Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концентрация внимания. Восприятие многомерного пространства






 

Воины знают, что созерцание – это метод, используемый для ловли второго внимания и для помощи воину в сновидении. Научившись останавливать мир, воин становится «созерцателем». Созерцание – это техника, разработанная еще древними видящими; они были способны, пристально созерцая объект, в мгновение ока проникать в свои энергетические тела.

Карлос Кастанеда

 

 

Вначале для вас важно понять, о чем, в сущности, идет речь. Нельзя так просто дать вам видение, но можно дать почувствовать, что это такое, дать осознать, какие пути открываются перед вами.

Окружающий мир имеет многомерную структуру, и восприятие многих людей способно различать в пространстве больше трех измерений. Маги работают с многомерным пространством, умеют в нем перемещаться и осознанно взаимодействовать с окружающими предметами. Это позволяет им достигать воистину невероятных, с точки зрения обычных людей, результатов, которые уважительно именуются простецами «магия». Всем учащимся предстоит освоить техники восприятия многомерного пространства, а затем перенести их в зону обычного (бытового) восприятия окружающего мира. Тем самым закрепляются полученные навыки и создаются благоприятные условия для их использования, которые, в свою очередь, гарантируют постоянное развитие означенных навыков. Вы добросовестно делаете предложенные упражнения, а затем начинаете применять полученный навык (ощущение многомерности) в любых ситуациях, которые будут происходить с вами, пытаясь увидеть их в многомерном варианте.

Следующей ступенью обычно является развитие видения, и некоторые, несомненно, ощутят, что это такое, после выполнения упражнений. Ощутят, но не более того. Истинное видение развить не так просто, для этого требуется много составляющих, однако и получаемые при этом способности впечатляют своей грандиозностью – от диагностики развития заболеваний до ясновидческого предсказания событий.

Итак, вы привыкли оценивать предметы по трем измерениям или параметрам – длине, ширине и высоте, поэтому ни у кого не будет затруднений с представлением трехмерного пространства. Координатная система этого пространства – это три взаимно перпендикулярные оси, три ребра куба, сходящиеся в одной точке.

Четвертое измерение. Представить четырехмерное пространство гораздо сложнее. Четвертая ось системы координат перпендикулярна трем другим. Ваше сознание сразу отказывается создать в воображении такую картину. Представьте, что вы надуваете воздушный шар, и с каждым вашим выдохом он становится все больше и больше. Шар остается в трехмерном пространстве, однако он меняется в размерах. Это его изменение можно было бы перераспределить по известным трем измерениям, однако такая тактика приводит к искажению действительности. Шар меняется во времени, с каждым вашим выдохом, приобретая другие размеры и форму, – объект перерождается во времени.

Меняется от меньшего размера к большему, т. е. движется в трехмерной системе координат, получается компромисс, удовлетворяющий ваше сознание. На самом деле, шар движется во времени, и это движение можно искаженно представить движением в трехмерной системе координат. Четырехмерное пространство можно представить как совокупность всех размеров шара в нашей трехмерной системе координат. Для начала этого достаточно.

РУСАЛКА: Перед тем как дать вам задание, хочу рассказать вам о клиповом мышлении, которое стало основным в современном обществе. Многие психологи уже пришли к этому неутешительному и печальному выводу. Вот что они пишут, я процитирую.

 

Clip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых.

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.

Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения?

Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10 %.

Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».

«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление, в итоге, мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев, и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».

Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.

Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате, роль читателя сводится к простому потреблению информации.

Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.

Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример – «Матрица».) То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий – от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).

В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т. д. – способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов – Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод – вряд ли чему научится.

 

РУСАЛКА: Мы будем учиться усиливать наш фокус внимания, нашу концентрацию.

Это задание потребует от вас очень серьезного отношения, поскольку эти практики фундаментальны для всех, кто хочет дальше себя развивать. Тренировочная ступень в виде разминки у нас закончена, теперь переходим к следующему этапу, который отличается от предыдущих. Задания 1–5 можно делать в плавном фоновом режиме вашей жизни, если есть на то ваше желание.

 

Задание 6 рассчитано на две недели (минимальный срок, по желанию продлевайте его и дальше).

1. Работа с секундной стрелкой.

Найдите часы с секундной стрелкой. Если нет таких часов в доме – купите. За 500 рублей – самые простые, на батарейке. Часы должны быть у вас обязательно. Положите их на стол. Сядьте удобно и расслабьтесь. Следите за тем, как секундная стрелка часов делает свой оборот, концентрируясь на ее кончике. Думать ни о чем не нужно – просто смотрите на стрелку или, в крайнем случае, думайте просто о кончике стрелки.

Добейтесь такого результата, при котором за оборот секундной стрелки ни одна посторонняя мысль не прервала бы вашу концентрацию, и вы не отвлеклись бы ни на что. Никогда не идите с самими собой на компромисс – это скверная и опасная привычка. Отвлеклись – значит, так тому и быть, упражнение при этом доделайте до конца, но оно, разумеется, не засчитывается.

2. Работа с коробком спичек или со спичкой.

Здесь важно запомнить свои ощущения, когда войдете в состояние восприятия многомерного пространства. Далее описывается простой метод входа в это состояние восприятия. Упражнение хорошо запоминаете, и только затем делаете по памяти.

1) Приготовьте чистую поверхность, по возможности однотонную и ровную, например, очистите от посторонних предметов стол. Возьмите пустой спичечный коробок или спичку и положите его/ее на поверхность стола.

2) Сядьте рядом. Примите удобную позу и расслабьтесь, созерцая спичечный коробок. Сконцентрируйтесь на нем и запомните его – не смотрите ни на что вокруг вас, только на него.

3) Возьмите коробок/спичку со стола, деформируйте его в руках (так, чтобы он слегка изменил форму) и положите обратно. Опять сконцентрируйтесь и хорошо запомните его вид. Почувствуйте, что ваше нынешнее состояние связано с формой коробка – она изменилась, слегка изменилось и ваше состояние. Если вы услышали какой-то посторонний звук на улице или прочувствовали тактильно что-то, мысленно «свяжите» это с состоянием коробка точно так же.

4) Повторите пункт 3 еще два раза, хорошо все запоминая и «связывая».

5) Теперь, когда перед вами лежит измятая коробка, начинайте последовательно воспроизводить в своем сознании ее предыдущие состояния: вот она имеет более правильную форму, а на улице тогда еще было слышно, как проехала машина… Воспроизводите точно и форму коробка, и ваше состояние тогда (а оно было несколько иным), и то, что вы слышали и чувствовали вокруг.

6) Когда, действуя таким образом, вы дошли до первоначального состояния коробка (которое в вашем сознании наложится на его нынешнюю форму), если все сделано правильно, почувствуете состояние, которое трудно описать словами. Это состояние человека, очутившегося в незнакомом месте. Это состояние «подвешенности» и отрешенности. Вы на короткое время увидите (или ощутите) все состояния каждого из окружающих предметов одновременно: когда они были новыми, потом потускнели от времени, изменяли форму и, наконец, возможно, вы увидите, что с ними будет в будущем.

Делаем упражнение до получения одинакового состояния. Запомните хорошенько это состояние, оно вам скоро пригодится. Обычно после нескольких попыток достигнутое состояние стабильно при всех последующих выполнениях упражнения.

3. Работа с пазлами, мозаиками.

Это упражнение знакомо нам с самого детства. Многие, став взрослыми, считают собирание пазла пустой тратой времени, однако, они в корне не правы. Мы усиливаем нашу концентрацию, усидчивость, многие достигают ОВД (остановка внутреннего диалога) и другие полезности. Итак. Покупаем пазл, состоящий не менее чем из 600 кусочков, освобождаем дома место под размер картинки и собираем ее.

4. Работа с книгой.

Возможно, кто-то уже начал делать это упражнение. Выбираете книгу, ту самую, которую вам хотелось бы прочесть, но времени/сил/энергии на это не было. Заведите тетрадь для цитат из книг. Возьмите тетрадь потолще, первый лист оставив для оглавления, в котором будут названия книг и страницы, на которых в тетради размещены цитаты.

 

Задание 6 – непростое.

Многие из вас не имеют времени для выполнения этих указаний, но для нахождения времени у нас были предыдущие задания, в которых вы рассматривали себя, свой день, и узнали, куда и как ушли ваше внимание и время, дабы высвободить их для более важных дел. Вот мы время нашли, теперь я вам даю то, чем эту пустоту заполнить.

Все указанные выше моменты – очень нужные, их надо выполнять ежедневно. Работа со стрелкой научит концентрации. Работа со спичечным коробком – прикосновению к четвертому измерению (времени). Работа с пазлом – внимательности и ОВД. Работа с книгой – это развитие мозга и лечение от клипового мышления.

Эти задания длительные, пока они не войдут в вашу жизнь, дальше двигаться будет сложно. Нам нужно больше энергии, внимания, концентрации, фокуса, и мы должны научиться видеть дальше, шире и глубже, чем люди вокруг нас.

 

С этого задания ввожу новые нельзя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.