Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность социального государства.




Социальное государство - тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов. Конституционные обязанности: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материн-ству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие " гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

39. Марксистко – ленинская, анархистская, либеральная и конвергенционная и другие концепции об исторической судьбе государства и права.

Основные черты марксистско-ленинского учения: 1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстроечных явлений экономической сферой общества и прежде всего - характером производственных отношений. 2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов. Теоретики большевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государство - это прежде всего " машина" классового подавления. 3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации " старой организации общества". 4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теоретических постулатов, положенных в основу создания Советского государства. 5. Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством. 6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марксистское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически ценных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равного масштаба, применяемого к неравным отношениям.. Анархизм – политическое учение, отрицающее необходимость государства, пропагандирующее замену его общественным самоуправлением. Естественная форма жизни людей по Прудону – общество, основанное на разделении труда, равенстве, взаимном обмене результатами труда, трудовой собственности и свободных объединениях трудящихся. Главный недостаток экономической жизни – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность, неравенство, власть. Собственность есть кража. Всякая власть – эксплуатация человеком человека. Те, кто обладают политической властью, не могут не эксплуатировать общество. Поэтому государство вредно. Всякое государство имеет классовый характер. Конституционное государство – конфедерация буржуа против рабочих и короля. Законы создаются для защиты интересов. Интересы меняются, растет и число законов, ограничивая сферу человеческой свободы. Все преступления вместе взятые, причиняют меньше вреда, чем государство и право. Прудон не желал политических преобразований Главное – экономический переворот – справедливое распределение. Реформы можно провести мирным путем. Власть существует лишь в умах людей в результате обмана со стороны религии. Просвещение разрушит авторитет власти. Общество превратится в федерацию свободных ассоциаций, сочетающих личную и коллективную свободу. Прудон отрицал пользу обобществления собственности. Он отстаивал идею частного владения, основанного на личном труде, почему марксисты считали его учение «мелкобуржуазным». Коммунизм для Прудона – гнет и рабство. При коммунизме человек становится рабом государства. Бакунин считает, что высший закон человечества – уважение человеческой личности. Человеком правят два естественных закона – солидарность и свобода. Свобода в познании и признании естественных законов. Человек свободен, если признает равенство, свободу и человечность всех людей, а люди окружающие его, признают его свободу и человечность. Власть развращает людей интеллектуально и морально. Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Бакунин призывал к всемирной анархической революции, которая уничтожит капитализм и государство. Будущее общество представлял как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся общин без центральной власти и управления. Социализм без свободы – это «рабство и скотство». Свобода и государство несовместимы. Государство должно «раствориться в обществе». В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции: право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства; экономика и государство являются отдельными сферами; личность первична по отношению к обществу; общество первично по отношению к государству. Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль " ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает " правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются. Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.