Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Превращение






       
   
 
 


Рисунок 1. Схема SWOT – анализа

Силы(Strengths) определяются как реальные существующие ресурсы фирмы, её потенциал, место на рынке и т.п.

Слабости (Weaknesses) определяются как объективная оценка, сдерживающие факторы, потенциальное отставание от конкурентов.

Возможности(Opportunities) определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п.

Угроза (Threat) - это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появ­ление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т.п.

SWOT-анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени: от 1-2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы прихо­дится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предва­рительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать мо­дель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.

Анализ производится экспертами, хорошо знающими организацию, а также привлеченные эксперты других организаций, владеющими информацией о внешней среде организации.

SWOT-анализ позволяет, используя различные сочетания сильных сторон и возможностей (СИВ), слабых сторон и возможностей (СЛВ), сильных сторон и угроз (СИУ), усилить позицию организации или нейтрализовать влияние слабых сторон (рисунок 2).

 

  Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
S1 S2 S3 W1 W2 W3
Благоприятные возможности (O) О1 Поле СИВ Поле СЛВ
О2
О3
Возможные угрозы (T) Т1 Поле СИУ Поле СЛУ
Т2
Т3
               

Рисунок 2. Матрица видов SWOT – анализа

 

Сочетание слабых сторон и угроз (СЛУ) требует особого внимания, скорейшего устранения и мобилизации всех ресурсов, так как может привести к негативным последствиям.

SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графо­логических средств.

Рассмотрим условный пример. Существует производственная компания «ШАС», которая хочет ос­воить новую продукцию - резиновые лодки для отдыха населения и туристов на территории Приморского края. Для определения стратегии компании SWOT-анализ. Для оформления результатов анализа используется табличная форма.

На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме:

Æ сильные стороны; Æ слабые стороны;

Æ возможные угрозы; Æ благоприятные возможности.

Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, представленной в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1 - Матрица SWOT-анализа

1. Сильные стороны: 2. Слабые стороны:
S1. Высокое качество продукции компании S2. Муниципальная помощь S3. Квалифицированный персонал W1. Отсутствие новых видов продукции W2. Слабый маркетинг W3. Недостаток финансов
3. Возможные угрозы: 4. Благоприятные возможности:
O1. Жесткая конкуренция O2. Отсутствие современных материалов и дизайна изделий O3. Наличие устаревшего оборудования T1. В крае много мест для отдыха на воде T2. Увеличение числа желающих провести досуг на воде T3. Послепродажное обслуживание

Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сто­рон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ста­вится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроза значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высо­кой. Например, для 5 бальной шкалы оценок:

♦ очень сильная – 5 баллов;

♦ сильная – 4 балла

♦ умеренная – 3 балла

♦ слабая – 2 балла

♦ нейтральная – 1 балл

Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (таблица 5.2).

На третьем этапе анализа результаты оценки по пятибалльной системе, приведенные в таблице 5.2, сум­мируются и представляются в виде матрицы (таблица 5.3). Теперь можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

 

Таблица 5.2 - Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и

возможностей внешней среды

  Сильные стороны Слабые стороны Сумм. оценка
S1 S2 S3 W1 W2 W3
Возможные угрозы O1 5 4 4 5 4 2  
O2 4 1 5 5 4 1  
O3 4 3 3 4 1 4  
Благоприятные возможности T1 3 2 1 3 4 2  
T2 4 3 1 3 5 3  
T3 5 1 2 1 5 3  
Суммарная оценка              

 

Затем на четвертом этапе рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ). При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сто­рон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаи­модействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.

Такой анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить, насколько существенны сильные стороны и слабы слабые, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивать можно количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же, как и угрозы можно сравнивать между собой и с воз­можностями.

Таблица 5.3 - Суммарная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

Сильные стороны Слабые стороны
S1. Высокое качество продукции компании   W1. Отсутствие новых видов продукции  
S2. Муниципальная помощь     W2. Слабый маркетинг    
S3. Квалифицированный персонал   W3. Недостаток финансов  
Возможные угрозы Благоприятные возможности
O1. Жесткая конкуренция     T1. В крае много мест для отдыха на воде  
O2. Отсутствие современных материалов и дизайна изделий   T2. Увеличение числа желающих провести досуг на воде  
O3. Наличие устаревшего оборудования   T3. Послепродажное обслуживание  

 

Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить при­оритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.

После определения количественных характеристик, на пятом этапе следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угроза­ми и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле компании (таблица 5.4).

 

Таблица 5.4 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

  Сильные стороны Слабые стороны
S1 S2 S3 W1 W2 W3
Возможные угрозы O1 А Б М Н П
O2 В Г
O3 Д Е
Благоприятные возможности T1 Ж   З И О
T2 К Р
T3 Л

 

Расшифровка значений таблицы 5.4:

А - Дальнейшее повышение качества продукции, исходя из требований потребителей;

Б - Освоение передовых технологий;

В - Обновление ассортимента и повышение разнообразия продукции за счет муниципальных субсидий;

Г - Существующий кадровый потенциал в состоянии обеспечить разнообразие дизайна;

Д - Оборудование требует затрат на замену и ремонт;

Е - Помощь в приобретении оборудования по лизингу;

Ж - Увеличение объемов продукции;

З - Получение налоговых льгот, льготных субсидий;

И - Разработка продукции, максимально приближенной к существующим условиям;

К - Улучшение качества, ввод новых технологий;

Л - Выход на новые рынки;

М - Освоение новой продукции с высоким уровнем качества и разнообразным дизайном;

Н - Повышение квалификации персонала в области маркетинга;

О - Привлечение специализированных маркетинговых служб для проведения исследований;

П - Получение правительственных субсидий;

Р - Аккумуляция денежных средств населения (акционирование, лотерея).

Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экс­пертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможно­стями, перекрываемых данной проблемой (таблица 5.5).

Таблица 5.5 - Количественная оценка проблем компании

Проблема Оценка
Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей  
Освоение передовых технологий (4+4)  
Обновление ассортимента и повышение разнообразия продукции за счет муниципальных субсидий (4+1)  
Существующий кадровый потенциал в состоянии обеспечить разнообразие дизайна (5+3)  
Оборудование требует затрат на замену и ремонт  
Помощь в приобретении оборудования по лизингу  
Увеличение объемов продукции (3+4)  
Получение налоговых льгот, льготных субсидий (2+3)  
Разработка продукции, максимально приближенной к существующим условиям  
Улучшение качества, ввод новых технологий  
Выход на новые рынки (5+1+2)  
Освоение новой продукции с высоким уровнем качества и разнообразным дизайном (5+5+4+3+3+1)  
Повышение квалификации персонала в области маркетинга (4+4+1)  
Привлечение специализированных маркетинговых служб для проведения исследований (4+5+5)  
Получение правительственных субсидий (2+1+4+2)  
Аккумуляция денежных средств населения (акционирование, лотерея) (3+3)  

 

По итогам проведенного анализа и оценки проблем необходимо сформулировать вывод, в котором отразить основные стратегические цели предприятия (компании, организации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.