Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и роль малого бизнеса в современных условиях






Теоретические основы конкурентоспособности малого бизнеса

Сущность и роль малого бизнеса в современных условиях

В современных условиях малое предпринимательство – серьезная экономическая сила. Именно малые предприятия, деятельность которых не требует крупных парвонаинвестиций и гарантирует высокую скорость оборота ресурсов, способны оказывать положительное влияние на хозяйство страны, обеспечивать рынок потребительскими товарами и др.

В современной российской истории малого предпринимательства или как его еше называют «Малый бизнес» как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот секторформировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ дано следующее понятие предпринимательской деятельности: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказаная услуг лицами, зарегестрированными в этом качестве в установленном законом порядке». [6]

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути (хотя иногда может принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило - семье). Малое предпринимательство находится в обособленном положении относительно государственного (общественного) и корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве практически отсутствует делегирование реализации права собственности наемным менеджерам.

Основное экономическое свойство малого предпринимательства – его интегрирующую роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании - когда массово выпускается более менее однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие компании, так как они стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны (значительная часть розничной торговли, сфера услуг, венчурные разработки и др.).

Малое предпринимательство - сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это - классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия [5]:

суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов.

акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ " О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ " О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

6. среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

7. Доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать, для следующих субъектов:

· микропредприятия - 120 млн. рублей;

· малые предприятия - 800 млн. рублей;

· средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет

Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».

Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 " О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.

В современных условиях, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства:

обеспечивает существенный вклад в ВВП;

создает основную долю рабочих мест;

непосредственно связано с формированием «среднего класса»;

является источником социальной и политической стабильности;

наконец, способствует развитию инновационных технологий.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. [3]

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

· доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

· доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

· доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

· доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

· доли малого бизнеса в экспорте продукции;

· доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

· доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

· доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

в снижении уровня безработицы;

в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

в улучшении качества обслуживания;

в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

По данным Росстата по состоянию на конец 2013 года, число средних и малых предприятии составляет: Средние предприятия – 13684 единиц, малые предприятия – 2063126 единиц, в том числе микропредприятия – 1828589 единиц [1, с. 11]:

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек, тыс. чел. [1, с. 18]

· Микро-предприятия 4248, 9

· Малые предприятия 6506, 8

· Средние предприятия 1719, 5

· Индивидуальные предприниматели 5644, 2

· Все категории МСП 18119, 4

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей. [1, с. 26]

:

· Микро-предприятия 8347, 4

· Малые предприятия 15116, 3

· Средние предприятия 4110, 6

· Индивидуальные предприниматели 8707, 4

· Все категории МСП 36281, 7

Основную долю малых предприятий занимают так называемые микропредприятия.

Микропредприятие – это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. [2, с. 6]

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Как уже было сказанно выше по состоянию 2013 года число микропредприятии составляет 1828589 единиц. Что состалвяет 88 % к обшему числу малых предприятий в РФ [1, с. 11]

В число малого бизнеса входят такие сфера деятельности как:

Обрабатывающие производства.

Строительство

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Со стороны государтсва ведется активное участие в развитии среднего и малого бизнеса..Количество контрактов заключенных на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг с субъектами малого бизнеса по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства для государственных в 2013 году выросли на 25 % по сравнию с 2012 годом и составили 136221 единиц, что составляет 15 % в процентах к общему количеству контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок.

В стоимостном выражении составили 82930, 9 млн.руб в 2013 году, в процентах к обшему числу контрактов составило 4, 4 %. [1, с.79]

Объем субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013 году составили 19815041, 8 тыс.руб. что на 4.4 % ниже чем в предыдущем 2012 году. [1, с.79]

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 года. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882, 3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8, 5%.

Д.А.Медведев отметил, что в странах Евросоюза вклад малого бизнеса в ВВП составляет порядка 50% ВВП, такая же доля малого бизнеса в общей занятости. В России же, по оценкам, вклад малого бизнеса в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость – порядка 25%.[4, с. 1]

Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку – в отличие от крупных – они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.