Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих






В начале психолог беседует совместно со всеми члена­ми семьи, пришедшими на консультацию, выясняя про­блемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает ро­дителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточ­нения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ре­бенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про­водится обязательно. Ниже мы приводим перечень проб­лем, которые обычно волнуют родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и вос­питания ребенка (ребенок не справляется с образо­вательной программой; семья обращается к психо­логу, чтобы определить учреждение, в котором ре­бенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (не­гативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоро­вые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в

школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повы­шенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случа­ях родственники жалеют больного ребенка, гиперо­пекают и «заласкивают» его, в других — мать ребен­ка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отноше­ния»; со стороны больного ребенка может проявлять­ся грубость или агрессия в отношении близких);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специа­листами образовательного учреждения (родители жа­луются, что воспитатель или учитель недооценива­ют возможности их ребенка);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, является не­полными);

7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизи­ческими недостатками одним из родителей, в край­них случаях отказ даже от его материального обес­печения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в раз­витии и к нормальным детям (позитивная или нега­тивная, возможно проявление чувств ревности, гне­ва, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает-- информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

— у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима спе­циализированная помощь;

— родители используют неадекватные модели воспи­тания, которые искажают личностное развитие ре­бенка;

— члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.