Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура






Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

Успешная реализация этих подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы. Однако начало рыночных преобразований совпало с распадом СССР, глубоким системным кризисом как в нашей стране, так и в других республиках бывшего СССР. В 1991—1995 гг. наблюдались постоянный спад производства, обнищание масс, интенсивно растущая инфляция, затухающая инвестиционная активность.

За этот период индекс ВВП снизился со 100 % (1990 г.) до 65 %, т.е. на 35 %; индекс конечного потребления — на 37 %; индекс валового накопления — на 54 %. Резко упали объемы промышленной продукции, производства товаров народного потребления и капиталовложений. Следствием указанных процессов стало систематическое снижение уровня жизни населения республики: реальные располагаемые доходы уменьшились почти на 35 %.

Снизились доля минимальной заработной платы (МЗП) в минимальном потребительском бюджете (МПБ) до 22 % (1995 г.) и реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике со 100 % (1990 г.) до 56 % (1995 г.), или на 44 %.

Тем не менее в этот очень трудный период государство предприняло ряд мер как в направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и в направлении регулирования доходов, создания правовой базы этой деятельности. Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений, или индексаций.

В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. В бюджетной сфере был осуществлен переход к дифференцированию оплаты труда на основе квалификационного категорирования по разрядам ETC. Это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм.

Новая Концепция реформы оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.

Принятые в этот период законодательные и нормативные акты содействовали решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и обеспечение ее своевременной выплаты.

В 1994 г. в Беларуси начался процесс формирования новых экономических приоритетов и механизмов экономической политики. Была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса, основными элементами которой являлись меры по финансовой стабилизации экономики и усилению рыночных стимулов. Этот комплекс мер стал базой для разработки и принятия Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. ВВП за 1996—2000 гг. увеличился на 36 %, продукция промышленности — на 64, инвестиции в основной капитал — на 33 %. Производство потребительских товаров возросло на 84 %, розничный товарооборот — более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 %, их рост по отношению к 1990 г. составил 107 %.

Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001—2003 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. В 2003 г. рост располагаемых денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил около 156 %, реальная заработная плата увеличилась в 1, 4 раза, а по отношению к 1995 г. — в 2, 5 раза.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

В 2003 г. денежные доходы населения составили около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.), в том числе оплата труда — 12 550 млрд р. (49, 2 %), социальные трансферты — 4604 млрд р. (18, 1 %), доходы от собственности — 412 млрд р. (1, 6 %), доходы от предпринимательской деятельности и другие — 7897 млрд р. (31, 1 %).

Анализ динамики денежных доходов населения с 1990 по 2003 г. показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в части снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73, 1 % (1990 г.) до 49, 2 % (2003 г.) и увеличения доходов от предпринимательства с 8, 3 % (1990 г.) и 25, 6 % (1995 г.) до 31, 1 % (2003 г.).

Оплата труда остается тем не менее главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2003 г. составила 253, 5 тыс. р. (в 2002 г. — около 190, 0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100 %, то выше этого уровня заработная плата в 2003 г. была в промышленности (114 %), строительстве (130 %), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке и научном обслуживании (130 %), в сферах финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76 %), отраслях социальной сферы (77—88 %): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г.

Общая позитивная тенденция роста доходов населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:

• по-прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36, 6 % — в 2001 г.), тогда как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;

• реальные денежные доходы населения в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь на 3, 4 %, а реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике — на 3 %, что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций — воспроизводственной и стимулирующей, которые были утрачены в кризисные годы;

• соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в 1995 г. составило 106, 8 %, в 2000 г. — 126, 0, в 2003 г. — 150, 7 %, что говорит о недостаточной регулирующей роли МПБ.

Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.

В 2003 г. денежные расходы и сбережения населения составили 25 282 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата услуг — 18 226 млрд р. (72, 1 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 2442 млрд р. (9, 7 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 4614 млрд р. (18, 2 %). По данным табл. 6.15, в структуре расходов населения в 1995—2003 гг. резких изменений не произошло. Но по отношению к 1990 г. почти на 10 процентных пунктов снизились расходы на покупку товаров и оплату услуг и на 11 пунктов возросли накопления сбережений.

Более существенные изменения в период 1995—2003 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2003 г. — лишь около 46 %. Питание вне дома составило 1, 5 % (1995 г.) и 2, 1 % (2003 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23, 5 % (1990 г.) до 27, 4 % (2003 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг — с 11, 6 до 22 %.

Большие изменения произошли и в потреблении основных продуктов питания в натуральном выражении. Так, начиная с 1991 г., постоянно снижается потребление мяса и мясных продуктов в расчете на душу населения (1990 г. — 76 кг, 1994 г. — 63, 2000 г. — 59 и 2003 г. — 57 кг), молока и молочных продуктов (1990 г. — 428 кг, 1995 г. — 367, 2000 г. — 295 и 2003 г. — 257 кг), яиц (1990 г. — 325 шт., 1995 г. — 297, 2000 г. — 224 и 2003 г. — 219 шт.), хлебных продуктов (1990 г. — 127 кг, 1995 г. — 121, 2000 г. — 110 и 2003 г. — 93 кг). Возросло потребление овощей и бахчевых (1990 г. — 78 кг, 2003 г. — 107 кг), рыбы и рыбопродуктов (1993 г. — 3, 6 кг, 2003 г. — 14, 8 кг, хотя в 1990 г. потреблялось 19, 6 кг), растительного масла (1990 г. — 8, 6 кг, 2003 г. — 12, 9 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (170 кг и 35—31 кг соответственно).

В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %.

Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

В 1991 —1995 гг. они протекали в рамках тех кризисных явлений в экономике, которые представлены в этом параграфе выше. В 1992 г. реальный размер назначенной месячной пенсии составил лишь 38 % уровня 1991 г. В 1995 г. средний размер месячной пенсии был равен 387 тыс. р., или 38 % номинальной средней заработной платы. Ясно прослеживается тенденция к снижению этого важного соотношения. Хотя в номинальном выражении средняя пенсия в 1995 г. увеличилась в 4, 5 раза, ее реальный рост по отношению 1994 г. составил только 130 %.

Политика в области пенсионного обеспечения в 1996—2000 гг. была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработной платы в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

За 1996—2000 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1, 6 раза (ежегодный прирост составил 9, 9 %). Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжала оставаться низкой.

Средний размер пенсии не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 80 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1996 г. — 46 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения равен 60—70 %, это низкий уровень.

Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2003 г. оно составило 1, 66).

С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат. Вместе с тем они не сняли остроту проблемы нехватки финансовых ресурсов для обеспечения заданных параметров соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы.

Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:

• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или в 1, 75 раза;

• минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1, 87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста бюджета;

• уменьшились доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 38 %;

• негативные процессы в пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101, 4 % в 2003 г.

Очевидно, что на нынешнем этапе дефицит средств, нерешенные проблемы экономического развития затрудняют поддержание пенсионного обеспечения на достаточном уровне и достижение рациональной дифференциации пенсий с учетом трудового вклада. Положение усугубляется и несовершенством самой пенсионной системы: наличие большого числа льгот по досрочному выходу на пенсию, использование неэффективных механизмов формирования финансовой базы пенсионных структур и др. Действующая национальная пенсионная система нуждается в реформировании, поскольку далее она не может способствовать социальной стабильности.

Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.