Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Го и первой половины 19 века.






 

Существовало устойчивое мнение, что до появления братьев Рубинштейнов и основания первых в стране музыкальных учебных заведений педагогическое и исполнительское искусство в России пребывало в состоянии дилетантизма, что если и было что интересного, то это деятельность заезжих иностранных педагогов и гастролеров. Мощный расцвет второй половины 19 века показал, что эти основания безосновательны.

Какова же была почва для его возникновения? Любовь к серьезной музыке и образованные музыканты так просто не появляются и национально-индивидуальные особенности не бывают выражены так ярко, если создают все это иностранцы. И действительно такая культура существовала, она имела свой круг исполнителей, слушателей и педагогов. Этот период назван условно периодом любительского музицирования.

Любительскую музыкальную культуру отличала не только специфическая концертная практика, но и своеобразие системы музыкального образования. В те времена обучение музыки считалось неотъемлемой частью каждого порядочного образования. Если к этому добавить, что в учебных заведениях того времени преподавали лучшие пианисты-педагоги, то становится понятной роль этих учебных заведений в распространении музыкального искусства. В этом, несомненно, заключалась одна из прогрессивных черт педагогики того времени, способствовавшая выявлению одарённых к искусству людей и созданию музыкально-культурных слушателей.

Для суждения о художественных вкусах того времени в отношении фортепианной игры наиболее важным источником служат многочисленные рецензии и анонсы периодической прессы. Из них видно, что в исполнении более всего ценились грациозность и жемчужная игра пассажей, а также камерность и лиричность. Это мир образов то светлых, то окрашенных в меланхолические тона, иногда страстных, взволнованных или спокойных.

41.

Бросается в глаза пристрастие к небольшим фортепианным произведениям, преимущественно танцевальных форм. Правда, в публичных концертах пианисты часто выступали с концертами и вариациями. Характерно, что и эти произведения не воспринимались слушателями как произведения крупной формы и часто прерывались аплодисментами во время исполнения. Практиковалось исполнение циклических произведений по частям.

Характерной особенностью музыкальных вкусов России этого периода, явилось также стремление к певучести инструментального искусства, что явилось отражением приоритета вокальной музыки над инструментальной.

На формирование этой культуры оказывали влияние многие факторы. Отметим три ведущие тенденции – это приезд итальянских клавиристов, немецких пианистов, а также представителей лондонской школы пианизма.

Так, например, несомненно, посетившие Россию с концертами итальянские клавиристы, такие как Доменико Чимарозо, немецкие клавиристы, такие как Даниил Штейбельт и Иоганн Гесслер, последние, кстати, жившие долгое время и скончавшиеся в России, внесли свой вклад и оставили след в истории русской педагогики.

В 1802 году посетил Петербург с концертами знаменитый Муццио Клементи, создатель лондонской пианистической школы. Из учеников Клементи, живших в России в начале 19 столетия, наибольшее значение для развития русской школы пианизма и педагогики имела деятельность Джона Фильда. С его фигурой связана целая страница в развитии России. Его не просто любили, его считали своим, русским и действительно, он прожил в России 32 года и вырастил множество учеников, таких, например, как Карл Мейер, будущий учитель Михаила Глинки и Марии Шимановской. Джона Фильда в России почитали и считали вторым Моцартом. Все хоть сколько-нибудь сносно играющие в те времена на фортепиано русские музыканты, стремились взять у него хотя бы несколько уроков.

Таким образом, на развитие русской национальной культуры оказали свое влияние венские, английские и немецкие классические традиции, а также различные направления романтизма.

Необходимо отметить, что из иностранного закреплялось только то, что соответствовало художественным вкусам того времени. Безусловно, фортепиано было слишком дорогим инструментом и поэтому в основном получило распространение в артистических и дворянских кругах, да и взгляд на профессию музыканта, как на забаву сыграл свою отрицательную роль.

Фортепиано было распространено в самых отдалённых уголках страны, даже в Иркутске и в Барнауле, да и сам уровень любительского образования того времени поражает. Ведь любительство не означает невежество!!

Начало 18 века характеризуется созданием огромного количества музыкальных обществ. Цель их была просветительская и концертная деятельность. Это соединение любительского музицирования с концертной практикой уникально и является основной особенностью этого периода.

Можно назвать Благотворительные концерты Дворянского собрания, открытие в Петербурге в 1828 году Общества любителей музыки, Музыкальной академии любителей. В 1840 году создается Общества любителей полифонической и классической музыки, Концертное общество, Филармоническое, а в 1834 году в Москве Московское музыкальное собрание и многие другие. Каждое такое общество насчитывало до 300 членов.

Другая важная сторона этого периода – обучение музыке считалось неотъемлемой стороной всякого воспитания и образования. Оно осуществлялось в многочисленных пансионах и институтах, а также существовало домашнее музыкальное воспитание, в основном для детей до десятилетнего возраста.

Не забудем и то, что Россия обладала высочайшей культурой церковного хорового пения. Причем экзамены в учебных заведениях проводились часто публично, с большой комиссией преподавателей, где исполнялись выпускниками даже фортепианные концерты с аккомпанементом оркестра.

В пансионатах и институтах работали лучшие педагоги фортепиано того времени. Характерно полное неприятие внешнего и формального исполнения. Вскоре появляются и первые русские любители, выезжающие на гастроли в Европу. Часто игру любителей от игры профессионалов было довольно трудно отличить.

Наряду с иностранцами в России в этот период появляется уже немало и русских пианистов и педагогов. Одной из наиболее известных клавесинисток этого времени была княгиня Голицына,

42.

которая была также прекрасной певицей. Значительной музыкальной одарённостью обладали писатели, особенно Апполон Григорьев и Александр Грибоедов. Эта страница русской истории ещё ждёт своих исследователей.

К сожалению, преемники не воздали должное этому времени, напротив, отсекли решительно все корни, связывающие их с этой своеобразной уникальной культурой.

Идеи организации настоящего профессионального музыкального образования в России при всей своей прогрессивности, установили устойчивое отношение к любительству, как дилетанству в его самом низком значении. Так знаменитая статья А.Рубинштейна “О музыке в России” отстаивая необходимость введения профессионального музыкального образования, полностью развенчивает деятельность любителей.

 

 

Становление профессионального музыкального образования в России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.