Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, функции, структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.






ЭT - наука общественная, изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством и обменом, распределением и перераспределением, потреблением товаров и услуг. Экономич наука исследует: экономич поведение отдельного лица, фирмы, государства, экономич явления, хозяйственную среду, закономерности развития экономики, рациональное поведение хозяйствующих субъектов на разных уровнях. Основная проблема − вопрос наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей. Курс ЭТ состоит из разделов: общие основы-исследует предмет и методы науки; микроэкономика -поведение участников экономич процессов на уровне отдельных индивидов, домашних хозяйств, фирм (также цену товара, издержки его производства, выручку от продаж, эффективность деятельности предприятия), макроэкономика - процессы, происходящие на уровне национального хозяйства страны в целом (также национальное богатство, валовой национальный продукт, совокупный доход, общий уровень цен), международная экономика – экономич закономерности в мировой экономике, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений, которые описываются теоретически.+ теория переходной экономики - развитие экономич системы в странах, где осуществляется преобразование административно-командной экономики в рыночную экономику. ЭT имеет функции: познавательную - постижение закономерностей, по которым развивается экономика, формулирование принципов ее развития, предвидение последствий; методологическую - совокупность устанавливаемых закономерностей, формулируемых принципов экономики, предугадываемых последствий служит фундаментом, базой для других экономич наук; практическую - предполагает широкое использованиевыявленных экономич закономерностей для решения практических задач; критическую - состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов. Направления экономической науки: Позитивная ЭТ отвечает на вопрос «что есть?».Нормативная ЭТ на вопрос «что должно быть?». Позитивный экономический анализ- высказываются суждения типа «если..., то...», которые находят подтверждение или опровергаются доступными фактами или статистикой. Он не даёт оценку; он констатирует факты, исследует фактическое состояние экономики = «что есть». Нормативный экономический анализ используется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями, рекомендаций относительно того, «как должно быть». Он имеет форму предписания, а не предсказания, определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе.

2. Методы экономической науки: общемировоззренческие, общенаучные, специальные. Экономич теория (ЭК) — наука общественная, изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством и обменом, распределением и перераспределением, потреблением товаров и услуг. Методы ЭТ: I. Общемировоззренческие: диалектический - единый метод: в природе и в обществе все явления находятся в развитии и изменении, взаимосвязи; причем развитие идет от простого к сложному, количество переходит в качество, происходит единство. II. Общенаучные: 1. метод научной абстракции – выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и мысленное отвлечение от второстепенных деталей.2. анализа и синтеза изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). 3. индукция и дедукция: индукция – на основе отдельных фактов и наблюдений строятся гипотезы и выводы; дедукцияот общих положений к частным определениям, т.е. от гипотезы к подтверждению ее фактами из жизни; 4.системного подхода - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы; 5. единство исторического и логического: исторический подход - чтобы познать текущие экономич процессы, надо сначала изучить историю данной проблемы; логический подход - экономич процессы должны быть взаимосвязаны и правильно логически построены; 6. единство количественного и качественного анализа. III специальные методы исследования: 1. статистический – позволяет осуществлять сбор, учет, обработку и хранение экономической инфы; 2. балансовый -выведение остатков и разниц; 3. экономико-математические методы - позволяют с помощью математических приемов обрабатывать экономич информацию; 4.экономический эксперимент; 5. причинно–следственный - выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями. 6.предельный анализ - использование предельных величин: предельных издержек, предельного продукта, предельного дохода, предельной прибыли, т.е. приращение показателей при производстве одной дополнительной единицы продукции, что позволяет найти оптимальное соотношение затрат и результата. 7. функциональный анализ – установление причинно-следственных связей. 8. равновесный подход - характеризует состояние, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса.

3. Экономические категории. Экономические законы: всеобщие, общие, специфические. Экономическая категория-логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества, это абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономи­ч жизни общества: спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и др. Экономич законы это: форма выражения экономич отношений; многократно проведенные и подтвержденные обобщения экономич процессов; в нутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами; носят постоянный и объективный характер; не носят непреложного характера и люди по своей воле могут нарушать их. Экономич законы возникают, развиваются и функционируют лишь в процессе экономич деятельности людей, т.е. они не существуют и не действуют вне о бщества; у общества есть возможность познать закон и использовать его действие в своих интересах; законы носят исторически ограниченный характер и встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил. Типы законов, действующих на протяжении разных исторических периодов: 1 ) всеобщие экономические законы (присущие всем общественно-экономическим формациям): закон экономии рабочего времени, закон роста производительности труда, закон адекватности производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил и др.; 2) общие экономич законы (действуют в нескольких формациях): закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения; 3) специфические экономич законы (действуют в пределах только одной общественно-экономической формации): основной экономический закон, закон концентрации отдельных форм собственности и капитала и др.

4.Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Потребность- нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека; всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое желает продлить; объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию. Пирамида потребностей Маслоу: в основе физиологические потребности (еда, вода, сон), далее потребность в безопасности (здоровье, стабильность, личная безопасность), след-потребность в принадлежности (любовь, дружба, общение), потребность в признании (уважение окружающих, самооценка), потребность в самовыражении (личное совершенствование). Характеристика потребностей: первичны по отношению к производству; стимулируют производство: выступают главной мотивацией поведения людей, особенно в производственной сфере; многогранны, многообразны; безграничны; подвижны; динамичны, растут к оличественно и качественно; имеют исторический характер и всегда органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей; изменяются с прогрессом общества; Классификация потребностей с т. зр.: масштабов и структуры производства: абсолютные, включающие все возможные потребности (и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время); действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства; подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства; фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса; роли в воспроизводственном процессе: личные, производственные. роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, духовные, соц. последовательности удовлетворения: первичные, вторичные. социальной структуры общества: общества в целом, социальных групп, отдельных людей. характера их изменения: эластичные, неэластичные (жесткие)-не отменяются в течение долгого времени. Закон возвышения потребностей состоит в переходе от простых потребностей к сложным, удовлетворение которых зависит от более высокого качественного уровня продукции материальных благ. Потребности растут качественно и количественно.

5.Ресурсы, факторы производства. Ограниченность ресурсов. Экономические блага. Проблема выбора в экономике. Экономические блага - вещи и услуги, способные удовлетворять человеческие потребности.Классификация благ: по источникам возникновения: естественные (неэкономические), экономические; по роли в воспроизводстве: потребительские, производственные; по роли в потреблении: предметы жизненной необходимости, не первой необходимости, первой необходимости; по характеру удовлетворения потребностей: взаимодополняемые (не могут использоваться один без другого и совместно удовлетворяют одну потребность), взаимозаменяемые; по продолжительности использования: разового использования, долговременные, недолговременные; учетом фактора времени: настоящие, будущие; от кол-ва потребителей: частные, общественные. Ресурсы производства -совокупность материальных и финансовых средств, природных, соц и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и др ценностей. Классификация ресурсов: 1. природные -естественные силы и вещества, потенциально пригодные для применения в производстве: неисчерпаемые, исчерпаемые, возобновляемые, невозобновл. 2. материальные - все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме. 3. трудовые -экономически активное, трудоспособное население. Оценивают по 3 параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному, культурно-образовательному. 4. финансовые - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и в состоянии выделить на организацию производства. Процесс накопления этих ресурсов -инвестирование. Базовые ресурсы присущи любому производству (природные, материальные и трудовые). Производные – на рыночной ступени экономики. Факторы производства – ресурсы, уже реально вовлеченные в процесс производства. 3 основных: 1.земля-природные ресурсы-созданные самой природой и используемые в производственной деятельности человека; 2.капитал - материальные и финансовые ресурсы; может быть представлен в денежной форме (денежные активы, акции) и в натуральном выражении (машины, станки); 3. труд-целесообразная деятельность людей, направленная на получение производственного результата. Ресурсы производства всегда ограничены объективно по отнош к безграничным потребностям общества. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей обусловили возникновение в экономике проблему выбора потребностей, подлежащих удовлетворению.Смысл выбора как экономич проблемы-найти лучший способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимум доходности и эффективности. Проблема выбора бесконечна между экономическими вариантами использования ресурсов.Оптимальным выбором считается вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.

 

 

6.Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Альтернативные (вменённые) издержки производства – это количество одного продукта, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить дополнительное количество другого продукта. Альтернативная ценность оценивается как наибольшая из упущенных возможностей. Закон возрастающих вменённых издержек - по мере увеличения объёма производства вменённые издержки каждой новой единицы продукции возрастают. То есть производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные и эффективные ресурсы, и только после их истощения — менее пригодные. При производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхода одних и тех же материалов. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией. Криваяпроизводственных возможностей –линия, соединяющая альтернативные точки производства двух видов товара; это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полной занятости всех ресурсов. Особенности кривой: каждая точка на кривой показывает альтернативы в производстве двух товаров; точка внутри кривой показывает, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, поэтому можно увеличивать производство обоих товаров; точка за пределами кривой показывает невозможность производства, так как нет ресурсов при имеющейся технологии; кривая имеет нисходящий наклон (уменьшение производства одного товара увеличивает за счет этого производство другого товара); кривая имеет форму вогнутой линии, ибо при переходе к производству другого товара приходится жертвовать все большим количеством первого товара.

Для производства 6 тыс пачек чипсов пришлось пожертвовать 1 млн кг картофеля.

 

 

8.Сущность экономической системы. Структура экономической системы общества. Экономическая система общества -это совокупность производственных (экономических) отношений: между субъектами хозяйствования, людьми, а также отношения тех и других к используемым ресурсам, продуктам и доходу. К элементам экономической системы относятся: 1.Государство (основной субъект экономических отношений) - предоставляет субсидии, оказывает государственные услуги, взимает налоги, получает ресурсы. 2. Домашние хозяйства - получают доходы, заработную плату, ренту, прибыль; покупают товары и услуги; платят налоги. 3. Рынок ресурсов (факторов производства) - создает и продает различные ресурсы (труд, капитал, природные ресурсы). 4. Рынок товаров и услуг - создает товары и услуги. 5.Предпринимательские фирмы - платят налоги, получают субсидии и государственные услуги, осуществляют платежи, производят товары и услуги. Структура: производительные силы, экономические отношения, механизм координации, движущие силы. Производительные силы - совокупность личностных и вещественных факторов, используемых для производства материальных условий жизни общества - благ и услуг. В состав входят: работники; средства производства, включающие предметы труда и средства труда; наука и все знания, которые воплощаются в технике, технологии и организации производства. Экономические отношения - как совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества.Включают 3 основные составные части: производственные - отношения между людьми по поводу непосредственного производства и присвоения создаваемых ими благ; организационно-экономические - связывающие и организующие экономику в единое целое через управлени е; технико-экономические - между людьми по поводу более рационального и эффективного использования имеющихся технико-экономических ресурсов. Движущие силы - совокупность тех или иных факторов, которые, взаимодействуя, способствуют ее становлению и развитию. Основными элементами экономических отношений являются: потребности, интересы, соперничество (конкуренция). Механизм координации - это механизм согласования звеньев и функций системы на основе определенных форм, способов и методов регулирования и корректирующего воздействия.

10.Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Собственность - исторически сложившиеся отношения между юридическими и физическими лицами и государством по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ, ресурсов, условий производства; отношения между людьми по присвоению благ в конкретной соц форме. Субъект собственности (собственник) – конкретные люди (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Объект собственности - те элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоены данным субъектом: вещественные, невещественные. Сущностной основой отношений собственности служатотношения присвоения -межсубъектные отношения по поводу способов и форм включения материальных благ в качестве своих (присвоенных) в жизнедеятельность отдельных субъектов хозяйствования или общества в целом. Разгосударствление - передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью (в т.ч. посредством приватизации) функций управления хозяйствующими субъектами. Оно выражается в снижении роли государства в экономике. Приватизацияприобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Она означает смену собственника. Формы собственности: По признаку субъектов собственности: отдельные граждане, коллективы, семьи государство. По форме присвоения: индивидуальная, коллективная и государственная собственность. По составу субъектов: индивидуальная, групповая, общественная. Виды собственности. Частная (происходит обособление собственника, он независимо от других людей осуществляет свои права). Частная собственность делится на: индивидуальную (собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения), капиталистическую (основные права реализуются собственником, создаются условия для обогащения собственника за счет наемного работника), коллективную (основана на объединении нескольких собственников). Коллективная собственность делится на: кооперативную (коллективная собственность с чертами индивидуальной собственности. Каждый собственник учувствует в коллективной собственности своим трудом и собственностью, имеет равные права в управлении и распределении дохода), акционерную (сочетает в себе признаки частной и общественной стоимости. Коллективное создание доходов и деление прибыли), партнерскую (объединение капитала двух или более лиц. Собственники получают прибыль соразмерную их взносам), общественную (разные лица совместно осуществляют права собственника. Исключается индивидуальная собственность. Права собственности принадлежат всем. Высокая степень социализации. Чаще всего представлена государственной собственностью или собственностью общественных организацией).

14.Рынок: понятие, условия возникновения, функции. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Модели рыночной экономики. Рынок это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен. Условия возникновения и развития рыночных отношений: общественное разделение труда и специализация; свободный обмен ресурсами; наличие комплекса экономических прав и свобод; свободное ценообразование; конкуренция товаропроизводителей; невысокий размер издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности (трансакционных). Функции рынка: посредническая -соединение производства и потребления, обеспечивает непрерывность общественного производства; регулирующая -служит регулятором спроса и предложения, денежной и товарной массы; стимулирующая -организация современного производства (достижений НТП); информационная – инфа о качестве, количестве, ассортименте, цене товаров и услуг; ценообразуюшая - исходит из уровня издержек, под воздействием спроса и предложения, конкуренции; санирующая - очищает от нерентабельных, убыточных, неэффективных субъектов. Классификация рынков. По степени зрелости: развитый, формирующийся. По территории: местный, региональный, национальный, мировой. По отношению к действующему законодательству: легальный (официальный), «теневой»(вне госуд контроля). По механизму функционирования: совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции. По степени насыщенности товарами: равновесный, дефицитный, избыточный. По объектам купли – продажи: финансовый, товарный, рабочей силы, информации, предметов потребления, средств производства. Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обслуживающих кругооборот капиталов, финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов, инвестиций: сеть коммерческих банков, финансовых учреждений, биржи, выставки, ярмарки, аукционы; дороги, все виды транспорта, материальная база (магазины, склады), техническая база (измерительная техника, средства автоматизации); законодательная система страны. М одели рыночной экономики: либеральная (господство частной собственности, поощрение предпринимательства, государство реализует свои функции в основном на макроуровне, поэтому социальное расслоение велико). Примеры: США, Канада. социально ориентированная ( сильные позиции государства в регулировании экономики и решении социальных проблем). Регулируется занятость населения, уровень доходов, цены. Примеры: Швеция, Финляндия, Норвегия.

 

12.Типы экономических систем общества и их характеристика. Экономич система общества -это совокупность производственных (экономич) отношений: между субъектамихозяйствования, людьми, также отношениятех и других к используемым ресурсам, продуктам и доходу. Типы экономич систем. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Они определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение основаны на обычаях данной страны. Экономич роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции. Рыночная (экономика капитализма свободной конкуренции). Особенности рыночной экономики: частная собственность, свобода предпринимательского выбора, конкуренция, опора на рыночную систему, ограниченная роль государства. Она характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения, материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Командная. Командная экономика является противоположностью рыночной. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами.Каждому предприятию предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются ресурсы, так государство решает вопрос как производить, указываются поставщики и покупатели, т.е. решается вопрос, для кого производить. Смешанная. Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех 3 видов.Она предполагает использование регулирующей роли государства и экономич свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по указу правительства. Государство осущ антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономич политики, что в той или иной степени способствует экономич росту страны и повышению жизненного уровня населения.

17.Спрос.Факторы спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, которые потребители могут (готовы) приобрести при сложившихся ценах и доходахв течение определенного периода времени.Выражает отношение между ценой товара и его кол-вом, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Спрос ограничен: действующими ценами, платежеспособностью потребителей. Величина (объем) спроса –кол-во товара, которое потребитель хотел бы купить в течение некоторого периода при определенной его цене. Платежеспособный спрос –потребность в товарах, обеспеченная денежнымисредствами покупателей и которая может быть реальноудовлетворена. Цена спроса - максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент. Закон спроса отражает связь между ценой товараиобъемом покупательского спроса на товар. Суть его: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. Исключения из закона спроса: эффект Гиффена– рост спроса на товар вместе с его ценой: на товары низшей категории, первой необходимости; эффект Веблена– снижение цены на высококачественные товары уменьшает спрос на них; на товары роскоши. Неценовые факторы спроса: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, уровень дохода потребителей, цены на сопряженные товары, ожидания потребителей, изменения в экономич политике государства. Их взаимодействие приводит к параллельному сдвигу кривой вправо (если спрос увеличивается) и влево (если снижается). Графически функция спроса от цены изображается кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

Эластичность –мера реакцииодной величины на изменение другой. Коэффициент эластичности − отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой. Эластичность спроса по цене показывает изменение величины спросапод влиянием динамики цены на 1%. Коэфф. эл. спроса по цене = изменение величины спроса (в %): изменение цены (в %) Ed, p = Δ Q: Δ P В зависимости от значения коэффициента по абсолютной величине есть: эластичный спрос Ed, p > 1, неэластичный < 1, единичной эластичности = 1, совершенно неэластичный спрос = 0, совершенно эластичный спрос Ed, p → ∞. Коэффициент эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение спроса вслед за 1% изменением дохода. Ed, i = изменение объема спроса (в %): изменение дохода (в %) Ed, i = Δ Q: Δ I Товары могут относиться к предметам: первой необходимости, когда 0 < Ei < 1, второй необходимости Ei= 1, роскоши > 1, низшего качества < 0.

 

18.Предложение.Факторы предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.

Предложение — кол-во товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающиеих купить. Объем предложения – кол-во товаров и услуг, которое может быть предложено для реализации в определённый промежуток времени по данной цене. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар. Закон предложения - отражает прямо пропорциональную зависимость (положительную) между ценой и объемом предложения.Графическифункция предложения цены отражается кривой предложения, имеющей положительный наклон.

Неценовые факторы предложения: изменение цен на ресурсы - сказывается на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении, изменение технологии производства, изменение цен на сопряженные товары, ожидания изменений цен, изменение числа продавцов на рынке, изменение налогов и дотаций. В случае их воздействия происходит смещение кривой предложения вправо (если предложение увеличивается) и влево (если уменьшается). Эластичность предложения по цене — степень реагирования объема предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле: Es = процентное изменение объема предложения: процентное изменение цены Es = Δ Qs: Δ P. Es > 1- предложение эластично. Es < 1- неэластично. Es = 1-обладает единичной эластичностью. Значение эластичности предложения по цене зависит от фактора времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения (по которой производитель предлагает свой товар), которая затем сталкивается с ценой спроса (которую в состоянии и намерен уплатить потребитель). Это компромисс в виде равновесной рыночной цены (цена равновесия).При равновесной цене на рынке устанавливается количественное равенство предлагаемых (Qs) и спрашиваемых (Qd) товаров: Qs = Qd.На рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок стремится к равновесию.

 

 

13.Трансформационная (переходная) экономика: сущность, закономерности, основные тенденции. Переходная экономика -переходное состояние от одной экономич системы к другой; это экономич система, в которой сочетаются экономич отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей. Основные черты такой экономики: 1. Неустойчивость объясняется тем, что в переходных системах меняется механизм развития. Это разрушает её устойчивость в связи с тем, что обусловливает разбалансированность предыдущей системы. Неопределённость объясняется способностью элементов системы к самоорганизации. Субъекты экономики ставят перед собой цель- построить экономич систему определённого типа и разрабатывают механизмы и средства реализации цели, но часто теоретически сформулированная и реализованная цель не совпадают, т.к. в процессе становления всегда возникают непредвиденные моменты, а также разные варианты развития. Многовариантность обусловливает альтернативный характер развития переходных экономик. Устремления применительно к трансформации старой системы могут быть успешными (реализованная цель близка к поставленной) и безуспешными (система возвращается в модифицированном виде к первоначальному состоянию или гибнет). Также существуют противоречия между старым и новым в недрах самой экономич системы; между экономикой и политикой, между экономикой и идеологией и т. п. Историчность определяется характером условий перехода, природными, экономич, политич, региональными, идеологическими и соц особенностями стран, формирующих специфику модели трансформации. Появление и функционирование особых переходных экономических форм – форм собственности, видов предприятий, способов регулирования экономики. Важнейшие специфические закономерности функционирования переходной экономики: инерционность воспроизводственного процесса; интенсивное развитие всех новых форм, элементов, институтов.Первая закономерность функционирования переходной экономики связана с пассивностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономич форм другими, желательными. Быстрые действия внесли бы хаос в производственный процесс. Инерционность воспроизводства предполагает как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.Другой закономерностью является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса и его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация.

16.Несовершенства рынка и необходимость государственного регулирования экономики. Рынок не лишен недостатков. Маскирует и исправляет их госуд регулирование. Недостатки: макроэкономич нестабильность, монополизм, игнорирование рынком внешних эффектов, отсутствие интереса к производству общественных благ, равнодушие рынка к соц проблемам.1 .Макроэкономич нестабильность. Функционирование рыночного механизма приводит к равновесию между спросом и предложением. Оно может установиться при неполной занятости экономич ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно не может справиться с высокой безработицей и инфляцией. Госуд регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.2. Монополизм. Поддержание конкуренции- одна из приоритетных задач государства. Госуд антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции. 3. Внешние эффекты. Внешние отриц эффекты (издержки перелива)- такие выгоды и издержки, с которыми не сталкиваются участники рыночной сделки, а весь эффект получает третья сторона.Напр, загрязнение окружающей среды, от которого страдает население. Производитель и потребитель выигрывают. Государ регулирование может быть двояким: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов.Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива. Положит внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении товаров, услуг.Они не оплачиваются и не компенсируются. Напр, образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Госуд регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. 4. Общественные товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства (общественные товары). Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Напр, электричество.Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. 5. Социальные проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем. Но существуют слои населения, у которых отсутствует возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в госуд поддержке. Госуд регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в безвозмездных платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы.

 

 

11.Национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в РБ. Национализация-отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного госуд органа. Она затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. Цель национализации -обеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции. Разгосударствление -процесс освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Оно означает переход от командно-административных к экономическим методам руководства и смену форм и содержания отношений собственности. Приватизация –процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. Разгосударствление и приватизация собственности могут осущ в следующих формах: выкуп имущества госуд предприятия, сданного в аренду; превращение госуд предприятий в акционерные общества; создание коллективных предприятий; продажа госуд предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Практика реформирования госуд собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. При преобразовании госуд и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли), что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование госуд собственности, что требовало его совершенствования по следующим направлениям.1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе госуд и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкурентоспособности предприятий.2. Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации госуд собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников. 3. Проведение реструктуризации (изменение структуры, масштабов, видов деят хозяйствующего субъекта в целях обеспечения эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов) объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица в процессе разгосударствления.4. Выделение структурных подразделений в самост акционерные общества без предварительного образования юридического лица.

7.Экономическая и социальная эффективность. Эффективность производства —категория, которая характеризует отдачу, результативность производства. Она свидетельствует о том, какой ценой, какими затратами ресурсов достигается этот прирост (о качестве экономич роста). Экономическая эффективность -достижение производством наивысших результатов при наименьших затратах живого труда или снижение совокупных затрат на единицу продукции. Соц эффективность -степень соответствия результатов производства социальным нуждам общества, интересам отдельного человека. Уровень эффективности общественного производства определяется при помощи системы показателей.Эффективность производства=результаты производства: затраты производства.Для определения эффективного использования каждого фактора производства по отдельности применяется система конкретных показателей: производительность труда, трудоемкость, капиталоотдача, капиталоемкость, материалоотдача, материалоемкость, энергоемкость, эколого-эффективность. Производительность труда (= объём продукции: кол-во работников, её создающих) — это дееспособность труда. Трудоемкость (=стоимость затраченного живого труда: стоимость произведённой продукции)— показатель, обратный производительности труда, который определяет стоимость затраченного живого труда на производство единицы продукции. Капиталоотдача (=стоимость произведённой продукции: стоимость основного капитала)— показатель, который характеризует эффективность использования основного капитала (средств труда). Он рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости основного капитала. Капиталоемкость (=стоимость осн капитала: стоимость произведённой продукции) фиксирует стоимость затрат основного капитала на единицу произведенной продукции. Материалоотдача (=стоимость продукции: стоимость материалов)характеризует эффективность использования предметов труда. Материалоемкость(=стоимость материалов: стоимость продукции) характеризует стоимость материальных ресурсов, израсходованных на единицу произведенной продукции. Энергоемкость(=стоимость энергии: стоимость продукции) характеризует затраты энергетических ресурсов на единицу произведенной продукции. Эколого-эффективность определяет эффективность природопользования хозяйствующим субъектом с помощью показателя эколого-экономической эффективности по формуле: Е=Е˳ -(А+В+С). Е˳ -общеэкономич эффект хозяйствующего субъекта, Ф-стоимость природоохранных мероприятий, В-потери от нанесённого ущерба природной среде, С-стоимость природ ресурсов. Показатели социальной эффективности производства: размер ВВП и ВНД на душу населения, доля фонда потребления и ВНД, уровень жизни населения, качество жизни населения.Для анализа состояния и прогнозирования социально-экономической ситуации в стране рассчитывают и др показатели: уровень минимальной почасовой заработной платы; уровень безработицы; коэффициент рождаемости; уровень развития здравоохранения; уровень физич развития человека; качество и комфортность жилья; продолжительность рабочей недели; кол-во свободного времени и наличие возможностей его рационального использования; условия работы и ее безопасность; степень распространения средств связи и коммуникаций; экологич состояние окружающей среды и т. п.

9.Институты: формальные и неформальные. Экономические институты. Экономический институт - экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Институты — это распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. Объекты экономических институтов – различные экономические сферы (например, собственность). Субъекты экономических институтов – люди в системе экономических отношений. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции, за нарушение которых носят организованный характер. Неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом. Формальные институты: разрабатываются и навязываются гос. Органами; нарушители наказываются формально; наказание прописывается в законодательстве; имеют систему мер принуждения к их исполнению.Виды формальных институтов: политические (конституция, закон, подзаконные акты и т.п.); экономические (налоги, квоты); системы контрактации (письменные контракты); способы оформления контрактов и меры принуждения к их исполнению. Неформальные институты: арушители наказываются неформально (как правило – исключением из группы). Примеры: традиции, обычаи, бизнес-этика. Виды взаимодействия формальных-неформальных институтов: 1.форм. институты появляются на базе хорошо зарекомендовавших себя неформальных институтов, являются их следствием и продолжением (религиозные заповеди -> средневековые кодексы -> статьи УК). 2.форм. институты создаются для противодействия неформальным институтам (вендетта).

15.Конкуренция. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Основные характеристики монополии, олигополии, монополистической конкуренции. Конкуренция -борьба между экономич субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Совершенная конкуренция – состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену.Т.е. спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж. Она позволяет достичь соответствия экономич интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема; обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации, заложенной в цене. Недостатки: имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата; блага, которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производятся; не учитываются разные вкусы потребителей. Несовершенная конкуренция –та, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. Её условия: на рынке действует ограниченное число производителей; существуют экономич условия (барьеры, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство; рыночная информация искажена и не объективна. Олигополия -рыночная структура, на которой действует несколько соперничающих фирм. Производимый фирмами-олигополистами продукт может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Вход в отрасль труден. Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска сказывается на спросе на продукт других и соответственно на их прибылях. Монополистическая конкуренция -рыночная структура, при которой группа взаимозаменяемых товаров производится большим кол-вом независимых фирм.Её черты: производимые товары -несовершенные заменители друг друга, т.е. покупатели способны дифференцировать продукты по качеству, торговой марке, местоположению продавца; большое кол-во продавцов, каждый из которых занимает небольшую долю рынка; продавцы не считаются с реакцией конкурентов, изменяя свое рыночное поведение. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Её цель — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.