Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный мир






Это понятие происходит из феноменологической социологии в целом и, конкрет­нее, теорий Альфреда Шюца (Bowring, 1996). Однако Хабермас трактует идеи Джорджа Герберта Мида как тоже способствующие постижению жизненного мира. С точки зрения Хабермаса, жизненный мир представляет собой взгляд из­нутри (в то время как система, как мы увидим, выражает внешнюю точку зрения): «Общество постигается с позиции действующего субъекта» (1987а, р. 117). Ина­че говоря, существует лишь одно общество; жизненный мир и система — лишь раз­ные способы его рассмотрения.

Хабермас считает жизненный мир и коммуникативное действие «дополняю­щими» понятиями. Конкретнее, коммуникативное действие можно рассматривать как происходящее в рамках жизненного мира:


[472]

Жизненный мир является, так сказать, трансцендентальным местом, где встречаются говорящий и слушающий, где они взаимно предъявляют претензии на то, что их вы­сказывания соответствуют миру... и где они могут критиковать и подкреплять эти при­тязания на обоснованность, улаживать свои разногласия и приходить к соглашению (Habermas, 1987a, р. 126)

Жизненный мир представляет собой «контекстообразующй фон процессов до­стижения понимания» через коммуникативное действие (Habermas, 1987a, р. 204). Он включает широкий диапазон невысказываемых предположений относительно взаимного понимания — предположений, которые должны существовать и обоюдно пониматься, для того чтобы произошла коммуникация.

Хабермас рассматривает рационализацию жизненного мира, что предполагает, в частности, возрастающе рациональную коммуникацию в жизненном мире. Он полагает, что чем более рациональным становится жизненный мир, тем больше ве­роятность того, что взаимодействие будет регулироваться «рационально мотивиро­ванным взаимным пониманием». Такое понимание, или рациональный метод до­стижения согласия, в конечном итоге, основано на власти лучшей аргументации.

Хабермас считает, что рационализация жизненного мира предполагает постепен­ную дифференциацию его различных элементов. Жизненный мир состоит из куль­туры, общества и личности (обратите внимание на влияние Парсонса и его систем действия). Каждый элемент связан с моделями интерпретации или фоновыми пред­положениями о культуре и ее влиянии на действие, о соответствующих образцах социальных отношений (об обществе) и о том, каковы люди (о личности) и как им следует себя вести. Участие в коммуникативном действии и достижение понима­ния с точки зрения каждой из указанных позиций способствуют воспроизводству жизненного мира через укрепление культуры, интеграцию общества и формирова­ние личности. Тогда как эти компоненты тесно переплетены в архаических обще­ствах, рационализация жизненного мира предполагает «возрастающую дифферен­циацию между культурой, обществом и личностью» (Habermas, 1.987а, р. 288).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.