельных науках)

43. Перечисление методов: анализ (целое на части), аналогия, обобщение (поиск общего в разном), дедукция, индукция, моделирование (изучаем объект один, а выводы используем на другом объекте) и т.д.

44. Эмпирическое познание – важная роль и чувственного и рационального познания.

45. Теоретическое познание – чувственное и рациональное познание. Познание с помощью интуиции и познания.

46. Эмпирические методы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

47. Теоретические методы: исторический, аксиоматический, гипотетико-диалектический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод формализации (в математике), метод логический (выбираем явление, которое нам нужно для доказательства)

 

 

Тесты от учителя: (начало вопроса ответ, или только ответ, вопрос догадываться будете)

48. Рациональн. оформ. – философия.

49. К философ. не относится – искусство.

50. Гносеология – учение о знании, о познании.

51. Онтология – учение о бытии.

52. Аксиология – учение о ценностях.

53. Предсказыв… - прогностическая.

54. Философские проблемы – фил. открытость.

55. Появл. (самост. духовн. культура) – Др. Греция.

56. Первый европейский философ из милетской школы (Фалес Милетский)

57. Интеллектуальная составляющая – парадигма.

58. Принцип Бритвы Оккама - «Не следует множить сущее без необходимости»(сверх необходимого)

59. Тезис Джордано Бруно – пантеизм.

60. Человеческий разум явл. Культуры – просвещения.

61. Фил. Эмпиризма – Бэкон, Гобс, Лок.

62. В русской фил. – духовным.

63. Дуализм – независимость субстанций.

64. Вопрос типа направления в теории познания? – ответ: сенсуализм и рационализм

65. Вопрос? – ответ: материалисты и идеалисты.

66. Вопрос? – ответ: системой.

67. В ощущениях – материя

68. Реляционная концепция – теория относительности Эйнштейна.

69. Любое изменение – движение.

70. С точки зрения материи, законы диалектики – универсальный характер.

71. Развитие – осмысленное, качественное изменение (прогресс, регресс), должна быть точка отчета.

72. Проблемы истины: дополняют:

Концепция соответствия – теория к жизни

Когерентная – не противореч.

Прагматическая -???

Конвенциальная – договоренность, соглашенность.

73. Постижение истины и без доказательств – интуиция

74. Вопрос? – ответ: ноосфера.

75. Вопрос? – ответ: биосоциальное

76. Естественным путем – при..(не дописал)

77. Свобода по Марксу – осознанная необходимость.

78. Вопрос? – ответ: религия.

79. Вопрос о смысле жизни – смертен.

80. Идеальное гос. – Платон.

81. Нормы – морали.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 2. 1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? | Наука кулинарии или молекулярная гастрономия




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.