Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рельефы и росписи.






Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства.

Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:

1. Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).

2. Композиционная организация сцен (внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.

3. Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.

4. Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

5. Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.

6. Единство изображений и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов”-человеческие фигуры, предметы обихода (столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все это множество изображений размещается на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так, чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами, они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобретали характер священнодействия, ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.