Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирико-социалистический подход к исследованию СМИ






Наиболее крупное и базовое разделение многочисленных видов эмпирических исследований, основанных на разнообразных теориях СМИ, парадигмах и фреймах, связано с двумя методологиями, или стратегиями исследований — количественной и качественной. В количественных исследованиях получают статистические выводы, выраженные в числах (например, выявляется доля людей, читающих данное издание, доля материалов на определенную тему в контенте радиопередач за определенный период, частота употребления различных слов в произведениях публициста илитеснота связи между образованиемичтением газет). Выводы качественных исследований выражаются в нестатистических описательных, аналитических, прогностических суждениях. К кругу таких исследований относятся многочисленные методики изучения отдельных объектов — текстов (см. разд. 3.11 и 3.12), социальных общностей, исторических и иных событий, творческий и жизненный путь создателей произведений, истории создания газет или отдельных произведений (см. разд. 3.6) 11 T. II. Количественную стратегию принято называть жесткой, качественную — мягкой. У них разная логика: в количественном исследовании движение идет от общих понятий к выявлению связи между различными проявлениями в жизнедеятельности множества объектов, распространенности этих проявлений. Это дедуктивная логика. В качественном исследовании, глубоко и всесторонне изучая один или несколько объектов, разносторонне фиксируя их свойства, восходят отчастного к обобщениям. Это — индуктивная логика. Количественные исследования ведутся на множестве однотипных объектов. Они нацелены на выявление тенденций в степени распространенности тех или характеристик в социальных общностях или в содержании множества текстов, устанавливаюттеcноту связи между признаками, распространенность объектов, относящихся к разным типам и т. п. Они основываются на охвате множества единичных фактов, обобщение характеристик которых приводит к получению статистических/множественных показателей.

Примеры наиболее распространенных методик количественных исследований: массовый опрос, контент-анализ материалов массовой коммуникации, частотный анализлексики автора или издания.

Качественные исследования сосредотачиваются наизучении одного или немногих объектов и отличаются глубоким проникновением в их природу, уникальные свойства, нацелены на понимание, разностороннюю интерпретацию мотивов поведения, деятельности, в том числе — творческой. Исследования такого рода фокусируются не на массовых проявлениях, но на практике отдельных личностей, групп, семей, небольших производственных, этнических, локально-территориальных общностей. Исторические качественные исследования прослеживают содержание разных периодов в жизни автора, редакционного коллектива, в развитии политической или художественной идеи и т. п.

В гуманитарной традиции исследования, посвященные

одному объекту, обычно называют монографическими. В обществоведческой традиции в таких случаях часто употребляют понятие кейс-стади (от англ. case study, буквально — исследование отдельного случая).

Комплексное монографическое исследование может включать в себя и количественные процедуры.

Примеры:

1. Изучая особенности творческого почерка публициста, наряду скачественным анализом произведений можно предпринять и количественный частотный анализ лексики, художественновыразительных средств, использованных в его произведениях.

2. Исследование рынка прессы города Н. может включать в себя как исторический экскурс встановление системы печати в городе после начала эпохи рыночной экономики, таки статистический анализ состава печатных изданий, величину доли изданий разного типанагородском рынке прессы и т. п. 3. Изучение типа отдельного издания может вобрать в себя статистический анализ доли текстов разной тематики и жанров, а также качественный анализ композиции и дизайна.

Один из виднейших специалистов по методологии и методике социальных исследований В. А. Ядов выделяет следующие факторы, влияющие на выбор метода исследования. Это — теоретическая ориентация, целевая установка, наличные ресурсы, амбиции, склад ума, личностные склонности исследователя. Они определяют ряд генеральных исследовательских стратегий — или стратегий описания, объяснения и понимания социальной реальности:

- статистическое описание множества объектов, которое представительно для больших общностей, отражает их состояния.

- «плотное» описание отдельных объектов, которое выглядит как целостное, всеобъемлющее отражение их конкретных состояний, как выделение особенного из общего;

- объяснение, которое выглядит как соотнесение получен

ных данных стем, что уже известно науке, то есть их концептуализация, подтверждение гипотез,

- понимание, которое предполагает интерпретацию событий и фактов—так, какони осознавались изучаемым субъектом". Добавим сюда и прогноз, который предполагает более или менее жесткие предсказания относительно вероятного состояния изучаемых объектов в будущем на основе выявленных в их развитии статистических тенденций или причинно-следственных связей.

Пример: в рамках общего социологического подхода к исследованию СМИ (а это предполагает изучение обьектов в свете их взаимодействия с социальными общностями, процессами, социальными отношениями) избирается подход к СМИ как к институтам, осуществляющим многосторонний обмен информацией в больших общественных системах. Соответственно, деятельность СМИ оценивается с точки зрения доступности массового участия в коммуникации не только в качестве потребителя, но и производителя информации, могут применяться методы массового опроса об отношении людей к соответствующим возможностям СМИ, их оценке реального положения вещей. Здесь может быть применени количественный анализ материалов, и анализ редакционной почты и сообщений от аудитории, полученных иными путями. Это количественные процедуры. Но в рамках того же подхода может быть проведено и case study cмногосторонним анализом опыта отдельного издания по привлечению к информационному обмену читателей/ граждан", с выявлением субъективного отношения журналистов к тому, что они предприняли.

Сопоставим основные характеристики количественных и качественных исследований:

 

 

 

В случае с подготовкой кандидатской диссертации выбор метода особенно зависит и от индивидуальности, и от возможностей автора. Вряд ли один диссертант в одиночку справится, например, с проведением количественного исследования особенностей отношения к политической информации у разных групп аудитории. Для этого ему необходимы или организационные (сеть для проведения массового опроса разных групп населения), или финансовые (для заказа опроса у специализированных центров) средства. Ни того, ни другого обычно нет. Но провести сравнительный опрос двух небольших, скорее полярных по составу групп (например, юных и пожилых телезрителей, или с образованием не выше общего среднего и с образованием не ниже высшего) под силу и одному исследователю при условии, если он будет подготовлен к проведению такой процедуры.

Следует учитывать возможность как первичного, таки вторичного анализа данных. Последний проводится с использованием данных, полученных ранее другими исследователями, при их рассмотрении под новым углом, в сопоставлении с иными данными. Богатые возможности дают для этого современные электронные базы данных, позволяющих вводить новые группировки, устанавливать показатели статистической связи между любыми изученными характеристиками, выявлять типы/кластеры объектов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.