Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата






Гимнастика частей артикуляуционного аппарата включает специальный цикл упражнений, направленных на развитие периферических органов (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба и т.д.).

Эти упражнения позволяют создать нервно — мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необ — ходимых для развития звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции.

Задача гимнастики: снять излишнюю напряженность арти — куляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Занятия следует проводить в хорошо проветриваемом помещении, лучше всего в одно и то же время, избегая грубых артикуляционных движений.

Занимающийся должен помнить, что самое главное — это выработка свободных и эластичных движений без мышечного напряжения.

Упражнения по развитию артикуляционного аппарата следует выполнять перед зеркалом, т.е. контролируя их зрительно.

Во время гимнастики пользоваться полным дыханием, арти ­куляционные упражнения выполнять ритмично и с произно — шением звука. Нарушение ритма может привести к деформации некоторых звуков.

Перед гимнастикой следует провести общий массаж лица. Имеется в виду комплекс массажных упражнений: поглажива — ние лица руками и «пальцевый душ» (поколачивание лица подушечками пальцев).

Гимнастика и массаж артикуляционного аппарата усиливают также кровообращение в области периферической части речевого аппарата.

Начинать гимнастику артикуляционного аппарата всегда еле — дует с пластического массажа лица по методике, предложенной врачом-косметологом О.Бачарниковой.

1. Основанием ладоней с усилием надавим на лицо в области нижней части щек (каждая рука на своей стороне) на счет 5, затем отнимем руки от лица и переместим их несколько выше. Снова давление на счет 5, вновь переместим руки и повторим прием. И так до висков. Выполним упражнение 3 — 4 раза.

2. Кисти сжаты. Согнутые указательные пальцы обеих рук накладываем на центральную часть подбородка сверху, а прямые большие пальцы снизу, как бы охватывая край нижней челюсти. Последовательными движениями от центра до угла нижней челюсти в 4 —5 приемов проходим всю дугу нижней челюсти, повторяя упражнение '4 — 5 раз.

3. Большими пальцами обеих кистей в направлении, перпендикулярном продольным линиям лба, провести серию нажимов на счет 5 от центра к периферии, повторить упраж­нение 3 — 4 раза.

4. Тремя центральными (указательный, средний и безымян — ный) пальцами обеих кистей, поставленными в ряд на верхнюю губу, сделать 4 — 5 нажимов. Это упражнение очень помогает для предупреждения вертикальных морщинок на верхней губе.

5. Подушечки трех центральных пальцев обеих кистей пос — тавить приблизительно на 2 см ниже края нижнего века, вплотную к боковой поверхности носа так, чтобы при надавливании чувствовался костный край глазничного отвер — стия, и в три приема дойти до височной области, при этом траектория направления нажимов несколько восходящая к пе ­риферии. Повторить 3 раза.

6. Аналогичные движения, только по верхнему костному надглазному краю. Нажимы во всех случаях производятся на счет 5. Направление движения пальцев совпадает с линией бровей.

7. Теми же пальцами, положенными на закрытые глаза, Надавим на глазные яблоки на счет 10.

8. Закроем глаза, подушечки безымянных пальцев прижмем к внутреннему углу глаза, подушечки средних пальцев поставим на середину надбровных дуг, а подушечки указательных пальцев прижмем к наружному углу глаза. Прижав плотно пальцы к этим точкам, чтобы кожа не смещалась при движени век, 5 — 6 раз откроем и, сильно зажмурившись, закроем глаза. Это упражнение тонизирует круговую мышцу глаз, опосредованно действует на кожу век и подкожно — жировую клетчатку, улучшает в них обменные процессы. Оно является хорошим профилактическим средством от отечности в области век (мешки под глазами) и так называемых грыж — выпячивание подкожно — жировой клет­чатки сквозь ослабевшие волокна круговой мышцы. Регулярное и правильное выполнение 5, б, 7 и 8 —го упражнений сделают ваши глаза блестящими, ясными и привлекательными.

9. Подушечки трех центральных пальцев расположены вдоль и впереди ушных раковин, при этом средний палец помещается на козелок — выступ, за которым начинается отверстие ушного прохода. Делаем 4 — 5 нажимов, после чего указательный палец перемещаем в ямку за мочку уха и прижимаем к костному основанию между ухом и выступом височной кости. Делаем еще 4 — 5 нажимов в этих точках.

Это упражнение очень эффективно, так как воздействует на точки лицевого нерва и его ветвей на поверхность кожи. Стимулируя кожные и мышечные ветви лицевого нерва, мы усиливаем обменные процессы, выделение тканевых гормонов, передвижение крови и лимфы, улучшаем процессы регенерации кожи лица.

10. Боковой поверхностью концевой фаланги указательного пальца, помещенного в межкозелковую вырезку, т.е. нижнюю заостренную часть ушного углубления над мочкой уха между козелком и противокозелком, хорошо промассируем эту область в течение 30 сек. В этом месте расположена точка желез внутренней секреции, массаж которой стимулирует их дея­тельность, а следовательно, и нормальное функционирование всего организма в целом.

11. Указательным и большим пальцами обеих кистей взять верхнюю часть ушной раковины и 5 —6 раз потянуть кверху.

12. Теми же пальцами за мочку уха 5 — 6 раз потянуть книзу.

13.Положить правую ладонь на правое ухо, левую — на левое и активно их растереть, а затем большими и указательными пальцами более детально промассировать все участки ушных раковин. 10, 11, 12 и 13 — е упражнения очень важны в связи с тем, что точка или область ушной раковины рефлекторно связана с определенной частью тела или органом.


 

На рисунках — выполнение пластического массажа по ме — тодике О.Бачарниковой.

Народный целитель И.Васильева предлагает следующую гимнастику для артикуляционного аппарата.

Упражнение 1. «Лошадка»

Поцокайте языком, громко, с убыстрением, от 10 до 20 секунд.

Упражнение 2. «Ворона»

Произнесите звуки «ка — аа — аа — аар», посмотрите в зеркало и постарайтесь поднять как можно выше мягкое небо и ма­ленький язычок. И так б раз. Попробуйте сделать это беззвучно и с закрытым ртом.

Упражнение 3. «Колечко»

Достаньте кончиком большого языка до маленького язычка. Попробуйте сделать это беззвучно и с закрытым ртом. Положите ладонь на горло, вы почувствуете, как напрягаются мышцы. Ослабьте усилие, увеличьте скорость.

Упражнение выполняется в течение 1 минуты.

Упражнение 4. «Лев»

По утрам 10 раз дотягивайтесь кончиком языка до подбород—

ка.

Упражнение 5. «Зевота»

При зевоте улучшается кровообращение головного мозга, усиливается -отток венозной крови.

Садитесь поудобнее, опустите голову и широко откройте рот. Вслух или мысленно произнесите «оо —хо —хо —боо», сладко зевните несколько раз.

Упражнение 6. «Трубочка»

Сделайте губы «трубочкой», повращайте ими по часовой стрелке и против. Дотянитесь с усилием до носа, затем до подбородка.

Упражнение 7. «Смех»

Нажмите на «хохательную» точку на кончике носа и произ — несите «хохательные» звуки: «ха —ха —ха —ха», «хи —хи —хи — хи», «гы —гы —гы —гы» (произносить «г» по —украински).

Гимнастика артикуляционного аппарата, предлагаемого автором.

Упражнение 1

Цель: снять мышечный зажим артикуляционной и мимичес — кой мускулатуры (лица, лба, области щек, переносицы и т.д.) и подготовить все части речевого аппарата к гимнастике с про — изношением звуков.

Кончиками пальцев производятся поглаживания или легкие постукивания от середины лба к ушам, затем вокруг глаз и к середине лба. Такие же движения совершаются от подбородка к ушам, затем к носу и обратно. Каждое движение выполняется 2 — 3 раза. Весь комплекс повторяется 4 — 6 раз.

Упражнение 2

Цель: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укрепить их нервно — мышечную основу.

Произнести медленно несколько раз: К — Г, К — Г, Г — К, Г — К, затем медленно, беззвучно А—Э —О — почти не раскрывая рта, раскрывать только полость зева. Повторить 4 — 6 раз.

Упражнение 3

Цель: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка.

Произнести медленно, беззвучно А—Э —О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторить 4 — 6 раз при разных поворотах головы: вверх, вниз, вправо, влево.

Упражнение 4

Цель: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи, верхней части грудной клетки и ротоглоточной полости.

1. Слегка сверху вниз погладить горло и верхнюю часть груди; так же, сверху вниз, похлопать шею и грудь кончиками пальцев.

2. Произвести имитацию полоскания горла и рта. Делать это поочередно 4 — 6 раз.

Упражнение 5

Цель: снять мышечное напряжение нижней челюсти и дна ротоглоточной полости.

Рот раскрыт, расстояние между зубами — 2 пальца, сложен­ные вместе ребром. Произнести звукосочетание AM — AM — AM, AM—AM—AM тихим легким шепотом, звук М — голосом. Проделать 4 — 6 раз.

Упражнение 6

Цель: снять напряжение верхней и нижней губ, способство — вать координированной их работе со звуком.

1. Произнести: ГН-ГН-ГН... ГН-ГН- ГН..., энергично под­тягивая вверх верхнюю губу.

2. Произнести: КС-КС-КС... КС-КС-КС..., энергично опуская вниз нижнюю губу.

3. Произнести поочередно: поднимая вверх верхнюю губу ГН —ГН —ГН... ГН —ГН —ГН..., и опуская вниз нижнюю губу КС - КС - КС... КС - КС - КС...

Для тренировки верхней губы следует использовать звуко — сочетания: ГЛ, ВЖ, ЖЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН; для тренировки нижней губы — звукосочетания КС, ГЗ, ЖН, БЗ.

Упражнение 7

Цель: снять излишнее напряжение мышц языка и способ­ствовать формированию внутриглоточной артикуляции. Про — изнести полным голосом И —Э, фиксируя кончик языка у нижних зубов. Произнести О —У, оттягивая язык глубоко в ротоглоточную полость. Проделать упражнение поочередно: И — Э (язык на губах), О — У (язык глубоко во рту). Повторить 4 — 6 раз.

Упражнение 8

Цель: снять напряжение мышц затылочной области и спо — собствовать 'формированию внутриглоточной артикуляции.

Наклон головы назад — вдох, затем, возвращаясь в исходное положение, на выдохе произнести тихим, легким шепотом И — Э—А —О —У—Ы (поднимая вверх нижнюю губу). Повторить полным голосом. Проделать 6 — 8 раз.

Упражнение 9

Цель: снятие мышечного зажима окологортанной мускула — туры.

Повороты головой справа налево с произнесением И — Э — А—О —У —Ы (сначала полным голосом, затем тихим, легким шепотом). Проделать 4 — 6 раз.

Упражнение 10

Цель: укрепление нервно — мышечного аппарата органов ар — тикуляции.

С этой целью следует произвести их легкий массаж (погла — живание). Если, например, это губы, то массируйте их подушеч — ками пальцев, от середины к углам рта. Проделать это 4 — 5 раз.

Если нижняя челюсть, то производите легкое поглаживание челюсти от подбородка к теменной области. Если язык —

массируйте легким закусыванием кончика (несколько раз).'

Овладев навыками правильного дыхания и работой артику­ляционного аппарата, можно перейти к постановке произно­шения.

Основные методические приемы в работе над исправлением недостатков речи — это сознательное обучение и Переход от простого к сложному: от упражнений на исправление отдель­ного звука к тренировке произношения его в отдельных словах, а затем и в предложениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.