Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стоимость товаров, как экономическая категория.






Цена товара находится в прямой зависимости от количества труда, затраченного на его производство. Поскольку главным фактором формирования ценности товара выступал труд, учение получило название трудовой теории стоимости. Ее основные положения заключаются в следующем:

1. Всем товарам присуща такая внутренняя характеристика как ценность или стоимость. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно внешнему наблюдателю, поскольку она имеет скрытый характер и воплощает в себе целый комплекс хозяйственных отношений;

2. Стоимость создается трудом товаропроизводителей. Поскольку различные производители имеют разные издержки производства и прибыль, трудовая теория стоимости оперирует таким понятием как общественный труд, используя его как некий усредненный показатель;

3. Все товары обмениваются друг на друга в соответствующих пропорциях, соответствующих потраченному на их производство труду и стоимости. А.Смит писал по этому поводу, что цены — это лишь вуаль над сделками. Если мы приподнимем эту вуаль, то увидим истинные отношения обмена. Стоимость, которая служит мерилом обмена, называется меновой стоимостью;

4. Колебания цен в экономической системе сторонники трудовой теории стоимости объясняют наличием такой категории, как потребительная стоимость. Потребительная стоимость является пластичным фактором и может значительно варьироваться в зависимости от субъективного восприятия товара покупателями, появления на рынке альтернативных продуктов аналогичного назначения и прочих обстоятельств;

5. Цена является денежным выражением стоимости товара.

Одной из наиболее полных и разработанных в научно-теоретическом плане стала теория маржинализма (предельной полезности). Эта теория объясняет формирование и колебание рыночных цен исходя из категории «полезность».

 

Маржинализм базируется на следующих основных положениях:

1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;

2. Психологическая и денежная оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;

3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности;

4. Цена есть денежное выражение полезности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как теория формирования цен, принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности. В части теории рыночного образования маржиналистами хорошо объясняются механизмы образования и колебания рыночных цен, убедительно и наглядно интерпретируются законы спроса и предложения, адекватно описываются модели потребительского поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.