Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая и предельная полезность. Предпочтения потребителя и кривая безразличия. Равновесие потребителя.






При анализе потребительского поведения используется два подхода: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию. Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей человека, которую он получает при потреблении товаров или услуг. Термин «полезность» был введен И. Бентамом (англ. философ, 1748-1832). Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. U(utility) = ютила - условная единица полезности. Различают две формы полезности: общую и предельную. Общая (совокупная, суммарная) полезность (TU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Чем больше товара потребляет человек, тем большую совокупную полезность он получает. Предельная полезность (MU) - добавочная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу. Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит: По мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

 

Основой изучения личного потребления служат кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокуп. потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Кривые безразличия графически отражают систему предпочтений потребителя. Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D) характеризует набор товаров, имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупную полезность), и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести. Кривая безразличия выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара (X) сопровождается сокращением потребления другого товара (Y), т.е. товар заменяется товаром.

 

Равновесие потребителя наступает, когда он тратит весь доход таким образом, при котором отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем. (2-ой закон Госсена).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.