Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция научного произведения






Нет и быть не должно жесткого стандарта по выбору композиции исследовательского труда. Каждый автор вправе избирать любое построение и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, более убедительным для раскрытия творческого замысла.

Однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры научного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; главы основной части; заключение; библиографический список использованных источников; приложения; вспомогательные указатели.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее указывается фамилия, имя и отчество исследователя (в именительном падеже). В среднем поле дается заглавие научной работы, которое проводится без слова «тема» и без кавычек. Заглавие должно быть как можно кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Совсем краткие названия научных работ (2-3 слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В научных работах, освещающих узкие темы, заглавие должно быть более конкретным и потому – более многословным. При желании автор конкретизирует заглавие работы, дает подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не быть вторым заглавием. У правого края титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или формулировать несколько иначе по сравнению с заголовками в тексте – не допустимо. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают вправо на три-пять знаков по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой. Дается номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, дается характеристика источников для написания работы и краткий обзор литературы по данной теме. Таким образом, введение ответственная часть научной работы, оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Рассмотрим основные части введения к научной работе более подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. В применении к научной работе понятие «актуальность» означает: 1) умение автора выбрать тему; 2) насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости. Актуальность характеризует научную зрелость автора и его профессиональную подготовленность.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Формулировки этих задач необходимо делать более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Также здесь дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических) и указываются методологические основы проведенного исследования. В конце вводной части часто раскрывают структуру работы, т. е. дают перечень ее структурных элементов и обосновывают последовательность их расположения.

В главах основной части научной работы (их, как правило, две-пять) подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Научная работа завершается заключительной частью, которая называется заключение. Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие новые научные задачи предстоит решить в связи с завершением исследования. Заключение, составленное по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня исследования и показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке или в квадратных скобках, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, загромождающие текст основной части работы, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и пр. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Каждое приложение начинают с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», которое должно иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 2». Нумерация страниц, на которых даются приложения, может быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста, связь которого с приложениями осуществляется посредством ссылок, например: см. прил. 2.

Серьезную научную работу желательно снабжать вспомогательными указателями, помещая их после приложений. Наиболее распространенными являются алфавитно-предметные указатели – перечень основных понятий, встречающихся в тексте, которые непосредственно относятся к нему, с указанием страниц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.