Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс разучивания песни






Как говорилось ранее, в первом классе основу песенного репертуара составляют народные песни. В конце третьей четверти, когда учитель подбирает песни связанные с приходом весны, одной из таких песен может стать эстонская народная песня «Кукушка».

Кукушка

Эстонская народная песня

 

Начинать разучивать эту песню можно в течение года, используя ее мелодические фрагменты в качестве упражнений в распевании. Учитель музыки может придумать свои мелодические и текстовые варианты.

Примеры:

Цель таких упражнений - научить детей чисто интонировать восходящий интервал чистой кварты и нисходящий интервал малой терции. Особенно полезно упражнение на слог «ку» было для плохо интонирующих детей. В течение года почти все ребята освоили интонацию этих интервалов.

Изначально разучивать песню «Кукушка» целиком нецелесообразно, потому что диапазон голоса семилетнего ребенка составляет примерно интервал квинты, а в данной песне он находится в промежутке октавы. Так как правильная вокальная работа педагога с детьми способствует увеличению диапазона голоса, то к концу года дети вполне могут справиться с этой песней. Также, если исходить из содержания песни, то в ней говорится о приходе весны. Поэтому разучивать ее на уроке лучше в весеннее время года.

На практике процесс разучивания песни «Кукушка» проводился в такой последовательности.

Вначале учителем музыки был сделан предварительный анализ, в котором были намечены трудности связанные с исполнением песни, дыхание, штрихи, динамика, характер звука. Так как работа над интонационными трудностями велась в течение года, то на первом плане оказались ритмические трудности. Во-первых, это затактовая доля, во-вторых, чередование коротких длительностей с более длинными.

Дикционные трудности заключались в совместном произнесении текста, в точном замыкании слова на согласную букву.

В процессе анализа выяснилось, что особое внимание при разучивании песни следует обратить на певческое дыхание. Исходя из текста песни и характера звуковедения, был выбран такой вариант:

Зовет зверей кукушка: ۷ довольно, сони спать.۷

Весна пришла к нам в гости, ۷ давно пора вставать.۷

Ку-ку, ку-ку старается она.۷

Ку-ку, ку-ку пришла уже весна.۷

То есть в куплете дыхание берется через два такта, а в припеве дети поют на цепном дыхании.

Также определенной исполнительской трудностью явилось то, что песня написана без сопровождения. При первоначальном этапе разучивания ребятам, подыгрывалась мелодия с гармонической поддержкой, но в конечном результате была поставлена задача исполнить песню acapella, по возможности каноном.

Перед первым исполнением песни, с детьми была проведена беседа о времени года, о том, какие изменения происходят в природе весной. Некоторые ребята знали стихотворения о весне и прочли их перед всем классом. Со стороны учителя был использован метод наглядности - показ ребятам нескольких весенних зарисовок природы. Затем учащимся было сообщено, что сегодня на уроке они будут разучивать эстонскую народную песню «Кукушка». Учитель исполнил песню acapella с отстукиванием определенного ритма деревянными ложками.

Далее учащимся задавались вопросы о характере песни и звуке, соответствующем исполнению песни. Ребята быстро и правильно находили нужные определения, говоря, что песня веселая, радостная, приветливая, солнечная, игривая, поэтому петь ее следует легким, светлым, лучистым, звонким, полетным и не громким звуком.

Затем во время повторного прослушивания песни, ребятам было дано задание: обратить внимание на мелодию, определить ее особенности, есть ли повторяющиеся мелодические обороты. Почти все ребята отметили, что в куплете и припеве мелодия повторяется два раза, не изменяясь.

Используя метод перспективы и ретроспективы, учащиеся были ознакомлены с понятием затакт в музыке. Вначале учитель напомнил учащимся, что в музыке, как и в речи, есть ударные и безударные слоги. Потом объяснил, что данная песня начинается со слабой доли, которую следует исполнять мягко, стремясь выделить следующий ударный слог. Этим была предпринята попытка исполнения затактовой доли тяжело и громко.

Непосредственно перед началом пения был задан вопрос о певческой установке. Дети назвали правильное положение корпуса при пении и продемонстрировали его.

При исполнении первой фразы ребята помогали себе движениями рук: на слабой доле делали небольшое движение рук к себе, к груди, а на сильной доле широкое движение рук от себя. Этот прием помог быстро преодолеть неверное исполнение затактовой доли.

Далее, чтобы справиться с ритмическими особенностями этой песни, учащимся было предложено прохлопать ритм ладошками без пения. Так как не все ребята справились с этим заданием, возникла необходимость прохлопать ритм еще раз по рядам. В результате чего ребята успешно освоили ритмическую фигуру.

После этого учитель обратил внимание детей на произношение текста. Ребятам был задан вопрос, как произносятся согласные и гласные буквы в пении. Дети ответили, что гласные в пении поются как можно дольше, а согласные произносятся четко и быстро. Затем учащиеся еще раз исполнили первое предложение, учитель помогал ребятам в исполнении с помощью дирижерских жестов с включением элементов звуковысотного тактирования.

После успешного исполнения первого предложения: «Зовет детей кукушка: довольно, сони спать». Учитель перешел к разучиванию второго предложения, выполняя прежние задачи с другим текстом. Когда ребята стали петь куплет выразительно, точно произнося текст, выделяя главные слова, учитель начал разучивать припев.

Учитель объяснил, что в припеве брать всем вместе дыхание нельзя, сказал, что дыхание будет цепное, поэтому брать его нужно по очереди. Ребята быстро освоили цепное дыхание и элементы звукоподражания пения кукушки. По их лицам можно было заметно, что они получают большое удовольствие от своего пения.

Затем учащимся было предложено исполнить песню от начала до конца. В некоторых классах ребята сразу не смогли с точностью воспроизвести весь текст, а также справиться со всеми исполнительскими трудностями, поэтому пришлось еще раз закрепить некоторые фрагменты песни.

На следующем уроке учителем задавались вопросы по поводу песни, изученной на прошлом уроке. Учащиеся сразу вспомнили название песни. Далее ребята исполнили песню «Кукушка» без подсказок и помощи учителя, с целью проверки усвоенного материала. В основном песня хорошо запомнилась детям из-за постоянных повторов. Учителем были озвучены положительные стороны пения и допущенные исполнительские ошибки.

После того как ребята начали исполнять песню без ошибок acapella, учителем было предложено добавить к пению сопровождение элементарными музыкальными инструментами. Каждая группа инструментов отстукивала свой ритм. Для того чтобы инструменты не заглушали пение детей, ребята играли на них поочередно, вступая по рядам.

Например: ♪ ♪ | | | ♪ ♪ | вступает бубен

Зовет зверей кукушка: довольно, сони, спать.

♪ ♪ | | | ♪ ♪ | вступает бубен

Весна пришла к нам в гости, давно пора вставать.

| | | | ♪ ♪ | вступает металлофон (глиссандо)

Ку-ку, ку-ку старается она,

| | | | ♪ ♪ | вступает металлофон (глиссандо)

Ку-ку, ку-ку пришла уже весна.

Далее через 3-4 урока, после первого разучивания, когда ребята уже свободно исполняли песню, учитель предложил ребятам попробовать спеть песню «Кукушка» каноном. Сначала учащимся был задан вопрос, что значит петь песню каноном, для того чтобы проверить, как запомнился теоретический материал. В разных классах количество детей, ответивших правильно, менялось, но большинством из них были верные ответы.

Перед тем как исполнить песню всем классом, учитель попросил несколько хорошо поющих детей выйти к доске и вместе с ними продемонстрировал вступление второго голоса (второй голос начинает свою мелодию, когда первый голос вступает на припев). После этого класс был поделен пополам. Правильно спеть с первого раза получилось только в двух классах, а в других двух у ребят получился канон со второго, третьего раза.

На втором году обучения ребят было отмечено, что детям эта песня запомнилась и полюбилась, потому что они часто просили исполнить ее на уроке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.