Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие науки и содействие инновациям






Развитие научной сферы будет направлено на усиление взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки, повышение эффективности деятельности научных организаций, создание условий для проведения научных исследований и разработок, аналогичных европейскому уровню, расширение международного научно-технического сотрудничества. Не менее важные задачи – привлечение к инвестированию научных исследований и разработок средств венчурных фондов, бизнеса, в том числе создание научно-исследовательской инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.

К 2030 году предусматривается увеличить долю внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2, 5 процента к ВВП. При этом доля внебюджетных источников финансирования в общих затратах должна составлять не менее 70 процентов. Вместе с этим необходимо закрепление в законодательной базе механизма финансирования прорывных научных исследований и разработок с учетом направления до 20 процентов от общих средств на такие проекты. Численность исследователей в расчете на 10 тыс. населения должна приблизиться к среднему по ЕС значению этого показателя.

Одним из критериев эффективности использования научно-технического потенциала является показатель удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции, который в 2030 году должен составить порядка 25 процентов. При этом удельный вес инновационно активных организаций может возрасти до 30 процентов от их общего количества.

Таблица 5.2 – Показатели развития науки и инноваций

         
Удельный вес инновационно активных организаций, в процентах к общему количеству организаций 22, 5 25, 0 27, 5 30, 0
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции, процент 20, 0 21, 5 23, 0 25, 0
Численность исследователей на 10 тыс. чел. населения        
Доля внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки, процент        
Отношение среднемесячной заработной платы по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» к номинальной среднемесячной заработной плате работников Республики Беларусь, процент        
Количество полученных патентов на изобретения, промышленные образцы, сорта растений, созданные учеными Республики Беларусь, на 100.000 человек населения 9, 4 12, 1 16, 6 22, 8
Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах к ВВП 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5

 

Повышение эффективности академической науки будет обеспечено посредством оптимизации ее структуры и более тесной интеграции с реальным сектором экономики. Предусматривается трансформация научных организаций в кластерные структуры, ориентированные на получение наукоемкой конечной продукции, включая научно-промышленные холдинги.

Главной задачей государственной политики в научно-технической сфере в 2016–2020 годах является формирование ключевых элементов национальной инновационной системы (НИС), как базового механизма управляемого перехода к экономике знаний, сочетающего традиционные и новые институты и механизмы инновационной деятельности, со встраиванием отдельных блоков в региональные и глобальные инновационные системы.

Важно задействовать в полную силу стимулы для полноценного участия производственного сектора в развитии науки, завершить формирование рынка объектов интеллектуальной собственности и системы продвижения результатов НИОКР в производство, сформировав полноценную сеть субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих трансфер технологий. Необходимо сконцентрировать научно-технический потенциал страны на прорывных научных исследованиях и разработках, обеспечив их практическое внедрение в производство.

Основными направлениями развития научно-технического потенциала в среднесрочный период станут:

– концентрация научно-технологического потенциала на создании высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием специализированных инновационных производств (фотоники, микроэлектроники, лазерной и космической техники, нано- и биотехнологий и др.);

– формирование научно-технологических и инновационно-промышленных кластеров, направленных на создание новых технологий вплоть до этапа их промышленного масштабирования;

– создание национальных исследовательских лабораторий и центров (НИЛ(Ц)), способных осуществлять фундаментальные и прикладные исследования мирового уровня и обеспечивать обоснование прорывных направлений научно-технического развития;

– содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства, формирование «поясов внедрения» из практикоориентированных организаций вокруг НИЛ(Ц);

– расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов физическим лицам и субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов, направленных на коммерциализацию объектов промышленной собственности;

– оптимизация государственной бюджетной поддержки научно-исследовательских разработок исходя из критериев их приоритетности, значимости и эффективности для страны;

– создание и развитие государственной системы единой экспертизы в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также совершенствование системы организации и проведения государственной научной и научно-технической экспертизы;

– повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов наукоемких производств в цепочке «школа – вуз – научное учреждение – производство», развитие института стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах мира и их участие в академическом обмене;

– введение стимулирующих механизмов мотивации научной и инновационной деятельности, включая получение гарантированных доходов от использования интеллектуальной собственности;

– развитие стандартизации как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем отмены устаревших государственных стандартов и технических регламентов, гармонизации государственных стандартов с международными, разработки технических нормативных правовых актов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности;

– интеграция в мировую систему научных исследований и разработок.

Необходимо сформировать действенные механизмы экономического стимулирования опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ в области информационно-коммуникационных и космических технологий; нано- и биотехнологий; генной инженерии; медицины и фармации; лазерно-оптических и оптоэлектронных технологий; робототехники; рационального природопользования и ресурсосбережения; энергосберегающих систем и др.

С целью повышения результативности внедрений научных изобретений необходимо разработать новые механизмы, стимулирующие создание малых инновационных фирм на базе объектов промышленной собственности и их функционирование на период становления.

Предстоит разработать и реализовать систему мер по материальной и статусной поддержке ученых-исследователей и разработчиков технологических инноваций, обновить научные кадры республики, создав систему мотиваций для притока в научную среду молодежи, усовершенствовать систему пенсионного обеспечения ученых. При оптимизации структуры и численности научных кадров большое внимание должно быть уделено сохранению и укрупнению научных школ по прорывным направлениям научно-технической деятельности.

В 2021–2030 годах развитие научно-технической деятельности будет нацелено на достижение устойчивого развития конкурентной на мировом уровне национальной инновационной системы, обеспечивающей генерацию и трансфер принципиально новых научных знаний в прорывных для экономики научно-технологических направлениях.

Переход к экономике знаний предполагает:

– завершение системной модернизации и структурной перестройки научной сферы, интегрированной в реальный сектор экономики;

– создание новых научных школ и реализацию стратегических программ НИОКР для достижения технологических прорывов;

– обеспечение интеграции НИС в мировые, европейские и евразийские процессы создания и использования новшеств;

– развитие системы воспроизводства научно-технических кадров для инновационной экономики.

Особое внимание будет уделено расширению объемов финансирования научно-технической сферы и достижению оптимальной экономически оправданной численности исследователей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.