Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективное обращение с отходами






Стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается в минимизации вредного воздействия деятельности по обращению с отходами на окружающую среду и здоровье граждан.

Таблица 6.4 – Показатели эффективности государственной политики в сфере обращения с отходами

         
Использование отходов производства (без учета галитовых отходов и глинисто солевых шламов, фосфогипса), процентов от общего объема образования отходов производства        
Накопление опасных отходов производства (1-3 класса опасности), процентов к 2015 году        
Использование твердых коммунальных отходов, процентов от общего объема образования твердых коммунальных отходов        

 

В 2016–2020 годах предстоит решить следующие задачи:

– снизить объемы образования отходов;

– обеспечить максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот для производства продукции и энергии;

– предотвратить вредное воздействие отходов и объектов их размещения на окружающую среду и здоровье граждан.

Для выполнения намеченных задач необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

– активизация институциональных преобразований в сфере обращения с отходами, заключающихся в снижении участия государства в хозяйственной деятельности по обращению с отходами, совершенствовании механизмов взаимодействия государственных органов при координации деятельности в области обращения с отходами, ресурсосбережения, обращения со вторичными материальными ресурсами;

– повышение экологической культуры, образованности и осведомленности граждан в части ресурсосберегающего (бережливого) потребления товаров и ответственного обращения с отходами товаров и упаковки;

– формирование всесторонней, актуальной, достоверной, совместимой со странами ЕАЭС информационной базы, содержащей сведения об объемах образования отходов (по видам) и обращении с ними, состоянии инфраструктуры в данной сфере, доступных технологических решениях по использованию/обезвреживанию отходов и другие данные;

– разработка и внедрение технологических и организационно-управленческих инноваций, направленных на снижение объемов образования и токсичности образующихся отходов производства и потребления, повышение объемов использования в производственных процессах вторичного сырья.

Для снижения объемов образования отходов предусматривается:

– разработка нормативов образования отходов на единицу продукции согласно показателям наилучших доступных технических методов, утверждение порядка их применения и пересмотра;

– организация и финансирование научно-исследовательской работы по определению приоритетных групп отходов, снижение образования (повторное использование) которых обеспечит наибольший вклад в реализацию политики ресурсосбережения и импортозамещения;

– интеграция аспекта предотвращения образования отходов в действующие природоохранные механизмы (экологическая сертификация товаров (услуг), комплексные природоохранные разрешения, расширенная ответственность производителей);

– поэтапное (в течение нескольких лет) доведение ставки за хранение крупнотоннажных отходов до ставки, установленной за хранение иных отходов того же класса опасности;

– организационно-техническое и финансовое содействие в создании и функционировании продовольственного банка.

В целях максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот для производства продукции и энергии намечено:

– использование дифференцированной системы оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), учитывающей не только виды оказываемых услуг (перевозка, сортировка, обезвреживание, захоронение и др.), но и их фактический объем;

– переход к конкурсной основе по выбору претендентов на оказание услуг по сбору, перевозке и использованию (удалению) ТКО, отдельных видов вторичных материальных ресурсов и (или) отходов товаров;

– введение инструмента «материальный паспорт товара», содержащего сведения о количестве, расположении и способах извлечения вторичных материальных ресурсов;

– развитие технологий по восстановлению (извлечению) редких и ценных металлов из отходов электрического и электронного оборудования и устройств, транспортных средств, отходов горного и химического производства;

– организация (путем проведения круглых столов и семинаров) диалога между производителями товаров и переработчиками отходов товаров, реализация мер государственной поддержки при осуществлении проектов промышленного симбиоза;

– поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отдельных видов отходов (отходов упаковки, биоразлагаемых отходов и др.);

– внедрение комплексных установок, использующих органическую фракцию твердых коммунальных отходов, отходы сельскохозяйственных объектов, биомассу для выработки биогаза/биотоплива в целях удовлетворения потребностей в тепловой и электрической энергии малых городов и населенных пунктов;

– излечение свалочного газа на объектах захоронения коммунальных отходов с учетом экономической целесообразности.

Для предотвращения вредного воздействия отходов и объектов их размещения на окружающую среду необходимо:

– ужесточение регулирования в области обращения с ртутьсодержащими отходами в соответствии с обязательствами Республики Беларусь по Минаматской конвенции о ртути;

– разработка и внедрение технологий по экологически безопасному уничтожению пестицидов, полихлорированных бифенилов (ПХБ) и содержащих их материалов и оборудования, а также прочих опасных отходов;

– ужесточение контроля за обращением с медицинскими отходами (отходы стоматологических клиник и косметических салонов), а также за особо опасными медицинскими отходами (цитостатики и др.);

– внедрение систем раздельного сбора отходов асбеста с целью его последующего безопасного захоронения на специальном полигоне и строительство такого полигона;

– создание региональных полигонов, ориентированных на обслуживание населения нескольких районов и включающих инфраструктуру для проведения компостирования биоразлагаемых отходов, промышленной сортировки смешанных отходов из состава ТКО, а также мест долговременного хранения для токсичных отходов;

– оптимизация сети объектов захоронения ТКО путем постепенного выведения из эксплуатации мини-полигонов и полигонов ТКО, не соответствующих требованиям нормативных технических актов, определяющих правила их проектирования и эксплуатации;

– усиление контроля за эксплуатацией объектов хранения и захоронения промышленных (коммунальных) отходов и реализация технических решений по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду.

В долгосрочной перспективе государственную политику в сфере обращения с отходами необходимо сфокусировать на решении следующих задач:

– формирование ответственного и ресурсосберегающего потребления товаров экономическими субъектами (домашними хозяйствами, государственными организациями, юридическими лицами), характеризующегося отказом от одноразовых товаров, бережливым использованием товаров длительного потребления, возвратом товаров или их отходов организациям, специализирующимся на их ремонте и (или) переработке, купле (продаже);

– совершенствование технологического процесса производства и экологического дизайна производимой продукции в направлении продления полезного срока эксплуатации товара (его жизненного цикла), снижения затрат на отделение (сепарацию) вторичных компонентов и материалов и повышения удельного веса объемов их повторного использования;

– обеспечение безопасного и качественного обращения с отходами производства и потребления товаров, основанного на сотрудничестве производителей и переработчиков, организаций торговли и заготовительных организаций в рамках реализации принципа (индивидуальной) ответственности производителя.

В 2021–2030 годах предусматривается реализация следующих мер:

– финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ по разработке и внедрению безотходных (нано- и био-) технологий получения новых безопасных материалов и методов их обработки (технологий 3D-печати);

– стимулирование производства и потребления многоразовых и долговечных товаров путем проведения информационных компаний, внедрения депозитно-компенсационных схем, реализации дополнительных мер финансово-экономического стимулирования;

– государственная поддержка внедрения новых бизнес-моделей (продуктово-сервисных систем), моделей совместного и коллективного потребления материальных благ путем оказания консультативной помощи, упрощения административных процедур, реализации пилотных проектов, информационного освещения проектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.