Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды.




Соц. исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур для получения данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. 3 уровня соц. исследования: 1. Методологический уровень – совокупность общих теоретических принципов и положений; 2. Методический уровень – комплекс приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных; 3. Процедурный уровень – организация проведения исследования. Виды соц. исследования: 1. решаемые задачи: 1) разведывательное (получение оперативной соц. информации); 2) описательное (получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении); 3) аналитическое (описание изучаемого явления, выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками); 2. частота проведения: а)разовое (состояние объекта анализа в момент его изучения); б)повторное (данные, отражающие динамику изучаемого соц. объекта): панельные (неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени) и лонгитюдные (исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет); 3. масштабность: международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные. Функции: 1) изучение реального состояния соц. явлений и процессов; 2) определение факторов, воздействующих на их изменение; 3) выявление тенденций развития общественных отношений, помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования; 4) оценивание эффективности претворения управленческих решений в жизнь; 5) анализ и обобщение соц. опыта, прогнозирование соц. ситуаций; 6) изучение соц. противоречий и выработка практических рекомендаций по преодолению недостатков соц. практики. 4 этапа: 1. Подготовительный этап (тема, цели и задачи, подготовка программы и др.); 2. Полевой этап (сбор первичной информации); 3. Этап подготовки и обработки первичной информации; 4. Заключительный этап.

5. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Особенность: анализ разносторонних впечатлений об исследуемом объекте. 2 типа наблюдения: включенное (социолог – участник группы) и невключенное (социолог изучает поведение со стороны). Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику: полевые и лабораторные, линейные и параллельные. Планирование и логика эксперимента: 1) выбор объекта (экспериментальная и контрольная группа); 2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 4) формулирование гипотез и определение задач; 5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента. Анализ документов – метод сбора первичной информации. Цель – поиск индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации (выявление тенденции и динамики изменений и развития определенных явлений и процессов). Отбор источников информации зависит от программы исследования. Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом). Опрос – метод сбора соц. информации; предусматривает: 1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию. Основные виды опроса: а) интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы; б) анкета. Этапы соц. опроса: 1. Определение теоретических предпосылок опроса; 2. Обоснование выборки (генеральная совокупность; правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки); 3. Обоснование опросного листа.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.