Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические формы и особенности диалектики






Слово \" диалектика\" (от греч dialektike-искусство вести беседу) имеет много общего со словом \" диалог\" (от греч dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами) Сначала диалектику понимали как мыс стецтво вести дискуссию, имея в виду дискуссию, направленную на взаемозацикавлене обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений, взглядов Считалось, что диалектик - это человек умеющий спрашивать и отвечатьзапитувати й відповідати.

Затем древние мыслители заметили, что противоречие и изменчивость имеет место не только в мыслях, но и в реальном бытии Одним из первооткрывателей этого был Гераклит из Эфеса Мир представлялся ему в образе и \" живого огня\" или потока реки, в которую невозможно \" войти дважды\" В подвижном мире со временем все теряет прежние черты, переходит в свою противоположность: влажная высыхает, а сухое становится влажным, переходит от не в одно холодное и горячее, живое и мертвое В этих мыслях сформулированы основы диалектики в современном ее понимании Поэтому считают, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних ф илософив - наивная диалектика бытия и познания без проникновения в сущность процессенення в сутність процесів.

В эпоху Средневековья диалектика была вытеснена метафизикой, превратилась в софистику и схоластику, которые активно использовались господствующими слоями для насаждения и закрепления в сознании людей религиозного мировоззрение.

Возвращение к диалектике с элементами метафизики было осуществлено в философии Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро и др.) Однако наиболее полно концепция диалектики была сформульова ана в немецкой классической философии Гегелем ее называют второй формой диалектикики.

Гегель впервые представил мир как процесс общего развития от низшего к высшему, отметил источник развития - борьбу противоположностей, сформулировал основные законы и категории диалектики Однако диалектика Гегеля имела идеалистический характер Моделью гегелевской диалектики была не объективная реальность, а его мышления, в котором она находила свое отражение Диалектика Гегеля противоречила данным природозна вств, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи: теория развития по геологии (М Лойель), эволюционные идеи Ламарка, космологические идеи Канта - Лап лакомая и иа ін.

Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникновения следующей формы диалектики, в которой немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попытались сделать новый шаг - соединить материализм с диалектической чною логике результате во второй половине XIX в появилась третья историческая форма диалектики, объективно обусловлено развитием научного познания До 40-х годов XIX в были сделаны новые откр иття в различных областях науки, дали естественнонаучное обоснование диалектико-материалистического взгляда на природу Среди них: открытие закона сохранения и превращения энергии в физике, который обгр унтував взаимосвязь многообразных форм движения материи, создание клеточной теории - в биологии, раскрыла структурное единство всей живой природы (как растительного, так и животного мира), а также ево люцийна теория Дарвина, которая обосновала идею развития относительно всей живой природы В этих условиях материалистическая диалектика оказалась формой философского мышления, наиболее адекватной науки, представляя и собой аналог самой действительности, то есть позволяя мыслить и познавать ее согласно ей же самої.

В создании этой формы диалектики существенную роль сыграло открытие материалистического понимания истории, благодаря чему был осуществлен синтез диалектики не только с материализмом, но и с гуманизмом Диалекты ика начала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения решения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельностиі.

последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики В современной философии наиболее х характерные элементы указанной формы диалектики оказываются в нужном ей герменевтичному способе философствования Однако здесь диалектический метод применяется, прежде всего, для выявления смысла с помо мощью интерпретации (П Рикер), а также для ситуационного анализа объекта познаетсяься.

Отметим характерные особенности классической диалектики

Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается как таковая, находящегося во взаимосвязях, взаимообусловленности и в постоянном изменении Однако следует помнить, щ что диалектика является теорией не каких-либо изменений, любого движения, а лишь одной формы изменений - развития Диалектика дает глубокую, всестороннюю и богатую по содержанию теорию развития Она учит, что ни в природе ни в обществе, ни в мышлении нет ничего, что не находилось бы в состоянии изменений, ибо все, что существует, имеет свои внутренние противоречия, которые неизбежно заставляют его меняться набирать новых форм, развивать сись.

Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной Объективная диалектика - это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений Она существует независимо от субъекта, от люд ловека и человечества Субъективная диалектика - это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира Каково же их соотношение? а диалектика совпадают по содержанию (в них общим смысл-единственная диалектическая закономерность развития действительности) время они различаются по форме, потому что мышление, в свою очередь, имеет свои особенности ости сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития Объективная диалектика отражается в мышлении: субъективной и идеальной форма формах.

В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики как науки создают ее принципы, законы и категории Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отра бражае целостность объективного мира и его познания в непрерывном изменении и развития При этом под принципами понимают общие и универсальные, основополагающие идеи, установки, критерии, визначают ь смысл и роль всех других элементов в системе В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль отводится принципу связи и принципа развития Законы диалектики выражают всеобщие существенные связ зкы в процессе развития Они выполняют важную методологическую функцию в построении ее теории законов в диалектике три: закон диалектической противоположности, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания Категории диалектики - это наиболее фундаментальные узловые понятия, в которых и через которые осуществляется философское мышление Принципы, законы и категории диалектики мы рассмянем далемо далі.

В-четвертых, диалектика как научная система выполняет три главных задачи Основываясь на анализе и природы, и общества, она выступает как диалектика бытия и является общей теорией развития (онтологией)) Диалектика, примененная к логическому мышлению, его законов и форм, выступает как диалектическая логика (теория метода) Будучи направленной на анализ процесса познания, его законов, она выступает еще и как теория познания (гносеология) Иначе говоря, материалистическая диалектика как учение об общих законах развития одновременно является логикой и гносеологией Это связано с тем, что законы объективного мира после того, как они опознаны, становятся законами мышления, то есть законам логики, а законы логики являются отраженными законами объективного мира Раскрывая законы развития самой вещи, мы постигаем и законы развития в познание, и наоборот, через изучение познания и его законов оказываются законы объективного мира При таком способе рассмотрения материалистическая диалектика как общая теория развития предстает как целостная система, как единство трех составляющих: теории развития, теории метода и теории познания.

Наконец, в-пятых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль как теории, так и методологии На основании содержания законов и категорий диалектики и закономерностей функционирования и развития процесса в познания формируются соответствующие требования к мыслящего субъекта в его ориентации в познавательной деятельности, а также соответствующие нормы, правила, которых он вынужден придерживаться в вопросах познания и практического преобразования действительности Методологически верные ориентиры, которые дает материалистическая диалектика, помогают выбрать оптимальный путь 156 исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить и зря силы и средства, а следовательно, и драгоценное время на бесперспективные усилия и ненужные.

Таким образом, диалектика в современном понимании это: а) объективный процесс развития явлений на основе взаимодействия присущих им противоречий б) философская наука об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления, метод познания и преобразования мира Знание общих законов развития, которые предоставляет диалектика, создает возможность разобраться в прошлом, правильно понять процессы, происходят в наше время, предусмотреть будущее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.