Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективная сторона данного правонарушения предусматривает два разных деяния.






Во-первых, уклонение от получения требований работников. Представители объединений работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований (ч. 2 ст. 400 ТК РФ). Следовательно, уклонением считается отказ принять к рассмотрению требования профессиональных союзов (их объединений) (независимо от оснований отказа), несообщение профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в установленный срок, а равно сообщение с нарушением установленного срока.

Во-вторых, уклонение от участия в примирительных процедурах. Данное деяние различается в зависимости от вида примирительных процедур. Так, уклонение от участия в работе примирительной комиссии в соответствии со ст. 402 ТК РФ может выражаться в: непринятии объединением работодателей в установленный срок акта о создании примирительной комиссии, ненаправлении представителей для работы в ее составе, уклонении представителей объединения работодателей от посещения заседаний примирительной комиссии и отказе от подписания протокола по результатам работы комиссии.

При рассмотрении спора с участием посредника уклонением в соответствии со ст. 403 ТК РФ может считаться отказ в представлении посреднику необходимых документов и сведений, касающихся спора, отказ от подписания решения или составления протокола разногласий по результатам рассмотрения спора с участием посредника.

В рамках трудового арбитража уклонением в соответствии со ст. 404 ТК РФ следует признавать непредставление документов и сведений, касающихся спора, уклонение представителей объединения работодателей от посещения заседаний трудового арбитража;

5) невыполнение представителем работодателя обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП РФ). В случае совершения данного правонарушения налагается штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В рамках примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, предусмотренных ТК РФ, могут заключаться соглашение о кандидатуре посредника (ч. 1 ст. 403 ТК РФ), соглашение о выполнении решений трудового арбитража (ч. 1 ст. 404 ТК РФ). Следует отметить, что решения по большому числу вопросов в рамках примирительных процедур оформляется протоколами. Если такой протокол подписывается представителями сторон спора, т.е. не исходит от третьих лиц, он фактически также является соглашением, т.к. представляет собой акт согласования встречных волеизъявлений двух равноправных субъектов. С учетом этого административная ответственность должна также наступать при невыполнении объединением работодателей протокола о продлении срока рассмотрения спора примирительной комиссией (ч. 6 ст. 402 ТК РФ), протокола по результатам рассмотрения спора в примирительной комиссии (ч. 7 ст. 402 ТК РФ). С этих же позиций ответственность должна наступать при невыполнении согласованного решения, принятого по результатам рассмотрения спора с участием посредника (ч. 4 ст. 403 ТК РФ).

При анализе перечисленных норм КоАП РФ обращает на себя внимание то, что ответственность в них установлена только для работодателей их представителей. При этом в соответствии со ст. 54 ТК РФ ответственность должна наступать и для представителей работников. В ст. 54 ТК РФ предусмотрено, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Также ст. 416 ТК РФ предусматривает, что представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Очевидно, что такая ситуация не соответствует принципу равноправия сторон социального партнерства, а также целям трудового законодательства, среди которых ч. 1 ст. 1 ТК РФ называет в том числе защиту прав и интересов работников и работодателей. В связи с этим следует согласиться с мнением авторов, которые предлагают изменить содержание ст. ст. 5.28 - 5.33 КоАП РФ, дополнив представителей работников в число субъектов соответствующих административных правонарушений < 56>.

--------------------------------

< 56> Викторов И.С., Жирова Ж.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о трудовых правах граждан // Трудовое право. 2004. N 6. С. 79; Колосовский А.В. Соотношение норм административного и трудового права, регулирующих ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда // Теоретические и практические проблемы применения законодательства о труде и социальном обеспечении: Сборник материалов Общероссийской научно-практической конференции 1 - 2 декабря 2005 г. / Отв. ред. М.Ю. Федорова. Омск: ОмГУ, 2005. С. 103.

 

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается, что объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Вопросы ответственности членов объединения по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей, рассматривались ранее (см. комментарий к ст. 9). Здесь же необходимо отметить, что ответственность объединения исключается и по любым другим обязательствам его членов.

 

Статья 16. Имущество объединения работодателей

 

Комментарий к статье 16

 

1. Объединение работодателей как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему членами в качестве взносов, а также на имущество, приобретенное объединением в процессе своей деятельности.

Под правом собственности обычно понимается " закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства" < 57>.

--------------------------------

< 57> Гражданское право: Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 343.

 

Виды имущества, которым вправе обладать на праве собственности объединение, не ограничены. Это может быть, во-первых, недвижимое имущество, то есть объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 ГК РФ):

1) земельные участки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Кроме того, земельный участок, а также все прочно связанные с ним объекты, то есть объекты, права и налогообложения, признаются недвижимым имуществом;

2) здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Здания представляют собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу (введение Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359). Строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (приложение N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37).

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. (п. 2.3 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. 02.12.2002 Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам).

Объект незавершенного строительства - объект, строительство которого не завершено (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ)

Также здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, на основании п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ выступают объектами капитального строительства;

3) жилищный фонд. Жилищным фондом в соответствии с п. 1 ст. 19 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В свою очередь, жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п. 2 ст. 15 ЖК РФ).

В зависимости от формы собственности различаются частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц), государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации)), и муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).

Очевидно, что к собственности объединений работодателей относится не жилищный фонд, а входящие в него жилые помещения.

Во-вторых, движимое имущество:

1) оборудование. Под оборудованием понимаются машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния или положения. Таким образом, к оборудованию относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование, для производства промышленной продукции, оборудование сельскохозяйственное, транспортное, строительное, торговое, складское, водоснабжения и канализации, санитарно-гигиеническое и другие виды машин и оборудования, кроме энергетического и информационного (введение Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359);

2) инвентарь. Хозяйственным инвентарем являются предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе - часы, предметы противопожарного назначения, спортивный инвентарь. Производственный инвентарь - это предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям. Это емкости для хранения жидкостей (чаны, бочки, баки и т.п.), устройства и тара для сыпучих, штучных и тарно-штучных материалов, не относящиеся к сооружениям, устройства и мебель, служащие для облегчения производственных операций (рабочие столы, прилавки, торговые шкафы, стеллажи и т.п.) (введение Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359);

3) денежные средства в рублях и иностранной валюте.

В соответствии с п. 1 ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, и средства на банковских счетах и в банковских вкладах (подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ " О валютном регулировании и валютном контроле").

Иностранной валютой являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, и средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (подп. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ " О валютном регулировании и валютном контроле").

Необходимо отметить, что объектом права собственности могут выступать только наличные денежные средства, при этом с достаточной степенью условности. Это связано с тем, что право собственности - разновидность вещных прав, для которых характерно то, что решающее значение для удовлетворения интересов управомоченного лица приобретают его самостоятельные действия в отношении вещи.

Как отмечает Ю.К. Толстой, " под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства" < 58>. В то же время для удовлетворения интересов субъекта, обладающего определенной суммой наличных денежных средств, требуется наличие встречного волеизъявления иного субъекта, предлагающего в обмен на денежные средства какие-либо товары или услуги. Сами по себе денежные средства как таковые полезных качеств не имеют (не принимая во внимание полезных свойств их материальных носителей). Следовательно, правам на денежные средства в большей степени присущи свойства, характерные для обязательственных прав.

--------------------------------

< 58> Гражданское право: Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 326.

 

В отношении безналичных денежных средств следует учитывать, что они не могут являться объектом права собственности, поскольку в данном случае управомоченный субъект всегда находится в обязательственном правоотношении с кредитной организацией, возникающем на основании договоров банковского счета или банковского вклада. Соответственно, ему принадлежит право требования определенной суммы денежных средств;

4) ценные бумаги.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности;

5) иное имущество.

В гражданском законодательстве не содержится исчерпывающий перечень видов имущества. В частности, ст. 128 ГК РФ предусматривает, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Часть 1 комментируемой статьи корреспондирует со ст. 213 ГК РФ, в соответствии с которой в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (имущество, ограниченное в обороте и изъятое из оборота). Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом. Некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Имущество, принадлежащее объединению работодателей на праве собственности, в силу ст. 212 ГК РФ признается частной собственностью. Источниками его формирования в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях могут выступать:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), т.е. вступительные и членские взносы;

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

6) другие не запрещенные законом поступления.

Законодательство не устанавливает никаких требований относительно размера имущества, которое должно находиться в собственности объединения, что вполне оправданно, учитывая характер его деятельности.

Помимо права собственности имущество может принадлежать объединению работодателей на иных вещных и обязательственных правах. При этом отдельные вещные права в силу их специфики не могут принадлежать объединению работодателей. К таковым относятся следующие права.

Во-первых, право хозяйственного ведения, поскольку им наделяется только государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 294 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения - это юридически обеспеченная возможность государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться в пределах, установленных законодательством, закрепленным за ним имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Правомочие распоряжения имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено. В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно, как правило, распоряжается самостоятельно.

Во-вторых, право оперативного управления, т.к. им может наделяться только государственное или муниципальное казенное предприятие и учреждение всех форм собственности (ст. 296 ГК РФ).

Право оперативного управления - это юридически обеспеченная возможность государственного или муниципального казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться в пределах, установленных законодательством, имуществом, закрепленным за ними собственником.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При этом казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

В-третьих, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку на данном праве земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственными им учреждениями (п. 1 ст. 20 ЗК РФ, п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Следует отметить, что к объединениям работодателей фактически не может применяться п. 3 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которым право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ (29.10.2001 - день его официального опубликования в Собрании законодательства РФ), сохраняется. Порядок его переоформления на право собственности или право аренды регулируется ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Это связано с тем, что комментируемый Закон вступил в силу намного позже ЗК РФ (см. комментарий к ст. 19), а его переходные положения (см. комментарий к ст. 18) не позволили преобразовать действовавшие на тот момент союзы (ассоциации) юридических лиц, представлявшие интересы работодателей в отношениях социального партнерства, в объединения работодателей, которые фактически учреждались заново.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком - это юридически обеспеченная возможность указанного в законодательстве лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

В-четвертых, право пожизненного наследуемого владения земельным участком. На таком праве в силу ст. 21 ЗК РФ земельный участок может принадлежать только гражданину.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - это возникшая до введения в действие ЗК РФ юридически обеспеченная возможность гражданина владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также возможность распоряжения им путем передачи по наследству.

Таким образом, помимо права собственности объединению работодателей имущество может принадлежать на праве аренды и безвозмездного пользования. При этом земельный участок может находиться в безвозмездном пользовании объединения работодателей только на определенный срок и из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 24 ЗК РФ). Кроме того, объединение работодателей может обладать правом ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (сервитутом).

Следует отметить, что п. 1 ст. 25 Закона о некоммерческих организациях устанавливает право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал. Порядок его формирования, а также особенности правового статуса формирующих его некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ " О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Однако на объединения работодателей действие названного Закона не распространяется, т.к. на основании п. 4 ст. 2 этого Закона некоммерческой организацией - собственником целевого капитала признается только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается возможность наделения членов объединения работодателей его уставом правом требования возврата имущества, переданного ими в собственность объединения. К такому имуществу могут относиться уплаченные вступительные и членские взносы, целевые взносы, а также иное имущество. Уставом должен предусматриваться порядок возврата такого имущества, определения его стоимости, в том числе размера компенсации в случаях, когда переданное имущество не сохранилось в натуре.

Следует отметить, что члены объединения могут передавать ему имущество не только в собственность, но и на иных правах. Комментируемый Закон, а равно иные законодательные акты не запрещают членам объединения в качестве членского или вступительного взноса, например, передавать объединению свое имущество в безвозмездное пользование, если это не запрещено уставом, а равно решениям органов управления объединения. Возврат такого имущества в этом случае осуществляется по истечении срока пользования им или по основаниям, установленным законодательством, регулирующим отношения, связанные с использованием имущества на соответствующем праве. Например, ст. 699 ГК РФ позволяет каждой из сторон договора безвозмездного пользования во всякое время отказаться от него, если он заключен без указания срока, известив об этом другую сторону, как правило, за один месяц.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей. Данное положение является типичным практически для всех организационно-правовых форм юридических лиц. Пункт 3 ст. 56 ГК РФ предусматривает, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Такие случаи установлены в основном для коммерческих организаций, участники которых при определенных условиях отвечают субсидиарно по обязательствам юридического лица.

Несмотря на то что в комментируемой части упоминается только об ответственности объединения по обязательствам его членов, на основании п. 3 ст. 56 ГК РФ члены объединения также не отвечают своим имуществом по обязательствам объединения. Исключение составляет случай несостоятельности (банкротства) объединения, если она вызвана действиями его членов, на которых в случае недостаточности имущества объединения может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

 

Статья 17. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей

 

Комментарий к статье 17

 

1. Комментируемая статья определяет порядок реорганизации и ликвидации объединения работодателей. Возникающие при этом отношения она регулирует фрагментарно, что обусловлено тем, что данные процедуры для объединений работодателей не характеризуются значительной спецификой. В связи с этим правила их реорганизации и ликвидации определяются на основе ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях.

2. Реорганизация - это способ прекращения юридического лица, при котором имеет место правопреемство, т.е. его права и обязанности переходят к другому юридическому лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Указанные формы, как устанавливает ст. 58 ГК РФ, различаются порядком и оформлением правопреемства.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Слияние, присоединение и преобразование оформляются передаточным актом, разделение и выделение - разделительным балансом, которые в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

При реорганизации объединения работодателей может применяться любая из названных форм, за исключением преобразования. Это обусловлено тем, что ни комментируемый Закон, ни Закон о некоммерческих организациях не определяют организационно-правовые формы юридических лиц, в которые может быть преобразовано объединение.

Решение о реорганизации принимается только высшим органом управления объединения работодателей. Причем при образовании нескольких высших органов управления данный вопрос в силу п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях не может передаваться на рассмотрение постоянно действующего коллегиального органа управления. Во многих случаях уставы объединений работодателей предусматривают принятие решения о реорганизации квалифицированным большинством голосов или единогласно.

Вновь образуемые в результате реорганизации объединения работодателей (при разделении, выделении и слиянии) подлежат государственной регистрации в том же порядке, в котором осуществляется регистрация вновь созданного объединения (см. комментарий к ст. 10). В случае присоединения подлежат государственной регистрации прекращение деятельности присоединяемого объединения работодателей и изменения в уставе объединения, к которому оно присоединяется. При этом изменения в уставе должны содержать сведения о правопреемстве в отношении присоединяемого объединения работодателей.

Во всех случаях на государственную регистрацию дополнительно представляются передаточный акт или разделительный баланс (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях объединение работодателей считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего объединения (для слияния или выделения) или объединений (для разделения). При реорганизации объединения работодателей в форме присоединения к нему другого объединения работодателей первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.

При реорганизации объединения работодателей должны соблюдаться гарантии прав его кредиторов, предусмотренные ст. 60 ГК РФ. Во-первых, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации исполнительный орган объединения обязан в письменной форме сообщить в территориальный орган Министерства юстиции РФ о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае реорганизации в форме присоединения или слияния такое уведомление направляется объединением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что объединение находится в процессе реорганизации. После этого реорганизуемое объединение дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более объединений уведомление опубликовывается от имени всех участников реорганизации объединением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации объединении, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.

Кредитор объединения, если его права возникли до опубликования уведомления о реорганизации, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) объединения несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного объединения.

Комментируемая статья предусматривает возможность реорганизации объединения работодателей в случаях, установленных федеральным законом. Имеются в виду ситуации, когда реорганизация осуществляется в принудительном порядке. Статья 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусматривает, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудительном разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Практика принудительной реорганизации объединений работодателей не распространена, что связано с незначительным удельным весом деятельности, приносящей доход, среди иных видов деятельности, осуществляемой объединением. Однако наличие такой возможности в законодательстве позволяет предотвратить осуществление монополистической деятельности под видом объединения работодателей.

3. Ликвидация - это способ прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация может быть добровольной, т.е. осуществляемой по решению органов юридического лица, либо принудительной. В последнем случае решение о ликвидации принимается в судебном порядке. Основаниями его принятия могут служить:

1) допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

3) осуществление деятельности, запрещенной законом;

4) осуществление деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

5) систематическое осуществление некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Кроме того, объединение работодателей может быть ликвидировано в случае признания его несостоятельным (банкротом), поскольку ст. 65 ГК РФ не устанавливает для данной формы некоммерческих организаций запрета на признание банкротом.

С иском о принудительной ликвидации объединения в суд вправе обращаться Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, если ликвидация осуществляется в связи с осуществлением экстремисткой деятельности, на основании Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ, либо прокурор субъекта Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган при ликвидации по всем другим основаниям (п. 1.1 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

В случае добровольной ликвидации соответствующее решение принимается в таком же порядке, что и решение о реорганизации объединения работодателей.

Одновременно с принятием решения о ликвидации объединения работодателей создается ликвидационная комиссия (назначается ликвидатор), а также устанавливаются порядок и сроки ликвидации объединения. Кроме того, о начале ликвидации сообщается в регистрирующий орган. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает в суде.

Процедура ликвидации регулируется ст. 62 ГК РФ и ст. 19 Закона о некоммерческих организациях. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации объединения, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации объединения. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации объединения.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается членами объединения или органом, принявшим решение о его ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемого объединения денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества объединения с публичных торгов.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое объединение несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого объединения. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого объединения, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого объединения, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса объединения обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого объединения. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого объединения, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого объединения, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда отказано.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается членами объединения или органом, принявшим решение о ликвидации объединения (о праве членов объединения на получение ликвидационного остатка см. комментарий к ст. 7).

Ликвидация объединения работодателей считается завершенной, а объединение работодателей - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Статья 18. Переходные положения

 

Комментарий к статье 18

 

Комментируемая статья устанавливает нормы, необходимые для приведения правового положения организаций, представлявших работодателей в отношениях социального партнерства до принятия комментируемого Закона, в соответствие с данным Законом. Такие организации должны были до 1 ноября 2007 года внести необходимые изменения в свои учредительные документы.

Однако на практике возникли существенные затруднения в реализации рассматриваемых норм.

В первую очередь это было связано с тем, что до принятия комментируемого Закона интересы работодателей в отношениях социального партнерства в основном представляли союзы и ассоциации юридических лиц. Поскольку объединение работодателей - самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации, приведение учредительных документов союзов и ассоциаций юридических лиц в соответствие с комментируемым Законом требовало изменения их организационно-правовой формы и, следовательно, проведения реорганизации в форме преобразования. Однако п. 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях на момент вступления в силу комментируемого Закона допускал преобразование ассоциации или союза только в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество < 59>. В результате союзы и ассоциации фактически были лишены возможности приобрести статус объединений работодателей.

--------------------------------

< 59> В настоящее время допускается также преобразование в некоммерческое партнерство. - Прим. авт.

 

Аналогичным образом ситуация складывалась и для других некоммерческих организаций, которые ранее представляли интересы работодателей на разных уровнях социального партнерства. Преобразование некоммерческого партнерства допускалось только в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. Автономная некоммерческая организация могла быть преобразована только в общественную организацию (объединение) или в фонд.

Выходом из такой ситуации являлось только создание новых объединений работодателей. В противном случае после 1 ноября 2007 года на различных уровнях социального партнерства интересы работодателей было бы некому представлять. В силу изложенных обстоятельств в настоящее время распространенной является ситуация, при которой на одном и том же уровне социального партнерства функционируют объединение работодателей и ассоциация или союз коммерческих организаций или общественная организация с созвучными наименованиями.

Например, на общероссийском уровне созданы ООР " РСПП" и общероссийская общественная организация " Российский союз промышленников и предпринимателей".

 

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 19

 

Комментируемая статья устанавливает порядок вступления в силу Закона. Днем его вступления в силу считается день его официального опубликования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в " Парламентской газете", " Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Первое официальное опубликование комментируемого Закона состоялось 30 ноября 2002 года в " Российской газете", а также в " Парламентской газете". Следовательно, указанная дата является датой вступления его в силу.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.