Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение голоса






Вы уже знаете, как сделать голос стандартным. Теперь обратимся к рассмотрению возникающих при этом специ­фических проблем.

Вы заметили, что одной из самых важных проблем явля­ется размер: размер помещения, эмоциональный размер сценического образа и иногда физический размер актера.

Сначала о размере помещения. Вы сами должны изме­рить аудиторию — это приходит с опытом. Вы должны представить себе аудиторию акустически — как звучащую полость. В особо трудных аудиториях (слишком больших) часто остаются неиспользованными до 2/3 пространства — ваш голос не может охватить ее всю. В таких случаях по­лезно упражнение по концентрированию голосового потока в какой-нибудь воображаемой точке пространства.

Вокальное заполнение пространства зависит от энерге-тичности дикции и правильного расположения слов и инто­наций. Кроме того, необходимо удлинение согласных.

Физический объем актера, особенно мужчины, часто оп­ределяет то, как он использует свой голос. Если актер те­лесно невелик, он вынужден компенсировать свой недоста­ток — он понижает свой голос и делает его неестествен­ным. Это ограничивает его возможности. Напротив, актер крупного телосложения старается уменьшить природную громкость своего голоса — он боится ее. Таким образом, голос должен находиться в соответствии с особенностями телосложения любого актера.

Вторая проблема — эмоциональный объем роли. Если речь идет о важной классической роли, то исполняющий ее актер всегда опасается, что не сможет должным образом охватить ее эмоциональное содержание. Поэтому в таких случаях имеют место случаи злоупотребления эмоциональ­ной энергией. Однако и здесь не следует забывать, что эмо­циональную энергию надо искать в дыхании, а не в мыш­цах горла.

Дабы выработать громкость голоса без мышечного на­пряжения надо выбрать отрывок текста и читать его в по­ложении лежа. Сначала полежите спокойно, расслабьтесь, подышите, затем приступайте к тексту. Первое время чи­тайте его спокойно, концентрируя внимание на дыхании. Постепенно увеличивайте громкость, не допуская, однако, при этом напряжения и стараясь делать так, чтобы звук не выходил горлом. Если почувствуете напряжение, приоста­новите упражнение, расслабьтесь и продолжите. Я не на­стаиваю на том, чтобы вы вообще не двигались — вы дол­жны сами выбрать нужные вам движения. Надо понять разницу между естественным напряжением и напряжением образа. Если вы не можете проговаривать текст без напря­жения или без непроизвольных движений, то тем самым вы себя ограничиваете.

Кроме того, если слишком усердствовать в самоконтро­ле, то и тогда вы ограничиваете свои возможности, ибо вы потеряете энергию текста. Многие актеры страдают этим: они боятся потерять над собой контроль. Все это ограничи­вает голос.

Чтобы добиться хорошего результата, надо особое внимание уделять релаксации и дыханию. Наступит время, когда вы перестанете чувствовать напряжение в шее и даже в момент передвижения будете ощущать свободу.

Довольно часто по причине неуверенности в себе и не­правильного размещения энергии, а также из-за неспособ­ности разграничить личную энергию от энергии роли актер заменяет естественные эмоции неестественными. Это одна из самых серьезных проблем. Он передает зрителю то, что сам в действительности не чувствует. Если актер в соответ­ствии с ролью должен быть мужественным, то он старается проявить это посредством голоса и энергии, исходящих из горла. А излишняя нарочитая энергия, как уже отмечалось, отталкивает слушателя.

В случае этого (здесь вы должны выслушать критичес­кие замечания) следует глубоко разобраться в причине по­добного недостатка. Ведь из-за отсутствия веры в свои силы вы идете на откровенную эмоциональную фальшь.

Иными словами, если вы играете роль со значительной эмоциональной нагрузкой, требующей от вас выражения злости, властности и т. п., и вы начинаете кричать, то зри­тели вас не будут слушать. Вы должны обнаружить силу вне самого себя, правильную вокальную энергию. Послед­няя вместе с энергией текста это как раз то, что ждет от вас зритель.

И последнее: вам нужно подготовить как можно лучше свой голос, добиться в этом всевозможного мастерства. Он должен быть приспособлен к любому тексту. Отбросьте в сторону всякую ерунду! Вам необходимо отделаться от не­нужного напряжения и от прочего, что, как вам кажется, поможет увлечь зрителя. Я уверена, что основным ком­плексом актера является опасение, что он недостаточно по­нят, что он скучен. Пытаясь доказать обратное, он прокла­дывает все усилия и в результате теряет индивидуальность. Это происходит слишком часто, но убедить себя в пагубно­сти этого достаточно трудно. Вы обязаны поверить, что имеете право быть самим собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.