Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководства и методические пособия педагогов по обучению на клавишных инструментах в эпоху клавирного искусства.






 

Именно в этот период развития клавирного искусства, а его взлет падает на 17-18 века в Германии, педагогическая мысль получает свое отражение в многочисленных трактатах, в которых педагоги того времени пытались обобщить свой опыт и свои методы. Поражает их количество и разнообразие, а также детальная разработка.

Первые опыты создания клавишно-струнных инструментов относятся к 14 веку, а в конце 15 столетия уже получают известность два типа клавира – клавесин и клавикорд. Оба этих инструмента имеют множество разновидностей и в 18 веке достигают высокой степени развития. Если первоначально клавир применялся только для обучения церковных музыкантов, то уже в 16 веке он становится излюбленным инструментом светского общества. Поэтому первыми авторами старинных трактатов, посвященных педагогике, вопросам творчества и исполнительства были музыканты-монахи, деятельность которых протекала в крупных монастырях в Италии, Испании и в других странах Европы. Там же готовились певцы и хоровые дирижеры.

Надо отметить, что прежде чем исполнение стало пониматься как истолкование музыкального произведения на основе полного и подробного анализа нотного текста, прошло длительное время. В эту эпоху исполнитель должен был владеть искусством импровизационного создания музыки и воссозданию музыки по более полному, но всё же оставлявшему немалый простор для импровизации тексту. Музыка существовала в сознании играющего композитора тех времен как нечто вариативно-изменчивое, и отличалась активностью исполнителя в изобретении и развитии музыкальных идей – inventio. Всё решалось исполнителем в зависимости от конкретных возможностей данного инструмента, акустики и особенностей исполняемой музыки.

В разнообразной методической литературе этого времени содержится ценная информация о педагогике той эпохи, которая помогает нам понять её особенности. Педагогика того времени, привлекает своей общей направленностью, воспитанием педагога-исполнителя-композитора, для которого сочинение музыки, ее исполнение и обучение ей составляют разные грани одной профессии музыканта.

Авторы методических трактатов посвящали свои труды, прежде всего вопросам композиции, теории музыки, искусству импровизации и переложения для клавира различных музыкальных сочинений, но в них отводилось значительное место и вопросам обучения игре на органе, клавире, лютне и других инструментах.

Так, например, вопросы различий в звукоизвлечении на органе и клавесине – непременный предмет рассмотрения в старинных работах. Им посвящает многие страницы своего труда и итальянский органист, монах Джироламо Дирута, автор трактата Трансильванец. Первая часть его вышла и была издана в 1593 году, а вторая в 1609. В этой работе, написанной в форме диалога между автором и неким трансильванцем, автор говорит о том, что, например, на органе надо нажимать клавиши, а на клавесине ударять по ним. К трактату приложены произведения инструктивного порядка, подчеркивается свобода рук и легкость движений.

Господствующими теориями 17-18 веков были теория подражания и учение об аффектах, уходящие корнями в античную этику. При этом постепенно становилось ясно, что главным объектом музыкального подражания являются всё же не предметы, как таковые, например, подражания пению птиц, журчанию ручья и т.п., а чувства, возбуждаемые ими в душе

 

32.

человека. Таким образом, выражение музыкального характера стало осознаваться как более высокая ступень в интерпретации музыки.

Здесь особо сказалось стремление того времени к жесткой классификации, нормам предъявляемых музыкантам, что нашло своё выражение в канонах теории аффектов. Теоретики закрепили за каждым аффектом соответствующий круг выразительных средств и приёмов письма – ладотональность, интервалику, темп, мелодические, ритмические и гармонические средства.

Основных аффектов насчитывалось примерно восемь - радость, отвага, гнев, страдание, прощение, страсть, надежда и сострадание. Главным же при этом был аффект умеренности, который входил как составная часть в любой из них. Кроме того, аффект выступал и в качестве фактора связывающего между собой основные компоненты произношения – темп, артикуляцию, характер движения, туше и динамику.

Данная система ориентиров дала толчок к дальнейшему изучению закономерностей музыкальной выразительности, но общее мыслилось в этой теории как единичное, а чувство вообще оказалось лишённым индивидуальной окраски.

Наиболее известны изложения педагогических методов Ф.Куперена – Искусство игры на клавире, написанные в 1716 году, Рамо – Метода пальцевой техники, 1724 года и многие другие.

Изучение педагогических трактатов того времени показывает, что воспитание будущих музыкантов осуществлялась на прекрасных образцах танцевальной и инструментальной полифонической музыки того времени. Даже игра гамм часто представляет собой разнообразные мелодические линии с аккомпанементом цифрованного баса педагогом.

В 1753 году выходит первая часть трактата, а в 1762 году вторая, Опыта истинного искусства игры на клавире - Филиппа Эммануила Баха. Этот трактат является венцом всей этой блестящей эпохи и одним из важнейших источников по вопросам теории и педагогики того времени. В нем впервые содержатся мысли о высоком предназначении музыки, о её содержательности и принципах воплощения, речь идёт не об аффекте, но в первую очередь о содержании музыкальных мыслей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.