Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и источники международного экологического права.






На базе уже существующего международного экологического законодательства сформировалась новая правовая структура - международное экологическое право. Это совокупность норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные общественные отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду.

Понятие источников экологического права получило в международной теории и практике широкое толкование. Помимо общепризнанных традиционных видов источников международного права, перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, в качестве источников международного экологического права рассматриваются и нормативные акты, не имеющие обязательной силы. Соответственно, выделяются две категории источников: источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие право в подлинном смысле этого слова (< твердое>, т.е. обязательное право), и источники, которые содержат необязательные или рекомендательные правила, оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом или квазиправовой сущностью (< мягкое>, т.е. рекомендательное право).

К первой категории принадлежат международные конвенции (соглашения, договоры), устанавливающие правила, определенно признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, резолюции некоторых международных организаций, имеющие обязательную силу для государств - членов этих организаций; международный обычай, общие принципы и, с некоторыми оговорками, судебные решения, а право доктрины наиболее квалифицированных специалистов - в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Среди многосторонних нормативных актов договорного типа наиболее известны Конвенция об охране фауны и флоры в природном состоянии (1933 г). Конвенция об охране природы в Западном полушарии (1940 г.), Международная конвенция по китобойному промыслу (1946 г.). Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.). Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.). Конвенция об охране моря от загрязнения (1976 г.). Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.), Конвенция об оценке экологических воздействий в трансграничном контексте (1991 г.). Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.). Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.). Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1992 г.). Конвенция по биологическому разнообразию (1992 г.) Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (1992 гг.) и другие.

Одним из фундаментальных и выдающихся по своему значению источников права окружающей среды является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Он является договором, подписанным высокими представителями 33 европейских государств, США и Канады. В его содержании имеется четко сформулированный раздел об охране окружающей среды, выражающий соответствующие обязательства сторон, определяющий цели, области, формы, методы природоохранительного сотрудничества государств в европейском регионе.

Международные договоры, соглашения, конвенции, протоколы, касающиеся охраны окружающей среды, классифицируются по многим признакам. Следует различать их несколько видов:

двусторонние и многосторонние;

межгосударственные и смешанные (с участием международных организаций);

межправительственные и межведомственные (сторонами которых выступают отдельные органы, ведомства);

глобальные, региональные и субрегиональные;

охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов;

направленные полностью и непосредственно на охрану природы и лишь регулирующие отношения по охране природы в связи с какими-либо другими видами деятельности;

с участием только развитых капиталистических или только развивающихся стран, а также с участием стран, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

Что касается второй категории источников, то ее типичными примерами могут служить Стокгольмская декларация по окружающей человека среде (1972 г.). Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Всемирная хартия природы (1982 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по охране окружающей среды и развитию, многие резолюции международных организаций и конференций. Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, создают нравственную атмосферу, являются индикаторами формирующегося волеизъявления широких масс населения мира, влекут за собой серьезные организационные последствия, побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству, а также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного права окружающей среды.

Среди актов международного экологического права, имеющих рекомендательный характер, большой удельный вес занимают решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов и совещаний представителей общественности и неправительственных организаций. Эти акты оказывают огромное влияние на международное экологическое правотворчество и правоприменительную практику. Среди таких актов: Кокойская декларация (1974 г.), впервые провозгласившая необходимость экологически сбалансированного производства и потребления; Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), подготовленная в рамках Международного союза охраны природы и природных ресурсов и наметившая систему долгосрочных экологически ориентированных действий, необходимых для устойчивого развития стран мира, была издана в обновленном виде в1991 г. под названием < 3абота о 3емле>; Универсальный кодекс экологически корректного поведения (1990 г.), принят на общественном симпозиуме в городе Бангкоке (Таиланд), призывает пересмотреть цели человеческой жизни и существования человечества; Хартия бизнеса относительно устойчивого развития (1990 г.), провозгласившая охрану окружающей среды одной из наиболее приоритетных задач деятельности экономических (производственных) корпораций.

 

Принципы международного экологического права. Принципы международно-правового регулирования, выраженные в Уставе ООН, Стокгольмской и Бразильской декларациях, декларации Йоханнесбурга, Всемирной хартии природы.

Несмотря на разнообразие международных органов, деятельность которых связана с решением экологических проблем, все они руководствуются едиными принципами.

Законодательство и наука многих стран среди основных принципов международного экологического права выделяют принцип кооперации, «загрязнитель платит», предусмотрительности, компенсации, предупреждения опасности (предотвращения угрозы).

Принцип предупреждения опасности (предотвращения угрозы) заимствован экологическим правом из классического полицейского права и означает предупреждение возможного наступления вреда охраняемым законом благам, таким как жизнь, здоровье, окружающая среда. Чем выше значение (ценность) затрагиваемых благ, чем больше вероятность наступления угрозы, тем шире должны осуществляться превентивные меры по ее предотвращению и минимизации последствий.

Принцип предусмотрительности реализуется прежде всего в защите людей от снижения качества окружающей среды, от вредных факторов среды обитания и тесно связан с управлением рисками и их минимизацией.

Принцип компенсации способствует охране окружающей среды путем соединения потребительских интересов граждан.

Большое внимание придается принципам причинности, кооперации, принципам наивысшей степени защиты, интеграции, субсидиарности, профилактики и т. д.

Особое внимание уделяется принципу ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед мировым сообществом. Данный принцип введен в международное экологическое право Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Этот принцип дополняется рядом иных принципов, таких как: равенство прав различных поколений (нынешнего и будущих); равенство внутри поколений (развитые страны – развивающиеся страны); обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений; интегрированность охраны окружающей среды и экономического развития; устойчивость использования природных ресурсов и т. п. В документах международного права и актах экологического законодательства ряда зарубежных стран закреплен принцип принятия мер предосторожности в целях защиты окружающей среды.

В общем виде основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

К числу основных принципов международного права относятся:

· принцип суверенного равенства государств;

· принцип неприменения силы и угрозы силой;

· принцип нерушимости государственных границ;

· принцип территориальной целостности государств;

· принцип мирного разрешения международных споров;

· принцип невмешательства во внутренние дела государств;

· принцип всеобщего уважения прав человека;

· принцип равноправия и самоопределения наций и народов;

· принцип сотрудничества государств;

· принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Как послеуставные (новейшие) принципы международного права сформировались:

· принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем;

· принцип международной защиты окружающей среды.

Специальным основным принципом международного права окружающей среды является принцип неотъемлемого суверенитета государства. Этот принцип выражается в разработке своих собственных ресурсов в соответствии с собственной политикой в области окружающей среды. Впервые данный принцип был провозглашен в Стокгольмской Декларации 1972 г.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба – запрещает действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые могут нанести ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Впервые данный принцип был сформулирован в Стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г.

Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов провозглашено в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику.

Всемирная хартия природы 1982 г., которая, по нашему убеждению, все еще недостаточно глубоко и всесторонне исследована в отечественной доктрине международного права, представляет собой типичный пример т.н. источника мягкого международного экологического права, развивающий основные положения о биоразнообразии, закрепленные во Всемирной стратегии охраны природы 1980 г. Причем все содержащиеся в ней принципы доктрина международного экологического права относит к принципам-идеям, которые отражают биосферный подход к проблемам сосуществования человека и природы.

Анализируя принципы Всемирной хартии природы в той части, в которой они касаются сохранения биоразнообразия, заметим, прежде всего, что Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях неоднократно заявляла «о своей убежденности в том, что те блага, которые можно получить от природы, зависят от сохранения естественных процессов и от разнообразия форм жизни и что эти блага оказываются под угрозой в результате чрезмерной эксплуатации и разрушения природных сред обитания» (Резолюция 35/7 от 30 октября 1980 г.).

Приведенные положения преамбулы нашли свое развитие в трех принципах Хартии, непосредственно направленных на сохранение биоразнообразия:

Принцип 1: «Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания; необходимые для этого среды обитания следует сохранять».

Принцип 2: «Используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности экосистем и видов, с которыми они сосуществуют».

Принцип 3: «Использование человеком участков земной поверхности в определенных целях должно осуществляться на плановой основе с надлежащим учетом физических ограничений, биологической продуктивности и разнообразия, а также природной красоты этих участков». Состоявшаяся в 1972 году СтокгольмскаяконференцияООНпоок­ружающейсреде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в раз­витии экологической политики государств и активизации между­народного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых фор­мулируется отношение мирового сообщества к проблеме окру­жающей среды. В частности эти принципыпредусматривают:

сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

право человека на благоприятные условия жизни в окружаю­щей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

суверенность прав государств на разработку собственных при­родных ресурсов и ответственность государств за ущерб окру­жающей среде;

сотрудничество при решении международных проблем окру­жающей среды;

избавление человека и окружающей природной среды от по­следствий применения ядерного и иных видов оружия массо­вого уничтожения.

Одно их исторических решений конференции - создание постоян­но действующего органа ООН по охране окружающей среды ­ ЮНЕП(ПрограммаООНпоокружающейсреде), образование Фондаокружающейсреды. Кроме того, конференция провозгласи­ла 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещаниепобезо­пасностиисотрудничествувЕвропе, в котором участвовали все европейские страны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов принятого форумом Заключительно­гоакта был посвящен вопросам экологической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы ме­ждународного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве формиметодовсотрудничества предлагалось использовать обмен информацией, проведение кон­ференций, обмен научными работниками.

В ходе Венской встречи представителей государств - участни­ковСБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей среды и выполнению хельсинских договоренно­стей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частно­сти, следующие рекомендации:

сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение вы­бросов углеводородов и других загрязнителей;

разработка методов, альтернативных захоронению опасных от­ходов в море;

поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение произ­водства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

развитие совместной программы наблюдения и оценки рас­пространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

обмен сведениями о потенциально опасных химических веще­ствах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подве­дения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года.
На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решения конференции:

Декларация, предусматривающая принципы охраны окружаю­щей среды;

обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

Заявление о принципах охраны и рационального использова­ния лесов всех климатических зон;

Конвенция об охране биологического разнообразия;

Конвенция по климату.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.