Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии






Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные критерии, на которые дол­жны опираться специалисты при проведении психодиаг­ностических мероприятий.

В первую очередь следует назвать принцип комплекснос­ти и многоаспектности изучения проблем семьи. На совре­менном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий должны быть включены все лица и факторы, влияющие на разви­тие ребенка. Выбор психодиагностического инструмента­рия должен также отвечать поставленным требованиям.

Важнейшим принципом решения проблем семьи на раз­ных этапах является принцип гуманного и деликатного отно­шения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать и другому критерию — принципу единства диагностики и кор­рекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возмож­ность полного ее исправления.

Огромное значение для установления адекватного кон­такта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволя­ет создать между членами семьи и психологом необходи­мые доверительные отношения. Информация личного ха­рактера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена и использована против самой семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положи­тельно влияет как на достоверность результатов психоди­агностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.

Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ре­бенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармонич­ное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемей­ные отношения.

Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление не должно ограничиваться рамками детского или подростко­вого возраста, а должно продолжаться в юношеский и взрослый период. В связи с этим важное значение приоб­ретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возра­стных этапах жизни ребенка, подростка, взрослого инвалида с психофизическими недостатками.

Среди перечисленных выше критериев одним из при­оритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклоне­ниями в развитии, и лиц их заменяющих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармо­ничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гар­монизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к больному ребенку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.