Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над звукоизвлечением.






 

 

С первых шагов своего обучения игре на фортепиано ребенок сталкивается с миром звуков. Способность воспринимать ряд звуков как мелодическую линию дар очень редкий и воспитание его требует от педагога больших знаний. Необходимо помнить, что два важнейших фактора музыкального воспитания ребенка это работа над образным восприятием музыки и работа над качеством звука тесно связаны.

Развивать силу звука у начинающего ученика не следует, слабый голосок ребенка сам собой делается по мере роста громче и полнее. Совсем другое понятие плотный или глубокий звук, обучение такому звуку должно занимать все внимание педагога с первых уроков с начинающими. Не принесут желаемых результатов часто встречающиеся упражнения на полное расслабление руки, когда отпущенную кисть бросают на клавиатуру, потому что состояние полной расслабленности абсолютно несвойственно мышцам здорового ребенка. И если, садясь за непривычный вначале новый музыкальный инструмент, ребенок перенапрягает мышцы, то это происходит от непривычки к новой ситуации и от недостаточно понятной и яркой задачи, которую ставит перед ним педагог.

Итак, надо стремиться поставить перед ребенком возможно более яркую цель и при этом все его внимание направить на организацию его мышечного аппарата, рассматривая его как нечто целое – где кисть, пальцы, рука составляют лишь части единой системы, а каждая из этих частей выполняет свою особую функцию.

В сфере двигательного налаживания игрового процесса – это и наблюдение за правильной посадкой, стройная, крепкая спина, высоко сидящая голова, опущенные плечи и достаточно далекое расстояние от клавиатуры. Лучше всего, когда вытянутая рука ребенка касается кончиками пальцев откинутой крышки клавиатуры. Это и незаметное для ребенка воздействие на тонус мышц руки и пальцев. Здесь педагогу предоставляется простор для нахождения самых ярких метафор и сравнений, аппелирующих к образному миру детей. Извлечение отдельных звуков с переносом по октавам или без переноса, должно быть связано с плотным погружением подушечки пальца до самого дна клавиши. Как известно, именно этот приём ведет к образованию глубокого фортепианного звука.

 

30.

 

Для того, чтоб ученик понял характер движения, который от него ждет педагог, иногда прибегают к различным сравнениям. Указанные упражнения принесут пользу только в том случае, если после активного погружения пальца в клавиатуру быстро наступает ослабление мышечного тонуса. Каждый звук, извлекаемый ребенком должен получить оценку педагога и маленького исполнителя.

 

Существуют свои специфические особенности звукоизвлечения, свойственные только фортепиано и педагог в своей работе должен их знать и учитывать. Фортепианный звук не требует развитого абсолютного звуковысотного слуха, но требует развития динамического и полифонического слуха, вертикального и горизонтального. Фортепианный звук затухает и отсюда вытекает проблема воспитания слитности, ведения музыкальной лини, воспитания дослушивания звука. Фортепианный звук по своей природной сути ударный и возникает проблема вокализации, певучести мелодических линий.

Все передовые методики обучения сходятся в одном – начинать обучение необходимо с мелодии. Задачи в работе с мелодиями певучего склада следующие. Прежде всего, это обучение игре legato и создание контакта с клавиатурой. Очень труден и важен показ технических приемов звукоизвлечения самым маленьким ученикам. Существуют разные приёмы работы, которыми пользуется педагог в этот период, это, прежде всего, разнообразные тактильные способы показа – игра на тыльной стороне руки и т.д. Необходимо обратить внимание и на выработку правильных пианистических движений запястья, на дыхание мелодической линии, на показ и объяснение артикуляционных приёмов игры, разделение мелодии на фразы, предложения.

Чрезвычайно важно объяснить ребенку сложные вещи простыми и понятными для него примерами и образным языком, свойственным его пониманию. Интонирование и его основы связаны с подтекстовкой начальных мелодий. Много внимания требует работа над пониманием выразительных возможностей пауз и цезур, моментом дослушивания и смягчения звука в окончаниях.

В старших классах проводится работа над мелодиями различных типов – речетативными, декламационными, специфические трудности в работе над мелодиями возрастают. Это, прежде всего, появление быстрых мелодических линий, проблема долгих и повторяющихся звуков.

Работа над аккомпанементом имеет ряд трудностей, так как возникает проблема его соотношения с мелодической линией и достижение контраста динамики, артикуляции, тембра и способы достижения этого баланса. Пожалуй, наилучший способ облегчения левой руки это беззвучная игра вместе с звучащей правой. Необходимо познакомить ученика с различными типами фортепианного аккомпанемента – фигурационным, аккордовым, гармоническим аккомпанементом, а также особое время уделить работе над басом в трехсложной фактуре.

Никогда не будем упускать из виду, что все даже самые важные законы фортепианного звукоизвлечения не имеют сами по себе никакого значения. Только когда мы вспомним, что без культуры движений, без овладения техникой игры, музыка на инструменте не звучит, что мало желать хорошо играть и даже мало хорошо чувствовать музыку, надо ещё научится умению ее воспроизводить - вот тогда и возникают тысячи вопросов и начинаются поиски путей.

Ученик с юных лет должен приучаться к мысли, что существует огромное количество разных способов прикосновения к клавишам. Медленный, прогулочный шаг, торжественный, парадный, строевой шаг, быстрый бег, ходьба на цыпочках, чтоб не разбудить спящего - вот далеко не все возможные варианты нашего передвижения по земле. И каждый из них требует своего подъема ног, неприемлемого для другого варианта. Насколько же больше способов прикосновения пальцев к клавишам на фортепиано, где каждый вариант прикосновения рождает иной звуковой результат.

 

31.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.