Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет операций на расчетном счете и прочих счетах в банке






Название: Учет операций на расчетном счете и прочих счетах в банке Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат Добавлен 01: 30: 15 04 марта 2008 Похожие работы Просмотров: 19107 Комментариев: 2 Оценило: 9 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать
Учет операций на расчетном счете. Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору. На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта). В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги) [5, с.256]. При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк). Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование поручение. Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 «Резервы по сомнительным долгам», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается [4, с.328]. На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления. Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам. Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу [9]. Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами. Обязательное условие для заполнения регистров использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей. Учет операций на валютных счетах. Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Беларусь на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками [4, с.350]. Работая по договорам-контрактам, заключенным белорусскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течении 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно. К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в рублевом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РБ) - на расчетный счет [3, с.501]. Для учета движения средств в иностранной валюте в плане счетов предусмотрен счет 52 «Валютные счета». По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств в иностранных валютах в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, фондов и других [9]. Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Списание валютных средств со счетов осуществляется при перечислении этой валюты по целевому назначению, снятии наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, при продаже и конверсии на валютном рынке и т.д. Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте. Записи на валютном счете осуществляются в иностранной валюте и рублевом эквиваленте по официальному курсу Национального банка на день осуществления операции. Сальдо указанного счета характеризует наличие свободных средств в иностранной валюте. Учет операций на специальных счетах в банках. Счет 55 " Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами, а также в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На счете 55 " Специальные счета в банках" учитывается также движение средств целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 " Специальные счета в банках" могут открываться следующие субсчета [9]: 55-1 " Аккредитивы"; 55-2 " Чековые книжки"; 55-3 " Депозитные счета в официальной денежной единице Республики Беларусь"; 55-4 " Депозитные счета в иностранной валюте"; 55-5 " Специальный счет средств целевого финансирования"; 55-6 " Текущий счет филиала"; 55-7 " Банковские карточки" и другие. Субсчет 55-1 " Аккредитивы" используют организации, применяющие формы расчетов с использованием аккредитивов. Аккредитив для расчетов с поставщиками банк выставляет по поручению организации за счет ее средств или кредитов банка путем депонирования указанной в заявлении на аккредитив суммы на специальном счете. Субсчет 55-2 " Чековые книжки" используют при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги с помощью чеков из чековых книжек. Для получения чековой книжки в учреждение обслуживающего банка представляется заявление-обязательство, поручение для депонирования средств и другие необходимые документы. Субсчет 55-3 " Депозитные счета в официальной денежной единице Республики Беларусь" используется для учета денежных средств, вложенных в банковские вклады на основе депозитного договора, заключенного между организацией и банком. Депозитный счет открывается организациями в банках для хранения свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. Субсчет 55-4 " Депозитные счета в иностранной валюте" используется в случае размещения в депозит иностранной валюты. Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывается на счете 55 " Специальные счета в банках" обособленно. Субсчет 55-5 " Специальный счет средств целевого финансирования" используется при наличии в организации обособленно хранящихся денежных средств целевого назначения. Субсчет 55-6 " Текущий счет филиала" используется при наличии в организации филиалов и представительств, для которых открыты текущие счета. Субсчет 55-7 " Банковские карточки" применяется при использовании организацией корпоративных банковских карточек для осуществления расчетов за товары и услуги. Зачисление средств на специальные счета отражается по дебету счета 55 " Специальные счета в банках" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, уставного фонда, целевого финансирования и других. Использование депонированных на специальных счетах средств отражается по кредиту счета 55 " Специальные счета в банках" в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, уставного фонда и других. Организация аналитического учета должна обеспечить получение необходимой информации о наличии и движении денежных средств на специальных счетах в банках как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами для целей управления и составления бухгалтерской отчетности. Аналитический учет по счету 55 " Специальные счета в банках" ведется: по субсчету 55-1 " Аккредитивы" - по каждому выставленному организацией аккредитиву; по субсчету 55-2 " Чековые книжки" - по каждой полученной чековой книжке; по субсчетам 55-3 " Депозитные счета в официальной денежной единице Республики Беларусь" и 55-4 " Депозитные счета в иностранной валюте" - по каждому вкладу; по субсчету 55-5 " Специальный счет средств целевого финансирования" – по источникам финансирования (для получения необходимой информации об использовании по назначению поступивших бюджетных и других целевых средств); по субсчету 55-7 " Банковские карточки" - в разрезе карт-счетов, открытых организации банками-эмитентами пластиковых карточек. Таким образом, операции на расчетном и прочих счетах в банке учитываются на 51, 52 и 55 счетах, согласно Типовому плану счетов, утвержденному Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. № 89.

Синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету

2.1 Документальное оформление движения денежных средств по расчетному счету

Безналичное перечисление денег, а также их прием и выдачу банку производит на основании типовых форм документов. К ним относятся:

-платежное поручение;

-платежное требование;

-платежное требование-поручение;

-объявление на взнос наличными;

-расчетный чек;

- выписка банка.

Расчет платежными поручениями - наиболее распространенная форма расчетов. Платежное поручение - это распоряжение владельца расчетного счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы средств в адрес получателя, указанного в поручении (Б). В нем указывают наименование получателя и адрес банка, сумму перечисленных средств, вид платежа и другую информацию.

Платежное требование - это требование поставщика к получателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачислении ее на счет получателя средств (В - 380064 руб. за поставленные овощи). Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности:

они принимаются после отгрузки продукции, оказания услуг;

оплата платежными требованиями производится с согласия (акцепта) плательщика;

в основе расчета лежит система «инкассо», при которой банк поставщика по поручению поставщика востребует (инкассирует) с покупателя и зачисляет на счет поставщика причитающиеся ему денежные суммы. Основным достоинством расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок их адресной доставки, строгий контроль за расчетом со стороны как субъектов хозяйствования, так и банков. В то же время недостатком является возможность возникновения неплатежей и повышенная трудоемкость этих расчетов.

Требования-поручения представляют собой требование поставщику к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгруженных документов поставляемых продуктов, выполненных работ, оказанной услуги. Недостатки этой формы проявляются в соответствии гарантии платежа, в возможности замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателя.

Чек - это безусловное предложение чекодателя плательщику произвести платеж указанной на чеке денежной суммы чекодателю. Чекодатель - физическое и ли юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека, который заполняет и подписывает его. Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку. По чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. Чек является приказом предприятия банку о выдаче с его расчетного счета указанной суммы наличных денег. Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится. Основным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, основным недостатком - усложнение документооборота, т. к. зачисление средств поставщику производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика.

Аккредитив - обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия др. банку производить также платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве. Проведение операций с аккредитивами регламентируется Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденные Правилами Национального банка РБ от 29.03.2001г. № 67, № 64 [11, стр. 35]Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа в банке открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

Могут открывается следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные); непокрытые (гарантированные); отзывные; безотзывные. Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющего банка) на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком. Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, недостатком - отвлечение средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

При зачислении банком наличных денег на расчетный счет применяется такой документ, как объявление на взнос наличными. Для подтверждения факта получения денег банк выдает предприятию квитанцию, которая служит оправдательным документом.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, банк может проводить списание средств с расчетного счета без согласия его владельца. Это просроченные платежи в бюджет, платежи по исполнительным листам народного суда, по приказам Высшего хозяйственного суда и др.

Контроль за движением денежных средств на расчетном счете в банке и отражение этих операций в учете осуществляется посредством выписок банка (Г). В выписках указываются все суммы поступлений и платежей.

2.2 Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 «Резервы по сомнительным долгам», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается [4, с.328].

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

2.3 Синтетический учет денежных средств по расчетному счету

Счет 51 " Расчетный счет" (3) предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь на расчетном счете организации, открытом в кредитной организации.

По дебету счета 51 " Расчетный счет" отражается поступление денежных средств на расчетный счет организации.

Аналитический учет по счету 51 " Расчетный счет" ведется по каждому расчетному счету.

Синтетический учет по счету 51 «Расчетный счет» отражается по дебету и кредиту счетов:

50 «Касса»;

55 «Специальные счета в банке»;

58 «Финансовые вложения»;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

57 «Переводы в пути»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

91 «Прочие доходы и расходы».

Таблица 1 - Корреспонденция счетов с использованием счета 51 «Расчетный счет»

 
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов  
  Дебет Кредит  
На расчетный счет поступила оплата за отгруженную продукцию (с НДС)      
На расчетный счет поступили проценты по остаткам на расчетном счете      
На расчетный счет поступил штраф по хозяйственным договорам      
Возврат от поставщика за недопоставленную продукцию      
Снята с расчетного счета зарплата      
Сняты денежные средства за расчетно кассовое обслуживание      
Оплачен 1% из заработной платы в пенсионный фонд      
Оплачен Единый налог      
Оплачен подоходный налог из заработной платы      
Оплачен ФСЗН 34% из заработной платы      
На расчетный счет поступила оплата за реализованную продукцию   90/1  
С расчетного счета списана пеня по ФСЗН      
Оплачены комплектующие изделия      

6. 2. Безналичные расчеты
В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П, утвержденным Центральным банком РФ 3 октября 2002 г. (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее - Положение о безналичных расчетах).
Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Формы безналичных расчетов
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются при осуществлении платежей за полученные товары и оказанные услуги, для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг, для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для осуществления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.
Расчеты с использованием платежных поручений - наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, тем более что современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи " день в день". Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.
При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя. Т.е. платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступят на счет получателя. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2 операционных дня в пределах субъекта РФ, 5 операционных дней в пределах РФ.
Предъявление в банк платежного поручения - действие, совершаемое клиентом во исполнение договора банковского счета.
ГК РФ (п. 2 ст. 865) предоставляет право банку, принявшему поручение, по своему усмотрению с наибольшей выгодой и экономией определять структуру расчетов, в том числе решать, будет ли поручение исполняться банком самостоятельно или с привлечением других банков.
В пункте 3 ст. 865 ГК РФ законодательно закреплена обязанность банка незамедлительно информировать клиента об исполнении поручения.
Наиболее существенные правила, касающиеся ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения, содержатся в п. 2 ст. 866 ГК. Эта норма позволяет при наличии спора применять ответственность непосредственно к допустившему нарушение банку. Процессуально это возможно реализовать путем привлечения банков, участвующих в проведении платежа, при рассмотрении в суде спорной ситуации в качестве соответчиков. В этом случае судом ответственность может возлагаться непосредственно на нарушителя, даже если он не является стороной в договоре с плательщиком. Ответственность может быть возложена с учетом вины каждого из банков.
Расчеты по аккредитивам
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.
Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Доля аккредитивной формы в расчетах значительно скромнее по сравнению с банковским переводом и инкассо. Однако именно аккредитив, в частности, наиболее полно обеспечивает своевременное получение денежных средств от покупателя, то есть максимально отвечает интересам поставщика, если речь идет об обязательствах, вытекающих из договора поставки. Рассматриваемая форма платежа незаменима прежде всего в случае, когда покупатель и продавец совершают разовую сделку и имеют ограниченную информацию о финансовом состоянии, платежеспособности и добросовестности контрагента по сделке. Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который здесь действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму. Благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товара может получить за него деньги. Естественно, в интересах поставщика (продавца), чтобы аккредитив был покрытый и безотзывный. В рамках аккредитивной формы оплаты для каждой из сторон имеются гарантии исполнения обязательства - продавец уверен, что причитающаяся ему сумма за поставку товара уже поступила в исполняющий банк; покупатель платит за поставляемый товар только после того, как товар действительно будет поставлен в его адрес.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Расчеты платежными требованиями
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
1) установленных законодательством;
2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Расчеты с использованием платежных требований являются также достаточно распространенной формой безналичных расчетов в предпринимательской деятельности. Определяющая особенность данной формы безналичных расчетов состоит в том, что инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа, а не от стороны, обязанной произвести денежный расчет за уже отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги). Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров (работ, услуг) должны предусмотреть возможность ее использования в договоре.
Порядок использования расчетов платежными требованиями включает следующие этапы: 1) поставщик (продавец) товаров (работ, услуг) после их отгрузки (отпуска) оформляет в установленном порядке документ, именуемый платежным требованием, и представляет его в обслуживающий банк для осуществления инкассо - специальной банковской операции. К платежному требованию могут прилагаться товарно-транспортные или иные документы, подтверждающие отгрузку (отпуск) товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо они направляются непосредственно в адрес плательщика с указанием в платежном поручении даты отправки; 2) обслуживающий получателя банк принимает платежное требование на инкассо, то есть для выполнения операции по получению от плательщика причитающихся получателю денежных средств и зачисления их на счет последнего. Инкассо осуществляется путем направления платежного требования и прилагаемых к нему документов обслуживающим получателя банком в банк, обслуживающий плательщика; 3) банк плательщика на основании полученных документов и при отсутствии обоснованного отказа плательщика от осуществления платежа (так называемого отказа от акцепта требования) производит перечисление денежных средств со счета плательщика в адрес получателя.
Использование платежных требований как формы безналичных расчетов в предпринимательской деятельности позволяет организовать оперативную и эффективную систему расчетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Их применение особенно важно для субъектов хозяйствования, имеющих большую потребительскую сеть оптовых поставок.
Расчеты инкассовыми поручениями
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Как видим, возможность реального использования механизма безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета плательщика, если такой механизм заложен в основном договоре, законодатель связывает с обязательным существованием еще одного условия - предоставления плательщиком обслуживающему банку (т.е. банку, в котором открыт соответствующий расчетный счет плательщика) права на осуществление безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета. Такое право, как правило, реализуется на практике путем заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета, открытого плательщику. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, либо инкассовое поручение, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств либо о бесспорном списании в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта либо инкассового поручения.
Рассматривая вопросы осуществления безналичных расчетов, необходимо упомянуть, что с 1 июля 2003 г. вступило в силу Положение Банка России N 222-П от 1 апреля 2003 г. " О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение). Данный документ издан в развитие Положения о безналичных расчетах и регламентирует особенности их совершения в случаях, когда плательщиком выступает физическое лицо. Теперь граждане имеют возможность использовать практически любые формы безналичных расчетов. Однако речь идет о платежах, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Физическое лицо имеет право открывать текущие счета в российских банках и осуществлять платежи с использованием всех предусмотренных видов безналичных расчетов. Для открытия счета необходимо представить документ, удостоверяющий личность, банковскую карточку с образцом подписи. В рамках рассматриваемого положения гражданин имеет возможность самостоятельно составлять расчетные документы по установленным формам либо поручить это банку, в котором открыт текущий счет. Предусмотрена возможность распоряжения денежными средствами на текущем счете представителем физического лица по доверенности. Осмелимся высказать предположение, что вновь введенный порядок открытия текущих счетов гражданам-непредпринимателям не будет востребован в ближайшее время в массовом порядке, поскольку существует и успешно используется давно отработанный механизм использования физическими лицами режима счета (вклада) " До востребования", позволяющего осуществлять безналичные операции, не связанные с предпринимательской деятельностью.
Проводя анализ используемых в банковской практике форм безналичных расчетов, нельзя не упомянуть о расчетах с использованием пластиковых карт.
Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей " технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке. Международный " пластиковый" бизнес держится на " трех китах" - VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express - крупнейших международных организациях, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. С 1990 года, когда крупнейшая международная компания VISA International начала принимать в свои ряды российские банки, возможность оценить все преимущества платежных карт появилась и в России. Положение " О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", утвержденное ЦБ РФ от 09.04.98 N 23-П, регулирует операции, связанные с обращением банковских карт на территории РФ. Успешный опыт проведения расчетов с их использованием позволил убедиться в удобстве и практичности пластиковых денег.

 

Документальное оформление и учёт безналичных операций
Документальное оформление и учёт безналичных операций Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы. Из них наиболее распространенными при на-личном расчете являются объявление на взнос наличными и денежный чек. Объявление на взнос наличными представляется банку при внесении наличных денег на расчетный счет. Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за реализованную продукцию, оказание услуг, депонированная заработная плата и др.). В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе. Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета организации указанной в чеке суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, на командировочные расходы и хозяйственные нужды. Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся в организации в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки. Чеки подписываются лицами, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляются печатью организации. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных. В соответствии с п.9 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. (в ред. от 30 октября 1998 г.) «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» организация не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц – владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. Передача наличных денежных средств оформляется договором займа в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса. Наличные расчеты осуществляются в соответствии с Положением «О правилах организации денежного обращения на территории Российской Федерации». Безналичные расчеты на расчетном счете оформляются следующими документами: - платежное поручение; - платежное требование; - чек расчетный; - аккредитив. Безналичные расчеты регламентируются Положением «О безналичных расчетах». Платёжное поручение Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести средства на счет получателя средств. Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае пред-оплаты или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды и т.д. Платежное поручение выписывается покупателем (плательщиком) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк поставщика. Перед выпиской платежное поручение должно быть зарегистрировано в Журнале регистрации платежных поручений. Оплата расчетных документов производится в порядке календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете владельца для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется в очередности в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса. В этом случае, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств, в очередности, установленной законодательством. Платёжное требование Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора-получателя средств (поставщика) – к должнику-плательщику (покупателю) – оплатить определенную денежную сумму через банк. Платежное требование выписывается поставщиком на бланке и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк плательщика. При этом если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее трех дней). В течение этого времени (без указания используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено заявление. При отсутствии такого заявления по истечении трех дней с момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его. Чек расчётный Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек плательщиком. Плательщиком выступает банк, в котором находятся де-нежные средства чекодателя. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему возможностями в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Чек может быть покрытым (депонированным), при котором плательщик предварительно депонирует средства, и непокрытым (гарантированным банком). Для получения расчетных чеков организация обращается в свой банк с заявлением, в котором указывает количество чеков и общую сумму, требующуюся для расчета чеками. На основании этого определяется лимит одного чека, проставляемый на оборотной стороне каждого чека. В случае депонированных чеков одновременно с заявлением в банк представляется платежное поручение на заявленную денежную сумму. Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Учет выдачи чеков ведется владельцем чековой книжки на субсчете 2 «Чековые книжки» активного счета 55 «Специальные счета в банках». Чек удобен для расчетов в тех случаях, когда у плательщика нет намерений отдать деньги до получения товара, а у поставщика – передать товар до получения гарантий платежа. Удобно иметь чековую книжку и при поездках в командировку в случае приобретения материалов у не известных по предыдущей практике торговли продавцов, а поставщик имеет возможность обезопасить себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорить оплату. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Чеки могут выпускаться и кредитными организациями и использоваться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами. Организации обязаны сдать в установленном порядке принятые в оплату чеки в обслуживающий банк, при этом в препроводительной ведомости (приложение 9 к Положению Центрального банка № 56) проставляются номера счетов чекодержателей, наименование банка плательщика и его номер. Аккредитив При расчетах аккредитивами покупатель (плательщик) поручает обслу-живающему банку произвести за счет депонированных своих средств оплату товарно–материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг на условиях, предусмотренных плательщиком в аккредитиве. Аккредитив представляет поручение банка покупателя (плательщика) банку поставщика (получателя) оплатить расчетные документы. При получении аккредитива банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует получателю средств (поставщику) своевременную оплату; зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг. Аккредитивы могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытым (депонирован-ным) считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средство для расчета с поставщиком. В этом случае по заявлению покупателя в свой банк часть средств с его расчетного счета перечисляется в банк поставщика на аккредитив. Платежи по непокрытому (гарантированному) аккредитиву поставщику гарантирует банк покупателя. Открываются такие аккредитивы только платежеспособным клиентам. Необходимым условием непокрытого аккредитива является наличие корреспондентских отношений между банками поставщика и покупателя. Корреспондентские отношения между банками заключаются в том, что первый из банков имеет счет во втором, а второй – в первом. При открытии непокрытого аккредитива средства списываются с корреспондентского счета банка покупателя в банке плательщика. На каждом аккредитиве должно быть указано, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания он считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя (по поручению покупателя) без согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке Ф. № 0407063. Для получения средств по аккредитиву получатель представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов Ф. № 0401065, отгрузочные документы и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. В тех случаях, когда поставщик сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и не решается начать перечисление денег, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта. Аккредитив учитывают на сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы». Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае делают бухгалтерскую запись: Дт55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»; Кт52 «Расчетные счета». Во втором случае составляют следующую запись: Дт55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»; Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.