Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гаммами, аккордами и арпеджио.






Гаммой, то есть названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д.Ареццо – музыкант одиннадцатого века, которому мы обязаны и наименованиями самих нот. Кроме русского языка слово,, гамма,, употребляется во французском, а в других европейских языках используется слово лестница. В русских трудах вплоть до начала 19 века фигурируют слова лестница или лествица, а также взятое из итальянского слово “скала “.

Чтобы выучить этюд, времени надо потратить с учеником немало, гаммовый же комплекс сразу же начинает работать на ученика и приносить плоды.

Изучение гамм, аккордов, арпеджио стало обязательной частью музыкального воспитания ещё в клавирной педагогике. Об этом мы находим упоминания и в трактате 16 века Трансильванец Дж. Дируты, и у авторов клавирных школ 18 века – Тюрка, Лелейна и др. Но только к концу 18 – началу 19 столетий, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода клавишные инструменты, гаммовый комплекс становятся основой фортепианного обучения.

Вопрос о необходимости играть гаммы и упражнения не обсуждался. Считалось само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение. Сборники создавали все известные педагоги, и крупнейшие пианисты того времени – Лист, Брамс, Черни, Бузони, Сафонов, Корто, Йозефи, Филипп, Ганон и многие другие. Ещё И.Гофман называл гаммы – музыкальной таблицей умножения.

Интересно, что сложился этот комплекс не сразу. Например, ещё в первой половине 19 столетия пианисты вели спор - играть ли минорные гаммы в гармоническом или мелодическом варианте. В педагогическом обиходе той поры нередко играли и так – вверх гармонический минор, вниз натуральный. Или вверх натуральный, вниз - гармонический.

На рубеже столетий, когда проблемы технического развития становятся предметом оживленных дискуссий, отношение к гаммам оказывается уже не однозначным. Справедливо борясь за умственный подход к работе над техникой, за осмысленность занятий, некоторые педагоги выплескивали с водой ребенка, то есть сам тренировочный материал.

И в настоящее время взгляды на роль работы над освоением гамм и арпеджио, упражнениями постоянно меняются и часто доходят до полного отрицания этой работы. Правильно ли это?

Когда мы говорим о пианистической технике, мы имеем в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного результата. Вне музыкальной задачи техника существовать не может и нежелание, а часто просто неумение педагога работать над этой важнейшей стороной развития ученика приводит к его односторонннему развитию.

Задачи при изучении гамм, аккордов и арпеджио, стоящие перед учеником сложны. Развитие ладотонального ориентирования, знакомство с мажоро-минорной системой, выработка аппликатурной дисциплины, освоение основных технических формул, автоматизация движений, приспособление к черно-белому рельефу, развитие выносливости, пальцевой беглости, ровности. Многие выдающиеся педагоги добавляют – изучение гамм необходимо для выработки навыков выразительной певучей игры legato и, пожалуй, это главное.

Основные трудности в работе связаны с тем, что игра гамм это игра длинными, однотипными построениями, требующими внимания, собранности и выработки длинного мышления ученика. Поэтому очень важно, чтоб работа шла поэтапно, целенаправленно и постепенно. Прежде всего, важно выработать в сознании ученика, что гамма это мелодически выразительная линия, поэтому её метроритмическое оформление обязательно. Необходимое подключение движения корпуса, вдоль клавиатура, а также при динамических оттенках вперед и назад, объединяющего движения локтя и запястья – новые элементы в развитии ученика. Существует обязательный ознакомительный период в младших классах.

Напечатанные гаммы с выставленной аппликатурой и ключевой системой должны быть совершенно изъяты из употребления на уроке как вредное во всех отношениях пособие – решительно заявил более ста лет назад А.Буховцев. Известный русский педагог совершенно прав. Прибегать к такому пособию ученик должен только как справочнику, чтобы проверить что то или уточнить. Структуру каждой гаммы, каждого аккорда или арпеджио надо уметь установить самому. Только такое знание будет прочным.

Существуют многочисленные подготовительные упраднения. Особенно следует порекомендовать упражнения Е.Ф.Гнесиной.

Лучше не выстраивать гаммы по формуле - тон, тон, полутон, а внимательно вслушаться и подбрать по слуху. Заботу каким пальцем играем оставляя на потом. Сначала важно научиться свободно играть их от всех звуков одним пальцем, а затем и двумя руками поочередно – четыре первых звука нижний тетрахорд – левой рукой, четыре следующих, верхний тетрахорд – правой. А теперь можно добавить к гамме заключение в виде нисходящего трезвучия пятой ступени следующей тональности.

Представляет интерес и способ творческого освоения гамм, разработанный английским педагогом Т. Маттеи, строительство из блоков. В фа-диез Мажоре – ля диез, соль диез, фа диез, ми диез – это первый и второй си, до диез и ре диез.

Какой порядок изучения предпочесть. Изучение хроматической гаммы должно, по совету Маргариты Лонг, предшествовать диатонической.

Как показывает практика, педагоги, работающие с детьми, поступают по-разному. Одни предпочитают идти по кварто-квинтовому кругу. Этот способ рекомендует Черни, он дает ясное представление о расположении всех 24 тональностей, другие педагоги, с пианистичнской точки зрения предпочитают начинать, следуя известному совету Шопена. Позиция – ми, фа диез, соль диез, ля диез, си. Формула Ф.Шопена предполагает начало работы с Си мажора. Затем фа диез мажор, ре бемоль мажор, ми, ля, ре и т.д. Безусловно, для формирования руки и улучшения зрительной координации ученика начало с черных клавиш предпочтительно, но рассчитано на самых способных учеников. Вероятно с менее способными детьми лучше начинать с тональности До мажор.

Начинающим не следует долго откладывать знакомство с минорами. Можно учить их как параллельные мажорным гаммам, а можно как одноименные мажорным. Второе удачнее, легче усваивается структура и аппликатура гаммы учеником.

С аккордами ученик обычно знакомится раньше, чем с гаммами. Педагог начинает работу над интервалами, затем переходит к заполнению их средним звуком и обращает внимание на смену среднего пальца при взятии аккорда.

Все правила, которые совместно с педагогом находятся и формулируются на уроке, записываются в дневник в виде коротких схем в дневник. Основными проблемами работы над аккордами являются достижение синхронности звучания, выработка эластичности запястья, освобождение руки после взятия аккорда и медленное погружение, игра без ощупывания клавиш, работа над звучанием пятого пальца, выделение любого звука в старших классах. Освоение аппликатуры в аккордах сложный момент для учеников и требует систематизации и упорной целенаправленной работы.

Существует три условных этапа работы. Первый это гаммы, аккорды и арпеджио в тональностях от всех белых клавиш кроме фа и си. Второй - от фа и си. Обычно освоение их проходит в младших классах. Третий этап это игра гамм и арпеджио от черных клавиш падает на средние и старшие классы ДМШ.

Освоение такими группами помогает педагогу научить ученика определенным аппликатурным формулам и дает ученику систему, а не разрозненные знания, что очень важно для быстрого усвоения и развития логического мышления.

Широкую практику получило объяснение определенных правил чередований аппликатуры, например, правило четвертого пальца, всегда возникающего при движении вверх в левой руке на второй ступени, а в правой руке при движении вниз на седьмой ступени. Правило первого пальца при игре длинных арпеджио и гамм, начинающихся с черных клавиш. Он всегда ставится в правой руке на первую белую клавишу, а в левой руке на вторую.

Сам третий этап игры гамм и арпеджио с черных клавиш также разбивается на ряд групп. Ре бемоль мажор, Соль бемоль мажор и Ля бемоль мажор. Так как в них во всех есть группа из трех черных клавиш – 4, 3, 2 пальцы в левой руке и 2, 3, 4 пальцы в правой руке. Си бемоль мажор, Ми бемоль мажор и Ля бемоль мажор – где четвертый палец в правой руке играет всегда си бемоль, а в левой руке соответствует последнему ключевому знаку данной тональности и, наконец, самый трудный этап это гаммы фа - диез минор, до - диез минор и соль - диез минор.

В старших классах школы, особенно с профессионально ориентированными детьми, необходимо обратить внимание на работу над сложными техническими элементами, такими как септаккорды, игра двойными нотами, доминант септаккордом и его обращениями, а также игрой от одной ноты одиннадцати различных видов аккордов по системе Е. Тимакина.

Знание педагогом правил прохождения и работы над гаммами, арпеджио и различными аккордами является важным компонентом работы педагога.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.