Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспроизводство населения и укрепление института семьи






Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала.

Стратегической целью демографического развития является создание условий для стабилизации на уровне 9, 4-9, 5 млн. чел. и последующего роста численности населения, увеличение продолжительности его здоровой жизни.

В качестве основного критерия устойчивости демографического развития выступает приближение ожидаемой продолжительности жизни населения к уровню развитых европейских государств, где она увеличивается в среднем на 2-3 года каждые десять лет.

Главной проблемой остается нарастающий процесс старения населения и, как следствие, увеличение демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 в 2030 году).

Таблица 4.1 – Демографические показатели

         
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.        
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 73, 2 74, 5 75, 7 77, 0
Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 1, 685 1, 741 1, 789 1, 798
Демографическая нагрузка населения (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных), коэффициент        

 

Достижение поставленных целей предусматривает:

– стимулирование рождаемости и развитие потенциала семьи;

– сокращение уровня смертности, прежде всего, в трудоспособном возрасте и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 77, 0 лет;

– оптимизацию внутренних и внешних миграционных процессов и стимулирование притока в страну высококвалифицированных кадров.

В среднесрочной перспективе(2016–2020 годы) основной целью является стабилизация численности населения республики и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Приоритетными направлениями в области стимулирования рождаемости станут:

– развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей;

– создание дружественных семье условий для сочетания трудовой деятельности с семейными обязанностями;

– совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности.

В целях усиления экономической поддержки семей с детьми предусматривается:

– совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

– введение новой формы экономической поддержки семьи при рождении третьего и последующих детей – «семейного капитала»;

– усиление государственной поддержки семей с двумя и более детьми при строительстве жилья;

– предоставление «семейного абонемента» на посещение культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных мероприятий.

В целях создания благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с выполнением семейных обязанностей предусматривается: разработка программ переобучения и повышения квалификации женщин, имеющих двух и более детей и выходящих (или вновь устраивающихся) на работу после перерыва в трудовой деятельности, связанного с нахождением в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; создание банка вакансий гибких форм занятости для женщин, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком; развитие новых форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста (няни, сиделки, домашние ясельные группы и т.д.).

Важными являются задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений путем повышения престижа родительства, значимости стабильного зарегистрированного брака и семьи с двумя и более детьми.

Укрепление здоровья и снижение смертности населения предполагает:

– переориентацию медицинской помощи на здоровье здорового человека;

– пропаганду здорового образа жизни, формирование у населения самосохранительного поведения;

– сохранение здоровья на производстве, улучшение условий и охраны труда, профилактику профессиональных заболеваний, предотвращение смертности и травматизма на производстве.

Регулирование внешних миграционных процессов предусматривает: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику; использование механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов, с учетом их профессионально-квалификационного уровня; организацию рационального расселения иммигрантов исходя из потребностей развития регионов; разработку мер по адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество.

В 2021-2030 годах демографическая политика будет нацелена на создание условий для роста численности населения страны и рождение желаемого числа детей, долгой и здоровой жизни, свободного выбора места жительства.

В этот период предстоит осуществить переход от мало- к среднедетной семье. Жизненной нормой должна стать полноценная семья с тремя детьми.

Активная пропаганда здорового образа жизни, широкое информирование населения о факторах риска, угрожающих здоровью, позволит снизить смертность населения. Будет преодолена негативная тенденция высокой смертности граждан трудоспособного возраста.

4.2 Рациональная занятость и эффективное использование
человеческого капитала

Главная цель государственной политики рынка труда – достижение свободно избранной и экономически эффективной занятости населения.

Приоритетными направлениями политики занятости являются:

– обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест с учетом потребностей инновационного развития экономики;

– улучшение качества рабочей силы и рост ее территориальной мобильности;

– повышение гибкости рынка труда;

– совершенствование социальной защиты безработных.

Таблица 4.2 – Показатели занятости населения

         
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 4432, 0 4180, 0 4027, 0 3980, 0
Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения, процент 52, 0 55, 0 57, 0 59, 0
Уровень регистрируемой безработицы, в процентах к экономически активному населению 1, 0 1, 5 2, 0 2, 0

 

На первом этапе (2016–2020 годы) должны быть созданы условия, обеспечивающие кадровую поддержку и минимизацию социальных издержек модернизации и структурной трансформации экономики. Политика занятости будет направлена на развитие кадрового потенциала с учетом потребностей формирующегося высокотехнологичного сектора экономики. Акцент будет сделан также на расширение занятости в сфере услуг, подготовку кадров для новых рыночных видов услуг и социальной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности.

В качестве приоритетов определены:

– повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе использования эффективных механизмов и стимулов для непрерывного профессионального образования кадров в течение всей трудовой жизни, развитие системы профессиональной ориентации населения;

– активизация процесса создания высокопроизводительных рабочих мест, развития гибких и нестандартных форм занятости населения;

– повышение эффективности использования трудовых ресурсов путем оптимизации численности кадрового персонала и внедрения механизмов адаптации высвобождаемых работников за счет упреждающей их переподготовки;

– сокращение масштабов неформальной занятости.

Основными задачами в период 2021–2030 годов являются переход к постиндустриальной модели занятости населения с высокой долей работников в сфере высокотехнологичных услуг, формирование действенных стимулов к высокопроизводительному и интеллектуальному труду, развитие здоровой конкуренции на рынке труда.

Будут созданы условия труда, позволяющие сохранить трудоспособность населения на всем протяжении профессиональной карьеры. Предстоит разработать действенные стимулы для притока квалифицированной иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики при приоритетности использования национальных кадров. В этих целях необходимо:

– разработать механизм селективного отбора трудовых иммигрантов, основанный на бальной системе, учитывающей уровень их образования, возраст, знание государственного языка, наличие приглашения на работу и др.;

– установить ряд преференций, предусматривающих выдачу вне квот разрешений на работу на длительный срок с возможностью его продления высококвалифицированным специалистам и руководителям с профессиональным опытом работы;

– организовать за рубежом центры содействия иммиграции в республику, способствующие изучению иностранными работниками государственного языка, белорусской культуры и законодательства.

Одним из критериев конкурентоспособности рабочей силы является показатель доли работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения – 59-60 процентов в 2030 году.

В качестве целевого параметра эффективности рынка труда выступает уровень безработицы (по методологии МОТ) – 3, 0 процента от экономически активного населения в 2030 году.

4.3 Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния
населения

Потенциал человека – это потенциал государства и, следовательно, чем богаче человек – тем богаче страна. Поставленная стратегическая цель обеспечения высоких жизненных стандартов населения может быть достигнута только на основе стабильного роста реальных денежных доходов, прежде всего, гарантированного достойного вознаграждения работнику за свой труд, и создания условий для качественной жизни в пожилом возрасте (достойный уровень пенсий, рост ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества и доступности медицинских услуг, социального обслуживания).

В качестве критерия эффективности политики в области доходов рассматривается повышение доли населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике – до 60 процентов в 2030 году, в области социальной защиты населения – снижение уровня малообеспеченности населения – до 3-4 процентов.

Таблица 4.3 – Показатели доходов населения

         
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше среднереспубликанского уровня, процент        
Реальные располагаемые денежные доходы населения (за пятилетие), в процентах 148, 1-148, 7 115-127 117-128 114-124
Соотношение среднего размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера, раз 2, 5 2, 5 2, 5 2, 5
Доля населения с доходами ниже БПМ (уровень малообеспеченности), процент 5, 4 5, 4-5, 2 4, 0-4, 5 3-4

На первом этапе (2016–2020 годы) основными задачами являются обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения; повышение всех видов денежных доходов; недопущение необоснованной дифференциации в доходах населения и снижение уровня малообеспеченности; формирование стабильно устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей действенную социальную защиту пенсионеров.

В качестве целевых ориентиров выступают:

– рост реальных располагаемых денежных доходов в 1, 15-1, 27 раза к 2020 году;

– уменьшение дифференциации населения по уровню доходов от 5, 9 раза в 2013 году до 5, 5 раза в 2020 году;

– снижение уровня малообеспеченности населения от 5, 5 процента в 2013 году до 5, 4-5, 2 процентов в 2020 году.

Приоритетными задачами в области доходов и оплаты труда станут:

– обеспечение соответствия темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда;

– разработка действенных механизмов мотивации труда высококвалифицированных специалистов, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи реформируемой экономики и общественного развития. Это подразумевает более широкое применение таких систем оплаты труда, как «участие в прибылях», оплата по трудовому рейтингу, в совокупности с усилением таких факторов мотивации, как социальные льготы и компенсации, медицинская страховка;

– совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций на основе сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования, предоставления широких прав руководителям этих организаций по установлению стимулирующих выплат и надбавок. Основным критерием реализации поставленной задачи является повышение к 2020 году соотношения заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике до 0, 9.

Главными задачами в области пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу являются предоставление социальных выплат пожилым и нетрудоспособным на уровне приемлемых для общества жизненных стандартов и обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы в условиях роста пенсионной нагрузки в связи со старением населения.

В этих целях предусматривается:

– совершенствование механизмов стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию;

– сокращение института досрочных пенсий;

– содействие развитию программ корпоративного и индивидуального пенсионного страхования (добровольные виды страхования на финансовом рынке) для дополнения государственных пенсий, исходя из личных возможностей и потребностей граждан.

Основными мерами, направленными на снижение уровня малообеспеченности (в первую очередь, среди неполных и многодетных семей, сельского населения) и усиление социальной защиты уязвимых категорий граждан являются:

– развитие социальной инфраструктуры их поддержки на основе государственно-частного партнерства;

– внедрение новых видов социальных услуг, в том числе для пожилых и лиц с ограниченными возможностями (социальный патронат, услуги сопровождаемого проживания, услуги социальной передышки и другие);

– оказание действенной социальной помощи нуждающимся гражданам в совокупности с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение иждивенческого поведения трудоспособных граждан;

– повышение качества социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания через применение государственных стандартов качества социальных услуг;

– внедрение стационарозамещающих видов социальных услуг как наиболее приемлемых для социально уязвимых групп населения и наиболее экономичных.

На втором этапе (2021–2030 годы) политика государства будет направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь, высокие социальные стандарты, включая комфортное жилье, качественные медицинские, образовательные и другие услуги, а также свободное развитие человека.

Акцент будет сделан на внедрение новых эффективных механизмов стимулирования высококвалифицированного труда. Предстоит разработать и внедрить в отечественную практику специальные программы мотивации труда руководящих работников – программы поощрений за достижение долгосрочных целей (опционные программы, «фантомные» планы). Особое место будет отведено разработке действенных схем стимулирования труда работников высшего управленческого звена. Среди инструментов нематериального стимулирования целесообразно использовать такие, как сертификат, подтверждающий профессионализм руководителя, гарантия перспективы карьерного роста, возможность стажировки за рубежом, корпоративная культура.

Особое внимание будет уделено применению статусного стимулирования, нацеленного на повышение заработной платы и укрепление положения ведущих специалистов в организации.

В области социальной защиты на втором этапе намечается сформировать развитую многоуровневую пенсионную систему, где государственная распределительная часть будет дополняться программами добровольного пенсионного страхования на рынке страховых услуг.

В качестве основного компонента сохранится распределительная пенсионная система, предоставляющая всем нетрудоспособным государственную пенсию на уровне, обеспечивающем базовые, основные потребности получателей.

В среднем пенсия по возрасту будет поддерживаться на уровне не менее 2, 5 бюджетов прожиточного минимума пенсионера.

Предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на отдаление фактического возраста выхода на пенсию, в том числе на основе личной заинтересованности в продлении периода трудовой активности. В результате активного сотрудничества нанимателей и профсоюзных организаций, представляющих интересы работников, широкое применение получат добровольные корпоративные программы пенсионного страхования, формирующие средства на старость в дополнение к государственной пенсии.

Постепенное приближение возраста выхода на пенсию к возрасту фактической утраты трудоспособности по старости позволит снизить нагрузку на пенсионную систему. При этом данный процесс должен быть увязан с демографическими тенденциями и социально-экономическими условиями.

Одновременно будут осуществляться меры, направленные на повышение востребованности пожилых людей на рынке труда, включая их переобучение, создание для них благоприятных условий и режимов труда.

В числе приоритетов политики социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, пожилых, многодетных семей). Система социальной защиты должна быть переориентирована с социальной помощи на адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество путем реализации мер по стимулированию их трудоустройства с учетом степени потери здоровья, развитию инклюзивного образования и др.

Основными направлениями социальной защиты в долгосрочной перспективе станут: повышение качества и доступности социального обслуживания, обеспечение сбалансированности спроса на социальные услуги с реальными потребностями, создание условий для расширения участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности, включая профессиональное переобучение, развитие гибких и нестандартных форм занятости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.