Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А верно говорят, что характер закладывается в возрасте до трёх лет?

Сколько у вас лет для Детских книжек, Музеев, Выставок, Библиотек?

Сколько у Вас есть в запасе времени для чтения детских книжек с ребёнком?

И что ещё надо успеть сделать в период «от рождения до школы»?

А верно говорят, что характер закладывается в возрасте до трёх лет?

 

Многие родители думают: «Вот отдам ребёнка в 6 лет в школу, а до этого времени буду ему сколько угодно детские книжки читать. Пусть развивается! А что? В год он ещё маленький, ничего не понимает! До шести лет прочтём и Колобка, и Семеро козлят, и Красную шапочку… И что там ещё читают? Даже если по одной книжке в день читать – и то кадый день одно и тоже! Куплю ему новую пикающую навороченную штуку, которая и ездит, и звенит, и играет, и мигает, и двери открывает… Чем не игрушка? Пускай развивается пацан! Или дочке – куклу с домиком, семьёй, гаражом, гардеробом, пушистой собачкой и красной спортивной тачкой! Модель будущего! На! Расти! Развивайся!»

Но вот вопрос. Знаете ли вы, что в 4 года ребёнку уже интересны приключения «трёх мушкетёров»? И в этом возрасте он в состоянии ежедневно с удовольствием слушать по 20 страниц Александра Дюма (!), если вы конечно хорошо и с выражением читаете. Не лишать же в 4 года его остальной – детской – литературы? А когда читать? Золушку после Дюма???

Значит, она должна уместиться где-то раньше.

От года до четырёх – скажете вы. «Целых три года! Читай сколько хочешь!..»

Но ребёнку за эти как вы выразились «три года» ещё надо играть, гулять, получать новые впечатления, уж не говоря о том, что ещё кушать и спать. А вам в это время будут предстоять стирка, уборка, готовка… И только в наивных мечтах вы себе будете говорить: «Вот родится мой малыш, мы с ним каждый день будем песенки петь и книжки читать»…

Ещё вопрос. Допустим, вы как большинство среднестатистических родителей искренне считаете, что до самой школы ребёнка «не за чем перегружать, пусть у него будет обычное нормальное детство с детскими сказками про «Бэмби» и «Царя Салтана» (а не с «Детством» Максима Горького и не с «Юностью Петра первого»). Есть резон в ваших рассуждениях, ведь сказки имеют возвышенную романтическую направленность, создают хорошее настроение, в них есть приключения и добрые герои, побеждающие зло. А в реалистических произведениях – и настроение иное: раздумья, грусть, тяжесть, дилеммы, несправедливость… Но вы забываете, что в классической литературе есть прекрасные шедевры стиля «романтизма» - это времена рококо, золотых завитушек и мечтаний о прекрасных принцах… Пусть даже в виде гасконца на коне! Романтизм – это те же сказки, но уже на порядок выше и сложнее по своему сюжетному содержанию, по описанию характеров, по развитию событий. Детям интересно предугадывать, что будет делать тот или иной герой. Им интересно – так ли сложатся события, как им представилось. Им интересно, как описывает автор эти события. Предложения, длиной в полабзаца – ребёнка не смущают и не сбивают с толку. А коли ему это по силам – тогда вопрос: почему вы лишаете его этого удовольствия? Ведь наверняка, у вас есть томик Дюма!

Парадокс вашей педагогики в том, что растя своего любимого талантливого и умного ребёнка (возможно даже единственного!), вы даёте ему вместо «того, что он уже может понять»- «то, что он давно уже и без вас понимает»! Зачем вы как родитель? Откуда же ваш ребёнок будет черпать ресурсы для развития? Ведь детские книжки с уровнем речевых оборотов не сложнее «Русалочки» (прекрасная сказка, очень её люблю, но в 6 лет пора читать другие книги!) – рассчитаны на возраст 3-4 года. Вот тогда их и надо читать! А потом – к ним можно возвращаться, когда вы захотите что-то вспомнить и обсудить с ребёнком. Посмотреть с нового ракурса, с иной стороны. Прекрасные фильмы Уолта Диснея созданы так, что в них есть о чём подумать и взрослым. И как прекрасны режиссёрские версии! Но помните, что книга не должна ждать ребёнка, когда он дорастёт.

Книга любит, когда её берут в руки и «пробуют читать», пытливо вглядываясь в описываемые там события. Чем больше мы читаем разной литературы – тем лучше открывается нам содержание уже прочитанных нами книг. Книга любит, когда её помнят, но книга не приемлет, когда читают «только её одну»!

Другой вопрос, если вы не знаете что и когда делать с ребёнком! Когда и чему «самое время»? Ведь то, что легко можно сделать с малышом в год и два месяца, ещё невозможно сделать в 6-7 месяцев и уже не возможно сделать в 2 года! Вам только кажется, что любое действие с возрастом малыш осваивает всё быстрее. Ан нет!

Да и вы-то кое-что раньше не могли и позже не сможете, а вот сейчас – самое время. Подумайте, сколько вариантов ответа у вас на этот вопрос?

Только у малыша каждые 2-3 месяца - это как у взрослого десятилетие. Так сильно отличаются его умения и стремления, что вы просто можете не успеть воплотить свою хорошую, но слегка запоздалую мысль.

Взрослому кажется, что самое большое препятствие на стезе общения с ребёнком – это работа: «Меня никогда нет дома!», «Не хватает времени!».

Но на деле главная сложность – это особенности психологии малыша, смена ведущей деятельности, и что ещё немаловажно – чередование общительности и стеснительности в его поведении.

Как сделать все эти закономерности вашим помощником, а не препятствием?

Как ведёт себя стеснительность в голове вашего малютки, которая буквально «закрывает ему глаза», «не подпускает» к новым людям и обстоятельствам, «мешает говорить с ними»?

В какой период вам надо уделить ему время? Как постараться посадить зерно в мягкую почву? Как понять «подходит ли почва»? Или ещё «не сошёл снег»? Или поля уже «вновь замело»? Поэтому ли сеять поздно, и урожай скудный…

 

И многое можно успеть, пока дитя поперёк лавки умещается – лет до трёх, а дальше – любой, кто будет рядом с этим ребёнком – продвинет ваше дело без особых усилий.

Воспитание – это многолетний цветок. Главное вовремя посадить, поливать и дать прижиться. А дальше – легче станет.

Воспитание – это конвейер. Одни проблемы решили – за другие пора приниматься. Не успеешь с первыми – не успеешь ничего. Полный завал! Так и возникает у родителя ощущение что ему всё «некогда». Просто видимо уже не вовремя. Пропущен «золотой момент», теперь «надо, а оно не так-то просто». А догонять всегда очень трудно.

 

Так что, если вы не знаете что и когда делать с ребёнком - то вы ничего и не успеете. Не возможно успеть, когда не знаешь что делать. Ты будешь понимать «что и когда надо было начинать, чтобы уложиться вовремя», только когда уже опоздал!

 

Краткое описание и пояснение периодов физического и психического развития малыша, на которых мы строим воспитательный процесс развития личности в период до трёх лет:

I Этап. С 6 месяцев до года, или точнее с момента как кнаучился сидеть, до момента, как научится ходить. В полугодовалом возрасте малыш вдруг начинает бояться незнакомых людей, редко заходящих родственников и т.п. Представьте себе, в первобытном обществе в пещере каменного века малышу было страшно, что его украдут, съедят и т.п. Он старался заручиться поддержкой своей семьи, став для родных «любимой игрушкой». Роль «любимой игрушки» для малыша стала развивающей в этот период. И по сей день в этот отрезок времени ребёнок нуждается в обширной игровой совместной деятельности с мамой и всей семьёй. И это не громыхание новомодной погремушкой у него над ухом. Это простые вещи, которые многим не приходят в голову из-за их доступности и повседневности:

  • Рисовать (не брать в рот, не тыкать в глазки, а возюкать по бумаге и будет линия или каляка-маляка),
  • Читать красочные книжки и стишки (рассматривать картинки, фокусировать внимание на них, отвечать на простые вопросы: «Где мишка? Где зайка? А где у зайки глазки?») Это время для сказок о хороших послушных детях, о базовых важных моральных принципах. Ваш ребёнок уже всё запоминает, и уже хочет стать таким, чтобы его любили больше всего на свете. Что он слышит в ваших сказках – то и будет копировать вам в ожидании восторгов. Сказки можно сочинять, если вам не нравится конец или какой-то момент сказки. Картинки можно подбирать готовые, маленькому ребёнку в этом возрасте практически достаточно одного изображения персонажа без фона и событий. Таким образом сказка из 3 персонажей может построиться всего на 3 картинках. Если вы любили рисовать – нарисуйте их сами. Это будет ещё более развивающее. Время, когда ребёнок захочет «глянцевые страницы» будет гораздо позже. Пользуйтесь случаем, пока вашему ребёнку «чем самодельнее – тем развивательнее». В этот период слова «смотри, что тебе мама сделала» производят неизгладимое впечатление.
  • Петь песенки, можно сочинять их «на ходу», можно перекладывать в колыбельные любимые стишки ребёнка, меняя некоторые слова, эдакий мелко-семейный плагиат на общее благо.
  • Листать тетради (учиться владеть ручками, чтобы перелистывать, а не мять и не рвать; тетради будут черновиками для каких-либо нужд),
  • Рвать газеты, не беря их в рот (газеты интересно скрипят, когда рвутся, и шуршат, когда мнутся),
  • Находить предметы в комнате («А где у нас стул? А где стол? А где Настя?»),
  • Договариваться о делах и отсутствии мамы («Я пойду, замочу твои пелёночки – а ты меня подожди, поняла? Сиди, жди». Оставив в кроватке, так чтоб малыш не упал – вы разговариваете с ним из ванной: «Да, вот, сейчас всё твоё в тазик положу – и приду. Кто тут молочком всё облил? А? надо же это постирать? Понимаешь? Вот так. Ну вот она я, уже пришла. Ты моя умница. Что ты тут делаешь? Покажи мне.)
  • Помогать маме по хозяйству (тереть стол тряпочкой; держать печенье, или морковь, или полотенце, или прихватку, когда мама готовит или накладывает кушать; учиться мыть ручки, держать мыло; надевать на головку шапочку… естественно, как получается, но это всё же совместная деятельность, на то и мама рядом, чтоб помочь…)
  • Слушать, как мама играет на музыкальном инструменте (если она умеет), пробовать самому делать также.
  • Ну и просто всем знакомые «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Гуси-гуси, га-га-га»… Кстати, о моральной стороне воспитания. Существует масса текстовых версий этих детских побасенок. Если в вашей версии есть недетское слово «бражка», только вы своему ребёнку можете заменить его на «простоквашку». Сочиняйте стишки – не бойтесь. Малышу будет очень приятно, что вы ДЛЯ НЕГО, или О НЁМ придумали стишок или считалочку. Это и есть развитие. Оно лёгким не бывает. Но по-другому и быть не может.

 

В каждой квартире есть пульт с кнопками, которые быстро учится отбирать у вас малыш. Ему интересно, что произойдёт, если нажать что-нибудь. Он нажимает, телевизор отзывается. Он снова нажимает, телевизор снова послушно выполняет заданную наобум команду. Взрослый умиляется: «Он у меня такой смышлёный!» На самом деле никакого ума здесь не требуется. Причинно-следственная связь «если что-то нажать – то что-то будет» примитивна и гораздо менее информативна, чем наступание на грабли в прямом смысле этого слова: наступив на грабли со стороны зубцов мы мгновенно получаем удар противоположным концом по лбу и теперь твёрдо знаем, что между зубцами и шишкой на лбу была такая причинно-следственная связь. Больше мы так делать не будем. Механика наглядна, понятна и обучает очень быстро. Электроника не видна глазу. Её процессы не знают даже многие взрослые люди. Нажимая кнопки на пульте, ваш ребёнок выводит из строя электронику, которая откажет не сразу, а через пару недель. Разрыв по времени между причиной и последующим вытекающим из неё событием даже для взрослого человека делает «причину – неочевидной, сомнительной». Часто причиной кажется то, что совпадает с событием по времени или находится в «обозримом временном отрезке». А вовсе не то, что спровоцировало его зарождение 5 или 10 лет назад! Отсроченность последствий – в жизненных ситуациях, во взаимоотношениях людей, в вопросах терпения и понимания (много таких примеров, где мы имеем отсроченные последствия) – очень затрудняет восприятие причины и следствия как единой цепи, даже для взрослого человека. Но ваш малыш тем более не может себе представить, что значит фраза: «Сегодня телевизор не работает, потому что ты с ним уже 2 недели балуешься!» Он-то точно знает, что 2 недели телевизор не обижался на это. Значит, не потому! Или причины могут внезапно непонятным образом меняться? Всё, что было хорошо – при длительном повторе оказывается плохо? Ребёнок получает массу неправильных и вредных для жизни выводов. К тому же, не понимая до конца, что же случилось, малыш верит вам, хотя это противоречит его собственным наблюдениям. И вот уже вы нечаянно сделали первый шаг к разрушению его интуиции. Даже, если вы предупреждали, что «оно сломается!», увы ребёнок в возрасте 1-2-3 лет не видит причинно-следственных связей, если что-либо произошло «не мгновенно в ответ на его действия», а спустя время (даже спустя 2 часа – для ребёнка это слишком большой разрыв событий).

Так что с точки зрения логических способностей – механический паровозик, юла и пирамидка полезнее музыкальных ходунков, мигающих погремушек и говорящих собачек. Если же у вас есть возможность купить всё и сразу и сложить это всё у себя дома – пусть у вашего ребёнка будет всё это вместе. Но если вы выбираете ему «то, чего не было в вашем детстве» - то признайтесь, что почему-то покупаете игрушки себе, а не выбираете их осознанно исходя из пользы для вашего ребёнка.

Всё равно ни одна игрушка не заменит маму. А чем молчаливее игрушка – тем маму слышнее, и тем быстрее начнёт говорить малыш. Ему нужна ваша артикуляция, ваша живая речь. Современный ребёнок и так тратит слишком много времени, чтобы разобраться «как же всё-таки его горлышко может издавать такие звуки», потому что вокруг сплошные «чревовещатели»: радио, телевизор, компьютер, телефон, говорящие куклы, домофон с голосами людей, желающих войти в квартиру, магнитола в машине… Такие же звуки, как у мамы, но рта нет?! Он, что, не нужен для разговора, что ли?! Если нужен – то как же они говорят?! Думаете, легко ответить малышу на этот вопрос?..

Как говорит тигр? Как говорит лев? Большинство современных интерактивных игрушек воспроизводят звуки зверей весьма натуралистично. Но ваш малыш, скорее всего, никогда не будет подзывать к себе живого льва, копируя призывные звуки его самки. Ребёнку куплены говорящие игрушки, чтобы он учился говорить? Тогда уместнее было бы учиться говорить «Ррррррррр». «Новое» и «передовое» – это не одно и тоже. «Модное» и «нужное» - тоже весьма разные понятия. Есть игрушки, «допотопные», «стародавние» - на которых выросло не одно поколение Нобелевских лауреатов, космонавтов, героев войны… Не стоит стесняться традиционных игрушек типа «Неваляшки», «Матрёшки», «Пирамидки», «Юлы»… Это классика, достойная почётного места в каждом доме, на любой полке, в любой детской. Это общее прошлое многих поколений, это связь времён …и для восприятия вашим ребёнком - это наиболее удобная модель причинно-следственной связи, отточенная столетиями!

Например, неваляшка. Вспомните себя, помните как ломали и чинили неваляшек? Посмотрите на деток. Присмотритесь, полугодовалый малыш, видя как качается игрушка, задаётся вопросом: «Ух ты! Почему! Какая она?» И ища причину, почему она качается, берёт её в ручки, роняет, вертит, и вскоре понимает, что тяжёлое у неё именно дно. И что всё тяжёлое стремится вниз, тяжёлая часть всегда перетянет лёгкую, поэтому донышко и перетягивает всю фигурку. Ребёнок, играя с матрёшкой, толкает её так, чтобы она качалась. Как старается приложить ударную силу к матрёшке этот малыш, своими ещё неумелыми ручками? Он не бьёт по дну или по нижней части! Он толкает её по верхней части фигурки – и интуитивно придаёт ей вращающий момент, выводит из равновесия, чтобы спровоцировать колебания. И вот это уже – не фетиш с кнопками пульта! Ребёнок выбрал места удара «по итогам обследования и по опыту». Изучил предмет – и выбрал меру воздействия, чтобы получить нужный ему результат.

II Этап. От года до полутора. Точнее – когда ребёнок ещё только начинает ходить (может быть пока не твердо, за руку), и уже не боится окружающих (как это было раньше), и пока ещё не научился стесняться (как это будет к двум годам). К году начинает ходить. Всё что мы умели раньше – не бросаем, а дополняем.

§ Хозяйственность мы можем дополнить мытьём пола (тряпочкой по полу, а не только по столу), просьбой «Неси мне картошечку, я буду её чистить», слюнявчик сменить на фартук.

§ Читая книжки – всё те же сказки про колобка и курочку Рябу – обсуждать всё более серьёзные вопросы: «А почему дед с бабой плачут? Они хотели яичко разбить? А куда они его хотели разбить? А куда оно упало? Ай-яй-яй… Жалко деда с бабой? А как курочка их пожалела? А как лиса колобка скушала? А почему лиса колобка съела? А почему он от бабушки с дедушкой убежал? А знаешь, как «кушать вприглядку»? А что мама Красной шапочке про Волка сказала? А она забыла, да? И что волк сделал? Видишь, кто маму не слушается – с тем беда приключается. А как же им удалось спастись? Кто помог? Они хорошие? А волк обманщик. Плохой. Так нельзя – обманывать и обижать. Вот его посадили в клетку, как в тюрьму, чтоб он больше никого не ел». Просто, примитивно, но уже есть основная система ценностей, безопасности, комплекс совести и кодекс чести. Ребёнок эти четыре стержня прекрасно чувствует. Однако, помните, что многие сказки имеют такую большую вариативность трактовки, что если вы не зададите ребёнку вовремя нужные вопросы и не обсудите их – мало ли что он себе в голове нарисует. И будет готов поверить что родители своё чадо готовы съесть или зло ему причинить (бабушка с дедушкой говорят «Испеки мне к чаю колобок»). Или Емеля «на печи лежал да баклуши бил». Как поймёт ребёнок эту фразу: как «ничего не делал» или как «делал деревянные заготовочки для точёной деревянной посуды»? А тогда это два разных персонажа и две разных истории. Обязательно обсуждайте мотивы поведения героев сказок, ведь мотив – такая же важная характеристика, как сам поступок. Почему Иван Царевич не убил Медведицу, Волчицу, Щуку? Если пожалел – значит добрый. А если захотел чтоб они ему обязаны были службу услужить – то недобрый, а корыстный. Если объяснить, что он голодный был, кушать хотел – но пожалел деток малых и их мам лохматых хищных, подружился с ними – то добрым был. Поэтому ему добрые персонажи помогали. Он всем мамам с детками на пути помог! Настоящий мужчина. И старичок лесовичок его тоже зауважал. Или баба Яга. Есть разные вариации у этой сказки, но… есть только одно детство у вашего ребёнка, чтобы из имеющихся сказок вынести правильное зерно истины! Для подготовки к нашей насыщенной и изменчивой жизни – у вашего дитя есть только одно детство, и его надо провести правильно.

§ Рисовать – схема развития ребёнка и особенности организации совместной деятельности по вопросам рисования приведена в таблице отдельно. При этом 3-4 страницы посвящены исключительно вопросам взаимодействия мамы и ребёнка в процессе рисования.

§ Петь песенки теперь можно пританцовывая, ребёнок с удовольствием делает анимацию под считалочку, стишок, песенку, с радостью дополняет демонстрациями «как бабочка крылышками машет», «как клубок прыгает», «как ёжик делает», «как птички летают»…

Что ещё нам важно понять о малыше в этом возрасте? Представьте себе. Ребёнок начал ходить, он выползает из пещеры, осваивается на поляне, узнаёт близлежащие окрестности, и как только научился более или менее уверенно ходить, лазать, общаться – природа вновь ставит «барьер». Чтоб малыш не заигрывал «с кем попало», чтобы его не украло чужое племя или не заинтересовали дикие звери – освоенная территория фиксируется в его сознании как «безопасная», а на новые территории – ни ногой!!! Те люди, которых он знает – «свои», кого мало знает – тех уже стесняется, кого пока не знает – тех может даже панически бояться. Но в условиях городских и цивилизованных такой механизм, заложенный природой, может стать ограничением для развития. Вышел малыш во двор, а там новый мальчик. «Как тебя зовут? Ты что, немой, что ли???» Так вот и рождается уверенность, что наглость берёт города. Что делать? Готовиться заранее. На этом этапе – «от освоения ходьбы до пробуждения стеснительности» посвятить всё возможное время с ребёнком «Освоению новых (завоеванию дальних) земель и границ».

«Освоение дальних земель и границ»: Где мы ещё не были? Где нам будет интересно бывать всё чаще и всё дольше? Где подходящий контингент людей (интеллектуальное развитие, не ругаются, прилично себя ведут и т.д.)? Притом так чтобы это были разные места? Разные впечатления, разная адаптация, и со временем у малыша на любой необходимый «новый тип социального поведения» уже некий опыт привычка появится – например, в музее ходить тихо, внимательно смотреть глазками, руками не трогать, зато он не будет бороться с собой и с желанием побегать, а с интересом увидит больше экспонатов, больше узнает, больше поймёт. Конечно, не спорю, интернет даёт возможность увидеть картины не выход из дома, но… Сколько цветовых вариантов одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре» вы найдёте в интернете? И дело не в том, что плохие или хорошие фотографии выложены на сайте самого музея. Дело в том, что краски Куинджи трудно передать на фото. Они переливаются. Попытка снять картину в разных ракурсах приводит к тому, что перед вами будто 3 разных полотна, а вам по-прежнему хочется увидеть подлинник. Вот поэтому – из-за живого общения с полотнами художников – люди идут в музей. Так же отличается театр и кино. Разница в живом общении, в особой субкультуре этих мест. Везде - своя субкультура и свой набор правил, ролевых ожиданий, свой набор возможностей и приоритетов. Всё как в жизни. Так почему бы не начать этому учиться?

Во-первых, важно понять, почему именно для такого маленького возраста мы выбрали достаточно взрослые «культпоходы»:

§ Пока малыш не стесняется – его легко обучить правилам поведения в таких местах;

§ Пока они в диковинку и очень интересны, нет обязаловки и плана «где и сколько посмотреть», ребёнок сам выбирает что ему тут хочется посмотреть и сколько это будет по времени. Бывало так, что Таня уставала ходить и просила носить её по музею. Ей нравилось сидеть в зале бабочек (она могла сидеть там по полчаса). Нравилось сидеть на пуфике возле чучела лося. Она могла пять раз возвращаться к чучелу огромной белуги. Уходя из музея она говорила всем зверюшкам «до свидания», прощалась со служащими, ещё полчаса рассказывая им, что она сегодня увидела. Ребёнок может каждый день ходить в один и тот же музей но получать там ежедневно разные впечатления! Ни в каком другом возрасте музей так не развивает сознание и речь малыша!

§ Поскольку там есть незнакомый народ (служащие) – с ними со всеми надо успеть познакомиться и подружиться, чтобы потом уже не стесняться, когда такой период наступит. И даже если общение будет происходить всё-таки «стесняясь», то всё равно малыш двухлетка будет чувствовать себя увереннее, и усвоит, что не «наглость берёт города, а обоснованная уверенность в своих силах». Часть ТПС таким образом в жизни ребёнка можно избежать, что немаловажно.

Во-вторых, почему если этого не сделать сейчас - в годик - то потом будет поздно:

§ В 2 года – будет стесняться, с ним уже никуда не зайдёшь, ни в музей…

§ В 3 года – начнётся «я сам» и лет до пяти можно будет развивать только то, к чему уже были положены основы. После первого же похода в музей, ребёнок получит замечания которые его оскорбят, и у него пропадёт охота там появляться. И так будет везде. В музее он будет бегать, в библиотеке шуметь, из театра выведут за шуршание конфетами бесконечное ёрзание на спектакле…

§ В 5-6 лет начнётся усердная подготовка к школе и появление в музее или библиотеке вызовет повышенный интерес тамошних служащих, к чему ребёнок тем более не готов («Я и так не в своей тарелке, а тут эти ещё набежали!»)

§ В 8 лет – музей будет твёрдо ассоциироваться со скукой, особенно сходив туда хоть раз с классом, в котором найдётся парочка шустрых хулиганов…

§ В 13-15 лет??? В переходном возрасте ваш ребёнок начнёт в музее разглядывать совсем не то, что вам хотелось бы… И из всей экспозиции эпохи Возрождения он лучше всего запомнит фиговый лист на мраморной статуе Давида…

Вы будете утешать себя тем, что вы тоже не понимаете высокого искусства, а сын станет переживать, что понравившаяся ему симпатичная пианисточка считает, что с ним не о чем поговорить. В итоге он приведёт домой «не бог весть что» и вы поднимете глаза к небу с вопросом: «Как же так? Не так ведь я тебя растил! Другому я тебя учил!» Но… Не то с небес не то поближе услышим горькие слова: «Душа даётся только Богом. Он сына дал тебе. И что? Над ним старался ты не много… И вырастил его убогим… Он по себе – нашёл её!»

Итак, чтобы этого не произошло в будущем, из новых «открытий» в этот период в жизнь малыша надо обязательно включить:

§ Музеи. Какие музеи есть в шаговой или часовой доступности? Что там для малыша есть нового или интересного, что можно показать? Лиса на картинке и лиса-чучело производят абсолютно разное впечатление. Вид чучела приводит малыша в такой восторг! Для него это всё живые звери. (Только не говорите, что их убили. В крайнем случае, что они от старости умерли и их так «починили», что бы мы могли прийти на них посмотреть). Допустим, присмотрели музей, в котором можно ребёнку показать хоть две достопримечательности. (Ради одной идти мало резона, а две – уже можно вспоминать и даже сравнивать что больше понравилось). Разумеется сходили туда сами «на разведку». Обдумали, как туда добираться, чтобы по дороге ребёнку было интересно. (Пойдём мимо фонтана, как он брызгается? А там гулюшки ходят, кушать просят, мы их будем кормить? Надо взять с собой хлебушка – гулям и тебе кашку, если кушать захочешь. А потом придём в музей – и там нас ждут бабочки, зайчики – беленький и серенький, лиса с курочкой, сова на дереве, лось в зарослях… Будем смотреть? А что там ещё есть – знаешь? Не знаешь? А мы пойдём посмотрим и бабушке потом расскажем. И папе расскажем вечером. Они нас спросят «где мы были» а мы скажем «в музее» и они обалдеют от удивления. Представляешь: Таня – и в музее?! А мы скажем: «Даааа, мы такие! А вы не знали? А мы вот какие молодцы!» Да? …) Несколько раз в музее я даже кормила Таню, потому что она не хотела уходить. Она присаживалась к доброй-бабушке-билетёрше, которая поила её чаем и грела кашу. Рассказывала ей что видела на первом и на втором этаже. А потом посидев немножко, заявляла, что мы ещё не идём домой, надо ещё раз с рыбой попрощаться и бабочкам помахать. Приходя домой мы вспоминали зубик мамонтёнка, и смотря на свои зубки в зеркало представляли какой мамонтёнок был большой и кушал много-много травки.

§ Выставки. Выставки цветов, выставки кошек, выставки рукоделия, выставки древнего оружия, выставки прикладного искусства… Жизнь полна выставок! В каждом городе, пожалуй, есть свой Арбат, на котором сидят и рисуют прохожих художники, продают и выставляют на просмотр свои картины, есть прикладная керамика, какие-то миниатюрные прелестные штучки… Знаете, как это интересно ребёнку? Только надо правильное время и верную постановку вопроса. Спрашивайте: «Что тебе нравится?» - а не «Что тебе купить?» Говорите: «Смотри, как красиво! Будем так дома рисовать?» - а не «Смотри, как надо рисовать! Не то, что мы с тобой!» Акцентируйте внимание на образах, красках, в конце концов малыши прекрасно понимают эмоции изображённые на каждой керамической игрушке и свистульке, так что дайте ему проявить и развивать это чутьё. Останавливайтесь на характерах персонажей, а когда дома будете рисовать– вспоминайте их. Не важно, как уж там получится нарисовать, но вспомнить и проговорить – вот в чём тут главное развивающее действие!

§ Библиотека. Конечно, у вас дома есть масса прекрасных книг. Но когда вы познакомите ребёнка с таким институтом научно-исторического знания как «библиотека»? Тогда, когда ему потребуется то, чего нет ни дома, ни в Интернете. В старших классах? На институтской скамье?? В аспирантуре??? И вот представьте: взрослый и гордый юноша хочет найти сложную специфическую литературу или подлинный первоисточник для реферата – а искать нужно в том месте, где он вообще не бывал… Что он скажет? «Я там буду, как дурак?!» Ваш сын должен будет чувствовать себя в библиотеке как дома: знать, к кому обратиться за помощью, как себя следует вести, чтобы не только не нарушать правила, но и вписываться в негласные нормы библиотечного этикета. В каждом учреждении – своя стилистика поведения, свои «критерии хорошего посетителя», например в библиотеке любят, когда человек тихо шепотом говорит, «не бежит», уважительно обращается, бережно кладёт книгу на место, аккуратно открывает страницы, задавая вопрос – подбирает нужные слова, и во всём проявляет себя как «вдумчивый и интеллигентный». Конечно, времена меняются, но род занятий накладывает отпечаток и на характеры работников библиотек, и на их ожидания. Сколько неприятностей в вашей жизни случилось вовсе не потому что «вы нарушили правила» (вы их не нарушали!), а потому что не оправдали чьи-то ожидания? Уметь понимать ожидания других людей. Уметь примерять на себя ситуацию, до того как она случится, - это очень важно. И не просто. Вот и учите ребёнка понимать этот момент с детства. Пока есть время – тренируйтесь. И на библиотеках в том числе. Знаете, с каким умилением там посмотрят на полутора годовалую «козявку», которая пришла почитать книжку в читальный зал? Да ещё взять с собой понравившееся на недельку домой?! Важно: дети не умеют выбирать книжки «по обложке», поэтому обязательно задерживайтесь в читальном зале детской библиотеки и читайте несколько книжек, которые вы выбрали посмотреть. Самым маленьким– разрешают читать шёпотом, да и потом вы там будете настоящей рекламой, так что любовь библиотекарей вам почти гарантирована! Понравившуюся книжку возьмёте домой. Больше, чем на неделю не планируйте ребёнка ею терроризировать. Скажете «Сдадим, другие детки почитают, а мы с тобой ещё что-нибудь выберем. А если захотим снова эту же книжку – то в любой момент придём и нам её дадут». Библиотека позволяет с ребёнком репетировать «взятие взаймы», «взятие на время» и хорошо развивает чувство времени. К тому же есть ещё одна совместная деятельность, которую даёт библиотека. Починка книжечки! «Смотри, книжечка старенькая, её читали много деток, у неё странички устали и порвались. Мы с тобой книжечки уже не рвём, мы уже большие. А тут книжечку надо полечить. Будем в книжного доктора играть? Тогда неси скотч, а я возьму ножнички. Будем книжечку чинить!» После этого любовь библиотекарей вам обеспечена, а ребёнок будет чувствовать себя там как дома даже в период «волны застенчивости».

Очень полезны для деток (в этот и последующие периоды) «самошитые игрушки». Во-первых, это уникальность! «Мама сшила лично ему! Специально для него!» У ребёнка сразу возрастает чувство защищённости и безопасности, готовности любить и дарить любовь. Какие наиболее простые и полезные игрушки можно посоветовать? Куклу из поленца в платке из полотенца как делали нашим прабабушки – свернуть легко. Можно даже из двух полотенец на глазах ребёнка свернуть куклу – одно полотенце в «жгутик» - это будет дитятко, а вторым его сверху «запеленать» - и уже будет куколка в одеялке, «ляля». Для малыша это просто чудо. Но моя дочка потом возмущалась, когда видела два полотенца отдельно. А стирать пришлось сразу же, поскольку она облила «лялю» из бутылочки. И я быстро сшила другую игрушку. Так началось наше творчество. Вот несколько категорий наиболее полезных игрушек (они не обязаны быть выставочно-красивы, они должны быть ребёнку понятны и приятны на ощупь):

1. Любимая игрушка, которую можно «стирать, спать, везде брать». «Друг» ростом с малыша, лёгкий, удобный, мягкий и компактный. Например, «плоская» игрушка, обшитая тканью, сделанная из нетолстого листа поролона. Глазки – пуговки, язычок – лоскуток красной ткани, лицо – как придумаете, мех на всё тело не обязателен – поверх поролона может быть одета «одежда» из имеющихся красивых лоскутов. Главное чтобы дитятке нравилось! А малыш пока не умеет сравнивать аккуратность шва и не ищет ценник на задней части.

2. Игрушки «игральные», заодно - обучающие словам. Майя – «мнямня», Сова – «ууух», Коровка – «му». Жук – «вжжж». Делаем ту игрушку, какое слово будем учиться говорить.

3. Игрушки, развивающие физическую силу. Небольшого веса (не более буханки хлеба), но для ребёнка это ощущение необычно и интересно. Он становится физичеси крепче и ему интересно правильно применять эту силу, уметь её рассчитать, уметь обращаться с разными предметами. Ребёнок чувствует себя героем. Особенно, если у вас дома не поставишь «детский спортзал».

4. Игрушки, заставляющие привлекать взрослого. Тяжёленькая думка, набитая обрезками ткани, прекрасно подойдёт на эту роль, если будет интересно оформлена. Ребёнок вынужден будет вас просить её перенести, положить туда-то, взять так-то… Важно стимулировать необходимость говорить и объяснять. Это не просто «речь». Это координация и взаимодействие, объяснение и донесение своей мысли до исполнителя.

Кроме того, игрушки заставляющие привлекать взрослого, легко даже нарисовать и вырезать: «Лото», «Удочка желаний», «Рамки и вкладыши Марии Монтессори» и др. И даже иллюстрации к книжкам. По мере развития способностей малыша – ищите его «ближайшую» и «перспективную» зону развития.

III Этап. Два годика – период застенчивости!

«Во двор – с Живописью! В музей – с Котиком!»

Как помочь ребёнку получить свою порцию восторгов, умиления и аплодисментов с овациями? Вот наша формула успеха, точнее – Танина, она ведь была в роли развивающегося не по годам малыша, а я – всего лишь помогающая во всём её мама. Во двор гулять мы выходили с наборами открыток по экспозициям музеев. Очень Тане нравился маленький буклет по Петергофу. Она называла все эти открытки «зивопись», чем производила неизгладимое впечатление на гулявшую во дворе публику. И говорила, что это «двоец, в котоём зивёт пьинсеса». Потом подумав, добавляла что принцесса – Золушка.

Также мы приходили в Краеведческий Музей и в Музей Изобразительных искусств. Мы брали с собой любимую игрушку, вели её на выставку, показывали ей «рыбу», «самолёт», «Алёнушкин сарафан»… Кто-нибудь из сотрудников спрашивал, почему у котика забинтована ножка, на что Таня отвечала «у него лапа болит»… Результат? Дружба, восторг, умиление, и полная уверенность всех, что мы завтра опять сюда придём. Нас будут ждать. И мы конечно шли!

В любом месте у ребёнка есть дополнительный (можно и без него?!) необычный (никто такого не ожидал!) и очень умильный «трофей», который переведёт разговор в неожиданное русло. Голос взрослых сам от удивления пойдёт вверх и это приободрит малыша. Дети прекрасно отличают притворяющегося (льстивого) взрослого от неподдельно удивлённого и заинтересованного. Льстец не стал бы первобытному малышу защитой перед хищниками, а вот искренне удивившийся мог бы посчитать что этот малец достоин жизни любой ценой, так как он особенный и когда-то своей сообразительностью спасёт жизнь всему племени. На том и строился естественный отбор. Мы все произошли от детей, умевших вызывать умиление и удивление. Главное – сохранить в себе эту способность отличать лесть от искреннего восторга.

 

 

Краткое описание «Что читать – Когда читать?» (от года до 6 лет)

 

В 1 годик - простые и короткие стишки и сказочки (от 4 строк до 10-20 четверостиший, в зависимости от желания малютки) с большими понятными картинками, например «Где обедал воробей», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др., а также детские сборники «частушки и потешки». Что надо помочь усвоить малышу из этих сказок? «Колобок не слушался – лиса съела». «Из золотого яичка хотели пирожок испечь – оно вылилось. С пола кушать нельзя. Плачут». «Репку - только все вместе вытянуть смогли. А не вместе – не могли!.. Когда вместе дружно – то и трудное дело вместе сделать можно». Слова подбираем максимально простые, предложения строим просто и понятно. Глаголами и существительными в основном разговариваем.

Около 1, 5 годика – Сказки становятся длиннее и сложнее. Ребёнок будет рад, если вы к сказке досочините одно-два четверостишья в виде считалочки. Он любит сочиненные вами песенки, ему нравится когда вы ему поёте любимую песенку «кругами». Он хорошо держит внимание. Ему нужны большие объёмы впечатлений.

В процессе походов по музеям развивается речь малыша и тогда слова мамы обогащаются прилагательными, более красивыми фразами. Сказки удлиняются, вопросы для обсуждения по сказкам «серьёзнеют».

Вопросы к некоторым сказкам проработаны в отдельном каталоге файлов (Репка, Курочка Ряба, Колобок, Емеля…)

 

В 2 года - Пушкин (стихи легче слушать ребёнку). Вместе вспоминаем, на чём остановились, когда читали в прошлый раз (перед дневным сном мы читали и остановились где закладочка. А что у нас там с тобой было, помнишь?) Ребёнку могут быть уже доступны растущие объёмы прозаических сказок, если они «обильно» иллюстрированы и вы их не столько читаете, сколько пересказываете ребёнку в том объёме, в котором ему это интересно и подходит по концентрации внимания. Например, книги или раскраски с героями Уолта Диснея. В настоящее время продаются прекрасные книжки по мультсериалу от «Маши и Медведя». Можно также играть в кукольный театр, пересказывая сказки и давая ребёнку потренироваться в воспоминании и воспроизведении фабулы событий.

 

В 3 года – малыш должен уметь по картинкам пересказать «докуда мы дочитали?» или пересказать целую сказку. Что для этого подходит из детской литературы? Например, Пушкин, Ершов – т.к. сказки в стихах, очень образные, легко запоминаются и восстанавливаются в памяти. К тому же в среднем на 10-20 четверостиший там приходится как минимум одна книжная цветная красивая иллюстрация. Из не стихотворных сказок легко пересказываются и восстанавливаются в памяти (так что можно продолжать чтение «с любого места») книги по мультипликационным фильмам Уолта Диснея. К этому времени малыш должен научиться внимательно рассматривать картинки и описывать то, что на них видит, включая настроение и характер персонажей. Очень хорошо подойдёт книжка «Маша и Медведь», выпущенная по одноимённому российскому мультсериалу. С малышом полезно обсудить как меняется поведение и понимание маленькой девочки на протяжении каждой истории (от начала серии и до её конца).

К тому же 3 годика – это возраст, когда ребёнку нравится «играть в театр», где ему представляются сначала простые роли, а затем более сложные. Так с моей дочуркой в 3 годика мы начали ставить сценки. Разумеется, её роль сначала была «эмоциональная, но бессловесная». После нескольких простеньких сценок («Бабушка и внучка», «Антошка»), которые к слову можно придумать и самому, мы перешли к басням Крылова. Дочке очень нравилось «играть в Ворону и Лисицу», в «Кота и Повара», в «Демьянову уху». Ребёнок именно так и называет: «Давай играть в Ворону и Лисицу». И с удовольствием «придумывает костюм» - Вороне надо одеть что-то тёмненькое, наклеить картонный клюв (мы тогда лепили его медицинским клеем БФ-6, был такой четверть века назад…) А ещё придумывали, что взять в клювик в качестве сыра, чтобы можно было потом его бросить. Также мы с удовольствием читали и перечитывали басни «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки». Нравилась ей сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», где жил-был пескарь, который всю жизнь боялся и просидел весь свой век в тёмной тесной норе. Дочка говорила: «Глупый пескарь. Жил боялся и помирал боялся. Не знал, где Щука. А надо было учиться плавать быстро-быстро. И не бояться!» подобные сказки можно читать в лицах, разыгрывать по ним спектакли, создавать настольный кукольный театр с самодельными рисованными персонажами, можно изготовить с ребёнком теневой кукольный театр и т.д. Главное – нужно дать ребёнку эмоционально «на деле» прожить все эмоции и воплотить все действия, и прийти к осознанным выводам, которые автор-литератор заложил в своё произведение. Это развивает и мышление, и эмоциональную сферу, и чувство времени (формируя понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

 

В 4 года – ребёнку пора уметь воспроизвести «что было вчера?», когда мы читали перед сном и ребёнок засыпал под интересное ему чтение. Завтра продолжим с вопроса: «Что ты вчера последнее помнишь? Я же не знаю где ты уснула, на каком месте? Я читала дальше про себя. Могу тебе рассказать, что было потом». «Ты лучше не рассказывай, а прочитай. Там красиво написано, а ты некрасиво рассказывать будешь. Я помню, что там… (далее воспоминания и восстановление хода событий книги)». Для таких упражнений нужны литературные произведения, ещё не знакомые ребёнку. Тут главное – интрига, чтоб хотелось узнать, что будет дальше. Не важно сколько месяцев у вас займёт такое чтение одной книги. Важно, чтобы она была правильно выбрана, возможно придётся «опустить» некоторые моменты – но на то вы и мама, чтобы быть между книгой и чадом, донося до него именно то, что ему нужно. Со временем можно доверить по несколько слов читать ребёнку, особенно детям нравится находить «смешные опечатки» (нам повезло на первых же страницах одного из томов Дюма была прекрасная опечатка «д’Артаньян пошёл седлать площадь». Мы угадывали слово, которое надо было здесь написать («лошадь»), писали его на листке бумаги и сравнивали с «площадью»: «Сколько буквочек отличается? 2 буковки другие и совсем другое слово! Интересно? Будем читать дальше?» «Будем. Только все «отпечатки» ты мне давай читать. Я сама хочу». «Конечно!»

За период от 4 лет до 6 лет - с Таней мы прочли «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя», часть «Виконта де’Бражелона» и значительную часть «Графа Монте Кристо». Затем появились видеокассеты – и начался новый этап любви к Дюма: мы «собирали» экранные версии романов Дюма и сравнивали их с книгами, сопоставляли между собой, анализировали характеры персонажей, что и как в каком фильме показано, Таня рассказывала что ей в какой версии нравится, «какой д’Артаньян лучше всего играет свою роль», а вскоре появились фильмы «Собака на сене», «Летучая Мышь», «Сердца трёх». Мы уже второй год ходили с Таней в Музкомедию (с 5 лет), и музыкальные фильмы для неё были «записанными на плёнку красивыми музыкальными спектаклями». Так начался в нашей семье 1995 год – год поступления в первый класс шестилеток.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система совместной деятельности взрослого и детей в группе № 3 на июнь 2016 г. | Цели и задачи изучения дисциплины.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.