Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическая наука: формирование механико-математической картины мира.

Аспирант: Мухина Татьяна Александровна

Факультет: Инженерный Бизнес и Менеджмент

Кафедра: ИБМ-7

 

Эволюция научных картин мира.

 

В основе научного знания лежат факты. Из множества похожих фактов выводится научный закон. Несколько законов объединяются в теорию, а несколько теорий складываются в картину мира. Таким образом, научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы[1], возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Научная картина мира - создается совокупностью всех естественных наук.

Поскольку наука никогда не стояла на месте, то на протяжении человеческой истории картина мира несколько раз менялась. Смена картины мира называется научной революцией. Считается, что таких революций, было три.

1. Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом было рождение науки. Тогда же сложилась первая научная картина мира, которая называется древнегреческой, или античной, или аристотелевской (по имени ее основного представителя – знаменитого греческого философа и ученого Аристотеля).

 

2. В конце XVI в. начался процесс перехода от антично-средневекового понимания картины мира к современному экспериментальному естествознанию. Этот переход был ознаменован появлением систем Декарта, Ньютона. Начало формирования механико-математической картины мира или Ньютоновской. Основным требованием естествознания стали строгая однозначность, количественная определенность и экспериментальная обоснованность научных выводов.

 

3. На рубеже XIX-XX вв. состоялась Эйнштейновская научная революция. Её обусловила серия открытий: сложная структура атома, явление радиоактивности, дискретны характер электромагнитного излучения и т.д.

 

С 70-х гг. XX в. – н. дн. - современный этап становления науки: Постнеклассическая картина мира (синергетика).

 

 

Классическая наука: формирование механико-математической картины мира.

 

В конце XVI в. начался процесс перехода от антично-средневекового понимания картины мира к современному экспериментальному естествознанию. Основным требованием естествознания стали строгая однозначность, количественная определенность и экспериментальная обоснованность научных выводов. В XVII—XVIII вв. ученые-естествоиспытатели думали, что все зависимости в природе, весь ее многокрасочный мир можно свести к механическим силам притяжения и отталкивания, что химические и даже биологические явления можно с абсолютной точностью представить картиной простых механических перемещений частиц вещества, лишенных качественных особенностей.

В этот период были сделаны значительные открытия в области математики (интегральное, дифференциальное исчисление), физики света (волновая теория Гюйгенса, гипотеза о корпускулах Ньютона), возникли предпосылки к формированию молекулярно-кинетической теории, были сформулированы основные принципы классической механики (Ньютон, Гук, Деламберт, Лагранж).

Идея неподвижности форм жизни, их простого повторения была широко распространена у биологов XVIII в. в представлениях их об онтогенезе. Развитие организма они изображали как чисто количественный рост зародыша, который вполне подобен взрослому организму; в зародыше организм, так сказать, уже предсуществует, иначе говоря, он преформирован. Сторонником преформизма был Лейбниц. Эмбриология по мере накопления своих экспериментальных данных вступила в борьбу с теорией преформизма. Первые крупные успехи па этом пути были сделаны Каспаром Фридрихом Вольфом (1734—1794). Стремясь опровергнуть идею преформизма, Вольф отвергал самое учение о зародыше, который по своей организации якобы не отличается от взрослых организмов. Отсюда вытекало учение о неорганизованной материи как исходном пункте развития организмов.

Основные особенности становления механико-математической картины мира:

1. Изгнание Бога из природы (освобождении естественных наук от теологических представлений)

2. Формирование ключевых материалистических гипотез:

• Корпускулярно-волновой дуализм (Ньютон и Гюйгенс))

• Кинетическая теория

• Основные принципы классической механики (законы Ньютона, закон Гука)

3. Господство идеи о «неизменности природы»

4. Распространение принципов механики на живые системы

5. Формирование строгого математического аппарата

6. Рост роли эксперимента (увеличение точности и преобладание количественного исследования)

7. Принцип: «Природа любого явления состоит в перемещении материи»

 


· Сложные саморазвивающиеся системы · Многомерная модель · Отсутствует логика развития · Синергетика  
· Отказ от центризма · Переосмысление понятий пространства, времени, причинности, непрерывности · Относительность · Открытия: сложная структура атома, явление радиоактивности, дискретность характера электромагнитного излучения
· Основной язык науки – язык математики (форма, величина, масса, движение) · Эксперимент как метод научного исследования · Отказ от концепции завершенного, целесообразно организованного Космоса · Классическое естествознание опирается на механику, ее законы и принципы · Гелиоцентрическая картина мира
 
· Геоцентрическая система мира: Земля – центр Вселенной

 

 

       
 
   
 

 


[1] Причем термин «природа» и в философии, и в науке обозначает все, что существует не только на Земле, но и далеко за ее пределами. Поэтому синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «космос», «Вселенная».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режиссёр, сценарист | Глава 1. Фабрика.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.