Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии проектирования АСОИУ






В практике создания АСОИУ известны две ортогональные стратегии автоматизации, называемые автоматизацией «снизу-вверх» и автоматизацией «сверху-вниз» (в литературе можно встретить другие названия этих стратегий – метод «шахт» и метод «пластов»).

Автоматизация «снизу-вверх» состоит в декомпозиции процесса управления предприятием на задачи («шахты»), которые можно изучать и реализовывать («разрабатывать») по отдельности, практически не принимая во внимание проектные решения, найденные для других задач. Задачами могут быть, например: управление кадрами, управление сбытом продукции и учет клиентов, управление материально-техническим снабжением и учет поставщиков; бухгалтерский учет; управление производством и т.п. Не следует допускать чрезмерную декомпозицию на множество «микроскопических» задач – это приводит к «тяжеловесности», громоздкости и распыленности системы и избыточности процедур обработки. Чаще всего, при небольшом числе задач, они могут разрабатываться параллельно и с разной степенью глубины (рис.13, а

уменьшаются трудности последующего сопровождения этих задач: так, если пользователи пожелают внести изменения в программы уже реализованной задачи, то, как правило, это легко сделать, поскольку при этом затрагивается лишь данная задача.

Автоматизация «сверху-вниз» предполагает разработку АСОИУ через анализ и синтез системы управления и информационной системы предприятия. Такая автоматизация обычно начинается с полномасштабного обследования предприятия, цель которого состоит в воссоздании существующей информационной системы и ее декомпозиции на функциональные подсистемы, а также в выявлении и исследовании ее недостатков. Обследование охватывает все управленческие, а иногда и производственные задачи предприятия и как бы снимает первый «пласт» в деле автоматизации всего предприятия. Затем снимается следующий «пласт» – разрабатывается концептуальная модель единого информационного пространства, в котором осуществляется решение всех управленческих задач предприятия (рис.13, б). На основе этой модели создается единая база данных системы. Последующее проектирование отдельных подсистем АСОИУ также осуществляется с учетом общих решений – эти подсистемы априори совместимы друг с другом, они пользуются общими данными, сбор и обновление которых осуществляются лишь определенными (но не всеми) подсистемами.

Основным достоинством автоматизации «сверху-вниз» является возможность достижения в итоге оптимального интегрированного управления предприятием. Зачастую это сопровождается пересмотром существующей организационной структуры, заменой старых принципов декомпозиции функциональных подразделений предприятия на новые, более эффективные в условиях интегрированной компьютеризованной информационной системы. Однако, в ряде случаев это достоинство может превратиться в недостаток, так как процесс системного исследования и внесения структурных изменений в организации может превратиться в затяжную нескончаемую работу.

7. Траектории проектирования АСОИУ

В ряде случаев проектирование АСОИУ сопряжено с анализом и формированием предложений по реорганизации организационно-управленческой структуры предприятия (так называемого «реинжиниринга»). В этом случае АСОИУ может отражать различные по отношению к текущему состояния предприятия: «как есть», «как должно быть» или «как будет с автоматизированной системой»

Модель «как есть» представляет собой «снимок» положения дел на предприятии на момент обследования. Она позволяет понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации с помощью средств автоматизации и/или организационных мер.

Модель «как должно быть» интегрирует перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков. Она позволяет сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия. Различают «легкий» и «жесткий» реинжиниринг. Легкий реинжиниринг предполагает совершенствование существующих технологий, направленное на небольшое снижение стоимостных и временных затрат выполнения управленческих процессов, устранение дублирования и противоречивости выполнения отдельных задач, выравнивание загруженности сотрудников. Жесткий реинжиниринг предполагает радикальное изменение технологий и полное переосмысление управленческих процессов.

Модель «как будет с АСОИУ» отражает те изменения в управленческих процессах, которые будут внесены в связи с внедрением средств вычислительной техники и подсистем АСОИУ. Эти изменения могут следовать из реинжиниринга предприятия (если он производился с учетом последующей автоматизации), а могут быть просто результатом внедрения АСОИУ в существующую систему управления предприятием.

 

 

8.Анализ уровня автоматизации предприятия. Причины неэффективно-сти существующей системы

Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс формулирования целей и задач АСОИУ, является наличие у предприятия опыта автоматизации. Любая разработка должна начинаться с исследования того, что уже существует, т.е. с изучения процедур и средств, уже используемых для автоматизации управления предприятием. Здесь возможны два случая. Первый случай: на предприятии вообще не автоматизирована ни одна процедура управления. Руководство предприятия ждет от разработчиков предложений по автоматизации решения имеющихся задач управления. Инициативу при этом может проявить как само руководство предприятия, так и руководители и сотрудники заинтересованных подразделений.

Второй случай: предприятие обладает определенным опытом автоматизации управления, т.е. в некоторых подразделениях уже осуществляется автоматизированное решение задач. В данном случае потребность в автоматизации решения новых задач непосредственно зависит от качества решения уже реализованных задач. Если пользователи не удовлетворены решением этих задач, они относятся к автоматизации недоверчиво и даже враждебно.

. В первую очередь – ее функциональная структура и архитектура. Необходимо выяснить, какие модули (подсистемы или АРМы) уже существуют на предприятии, кто является их разработчиком, как далеко продвинулось их создание и насколько успешно они функционируют. Другим важным компонентом «старой» системы являются базы данных. Как правило, они существуют в виде dbf-файлов, таблиц Microsoft Excel или Microsoft Access. Скорее всего эти базы данных никак не связаны между собой и в них не поддерживаются единые ограничения целостности и принципы нормализации.. Третью часть информации о существующих модулях АСУ составляют их функциональные возможности и пользовательский интерфейс. Необходимо понять, какие управленческих задачи помогает решить тот или иной модуль, и какие конкретно производственные функции и операции работников он автоматизирует. Этими функциями могут быть: хранение данных (например, автоматизированная картотека личных карточек в отделе кадров); распечатка документа (например, справки или сводной таблицы для отчета); выборка информации (например, списка имеющихся на складе деталей с заданными характеристиками). Нужно также выяснить, насколько адекватно пользовательский интерфейс отражает эти функциональные возможности. Чаще всего основной причиной неудовлетворительного функционирования АСОИУ становится отсутствие у нее базовых системных свойств, таких как целостность, единое информационное пространство, упорядоченная структура и др. Этому есть следующее историческое объяснение. Опыт фрагментарной автоматизации многое дал для развития технологии построения АСОИУ. Появилась культура работы пользователя с ЭВМ, возникло множество стандартных решений типовых задач. Однако осмысление этого опыта заставило серьезных руководителей вернуться к интегрированному решению проблемы автоматизации управления (история развивается по спирали!).

Не только фрагментарность, но другие причины могут служить источником неэффективности существующей системы, например: изменения, происшедшие на предприятии и во внешней среде; морально устаревший пользовательский интерфейс; безынициативная позиция эксплуатационного персонала АСУ и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.