Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация государственного управления отдельными объектами и территориями.






Закры́ тое администрати́ вно-территориа́ льное образова́ ние (ЗА́ ТО) — административно-территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в границах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

До 1 января 2006 года ЗАТО являлось административно-территориальной единицей.С 1 января 2006 года вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации определяют полномочия органов государственной власти субъекта федерации в отношении ЗАТО, входящего в состав такого субъекта федерации.

В настоящее время в России существует 44 ЗАТО.

От ЗАТО следует отличать закрытые военные городки, к которым относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1(ред. от 13.07.2015)

" О закрытом административно-территориальном образовании" Статья 4. Особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании

Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления»

координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе; пропускной режим; существляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ" Об использовании атомной энергии".Границы объекта, отнесенного к категориям " ядерные установки", " радиационные источники" или " пункты хранения", определяются организацией на основании сведений, содержащихся в решении о сооружении и размещении объекта.

Защита и охрана Государственной границы (Фз о гос. границы). в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

 

5. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды, особенности, способы защиты.

Понятие. Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Структура. Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание.

Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах субъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

1) административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

2) административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Виды.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

1) вертикальные административные правоотношения (м.б. в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

2) горизонтальные административные правоотношения. (при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий).

Это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

1) материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

2) процессуальные. К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по цели:

1) регулятивные

2) охранительные

Особенности административно-правовых отношений:

1) права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

2) всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

3) административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

4) если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

5) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

6) административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Способы защиты. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.

Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Законе РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.

Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур.

Президент РФ - говорится в ст. 85 Конституции РФ - может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

6. Статус Президента РФ при осуществлении функций и полномочий исполнительной власти.

 

Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции).

 

Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти. Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Согласно ст. 32 ФКЗ «О прав-ве РФ», Президент осуществляет руководство рядов фед органов исп власти. Так, в соотв с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, руководит непосредственно и через федер министров деятеьностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны. Безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, утверждает положения о них и назначает руководителей и зам руководителей этих органов, а также осущ-т иные полномочия как Верховный главнокомандующий ВооружСилами РФ и Председатель Совета безопасности РФ.

 

 

7. Методы деятельности государственной администрации: убеждение, поощрение (стимулирование), принуждение.

Убеждение – процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания. Убеждение проявляется при использовании различных мер объяснения, воспитания, организации с целью формирования воли подвластного субъекта. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно принимают участие в их реализации, если понимают задачи и цели государства. Средства убеждения: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом.

Поощрение – средство влияния, которое через интерес направляет волю человека на совершение полезных дел, которые делаются для получения материального, морального или иного одобрения. Различают абсолютное поощрение и относительное поощрение.

Принуждение – метод управления, который воплощается в психическом, материальном или физическом влиянии на волю и поведение человека и применяется на основе закона, осуществляясь через правоприменительные акты. Виды принуждения: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности (взыскания).

8. Содержание административного процесса: административно-процедурные и административно-юрисдикционные действия.

Административный процесс - это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых в целях реализации норм административного права.

Административно-процессуальная деятельность имеет двоякий характер: правоприменительный и правоохранительный.

В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия административного процесса как в широком (правоприменительном, т.е. это все, что происходит в сфере гос. управления), так и узком (правоохранительном, т.е. это привлечение к административной ответственности) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность двух видов:

а) административно-процедурная - распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различно­го рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией (реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий);

б) административно-юрисдикционная - вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующей правоприменительную деятельность юрисдикционного, принудительного характера широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по разрешению споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного), осуществляемой в административно-процессуальной форме.

Основное отличие административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного состоит в том, что административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера, здесь, как правило, отсутствует правовая оценка поведения сторон. Результатом этого производства является обеспечение эффективной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также осуществление прав физических и юридических лиц, т.е. осуществляется позитивная управленческая деятельность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.