Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность за нарушение обязательств по перевозке (основания ответственности и основания освобождения от ответственности, порядок разрешения споров).






 

В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

 

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

 

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств установлена статьей 794 Гражданского кодекса РФ. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

 

Сторонам следует иметь ввиду, что перевозчик и отправитель груза могут быть освобождены от ответственности, если неподача транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, произошло вследствие:

1. непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

2. прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

3. в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

 

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или за опоздание его прибытия (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Однако закон дает ему возможность снять с себя ответственность при условии, если он докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

 

Если же пассажир отказывается от перевозки из-за возникшей задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возместить ему провозную плату.

 

Кроме того, в некоторых случаях закон ограничивает размер (либо саму возможность наложения) штрафа. Так, при автомобильных перевозках ответственность наступает только за просрочку доставки груза при междугородных или межреспубликанских перевозках. При перевозке в пределах города либо в пригородном сообщении ответственность за просрочку доставки груза перевозчик не несет. Речные пароходства также освобождаются от ответственности за просрочку доставки груза, если получатель в течение 24 часов с момента прибытия судна не принял его под разгрузку.

 

За простой транспортных средств, то есть за задержку свыше установленных сроков вагонов, судов, автомобилей, поданных под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя (грузополучателя), с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается штраф в размерах, предусмотренных транспортными уставами и кодексами и тарифами. При железнодорожных перевозках указанный штраф взыскивается также за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя.

 

При систематических (неоднократных) простоях судов под погрузкой или выгрузкой по вине одного и того же грузополучателя или грузоотправителя, а также в случае возникновения затруднений на станции в связи с несвоевременной выгрузкой грузов и вывозом их грузополучателями размер штрафа за простой может быть в надлежащем порядке увеличен до двукратного размера. Штраф за простой транспортных средств и задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок.

 

Статья 796 Гражданского кодекса возлагает на перевозчика ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Однако и в этом случае у перевозчика есть возможность снять с себя ответственность, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В противном случае перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа:

1. в случае утраты или недостачи груза, или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза, или багажа;

2. в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

3. в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

 

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

 

Помимо возмещения ущерба перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

 

Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение:

1. 30 дней по истечении срока доставки - при железнодорожных, внутренневодных и международных автомобильных перевозках;

2. 10 дней по истечении срока доставки - при воздушных перевозках;

3. 10 дней со дня приема груза - при городских и пригородных автомобильных перевозках;

4. по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - при перевозке груза в прямом смешанном сообщении.

 

Если груз прибыл по истечении указанных сроков, то грузополучатель обязан принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за его утрату. При автомобильных перевозках грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачи груза, возвратив суммы, полученные за его утрату или недостачу.

 

Обстоятельства, являющиеся основанием ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза, удостоверяются коммерческими актами (записями в товарно-транспортных накладных и актами - при автомобильных перевозках).

 

При необоснованном отказе перевозчика от составления названных актов отправитель вправе потребовать письменный отказ от подписания этих документов и подтвердить приемку груза в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

 

Обратите внимание, что при судебном разбирательстве одних коммерческих актов не достаточно, поскольку они являются лишь одним из доказательств и рассматриваются в совокупности со всеми остальными. Если же акт по какой-либо причине составлен не был, то стороны не лишаются права обосновывать свои претензии другими документами (например, актами контрольных отгрузок).

 

Если дело дойдет до суда, то документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

 

При обнаружении в пункте назначения недостачи, порчи или повреждения груза или же если эти обстоятельства были зафиксированы в коммерческом акте, составленном в пути следования, то перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. Если того требуют обстоятельства на назначается экспертиза. Например, на железной дороге экспертиза проводится с участием начальника станции или его заместителя. Акты экспертизы, составленные без участия соответствующих представителей железной дороги, могут быть приняты во внимание, если грузополучатель представит доказательства своевременного предъявления начальнику станции или его заместителю требования о назначении экспертизы и необоснованного отклонения железной дорогой этого требования. Грузополучатель имеет право участвовать в экспертизе прибывшего в его адрес груза.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.