Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции развития института участия прокурора в гражданском судопроизводстве.






Дача прокурором заключения по административному делу.

Также КАС РФ предусмотрено, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом. К ним относятся дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов;

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение;

- об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;

- о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в медицинскую противотуберкулезную организацию.

Главная задача прокурора при даче заключения - своевременное пресечение и недопущение нарушений законодательства, прав и охраняемых законом интересов граждан, злоупотреблений этими правами, а в необходимых случаях – их восстановление путем принятия мер реагирования на нарушения норм материального и процессуального права.

Заключение по делу дается прокурором в целях содействия осуществлению правосудия, реализации задач административного судопроизводства, обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. В данном случае прокурор не выступает на стороне кого-либо из участников процесса, а объективно дает независимое заключение по обстоятельствам дела.

 

Тенденции развития института участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

В настоящее время, в связи с изменением законодательства в исполнительном производстве России, было бы целесообразно для повышения роли прокурора осуществить следующие мероприятия:

1. ввести прокурора в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве;

2. нормативно закрепить участие прокурора в судопроизводстве на стадии исполнения судебных постановлений путем внесении соответствующих изменений в ГПК РФ.

Прокурор «вмешивается» в процесс не в интересах одной либо другой стороны, а исключительно лишь в интересах законности. Обеспечивая своей деятельностью защиту интересов государства и общества, органы прокуратуры тем самым активно содействуют правильному и быстрому исполнению требований исполнительных документов, так как государство непосредственно заинтересовано в полной и своевременной реализации принятых судебных актов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего положение прокурора в гражданском процессе.

1. Законодательством установлены возможные формы участия прокурора при рассмотрении дел судами: обращение в суд с заявлением или вступление в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и законных интересов общества или государства. Возможность участия прокурора при рассмотрении судом гражданских дел, безусловно, служит интересам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Надзорная функция, осуществляемая прокурором в гражданском процессе в форме дачи заключения по делу в случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, представляется уже не актуальной и не согласуется с диспозитивными и состязательными началами современного гражданского процесса. Участие прокурора является в гражданском судопроизводстве, в большей мере, не защитой прав граждан и организаций, а косвенным влиянием на ход судебного разбирательства и, в конечном итоге, на сам суд, что является недопустимым в соответствии с принципом независимости суда.

3. ГПК РФ крайне ограничивает возможность отмены незаконного решения суда, ущемляя право прокурора обжаловать решение суда вне зависимости от его фактического участия при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Прокурор, по сложившейся практике принимает участие при рассмотрении так называемых дел повышенной социальной значимости и возможна ситуация, когда прокурор по причине, например большой загруженности или надлежащим образом не извещённый о времени судебного заседания не смог попасть на процесс. В таком случае суду надлежало бы выслать прокурору копию решения, протокол судебного заседания, который изучив материалы гражданского дела в случае необходимости, мог бы обжаловать решение суда в вышестоящую инстанцию.

4. В качестве дополнительной меры повышения престижа судебной системы, предлагается введение представителей гражданского общества в состав суда по гражданским делам, поскольку успешная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина не может быть обеспечена без соответствующего судебного состава, способного проявить независимость при рассмотрении дел с участием властных структур. Поэтому в состав суда по таким делам помимо профессионального судьи следует ввести рекомендованных общественными организациями - гражданских судей.

5. Требует уточнения правовой статус прокурора, участвующего в гражданском судопроизводстве, так как обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в уже начавшийся процесс представляют собой две различные процес-

суальные формы участия прокурора в деле, а прокурор не может выступать в процессе одновременно в двух процессуальных формах. Представленное противоречие во многом является результатом компромисса законодателя в отношении объема полномочий прокурора в гражданском процессе на этапе разработки нового ГПК РФ.

6. Участие прокурора в стадии исполнения судебных постановлений по гражданским и уголовным делам должно регулироваться с учетом законодательства о гражданском и уголовном судопроизводстве. На сегодняшний момент прокурор не обладает правами приостанавливать исполнение судебного акта, так как это противоречит нормам гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства, определяющим правовое положение прокурора как участника судопроизводства по гражданским делам. Однако и нормы о процессуальном положении прокурора в исполнительном производстве также отсутствуют. Такая ситуация недопустима, поскольку надзорные полномочия прокурора требуют процессуальных форм их реализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.