Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С умственной отсталостью. Семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его лечении






Семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его лечении. Невозможно достигнуть значительного успеха в лечебном и коррекционном педагогическом процессе, абилитации больного, помочь ему реализовать потенциальные возможности и достичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.

Изучены требования жизни и само бремя, которое несут родители умственно отсталых детей, а не только их невротические реакции, как это делалось прежде (Olshansky S., 1966). Выявлены также знания родителей и их отношение к психическому недоразвитию и то, как эти отношения могут нарушить развивающуюся идентификацию семейных ролей. Оказалось, что семейный климат зависит от многих факторов: когда и как родители узнали о неполноценности ребенка, типов реакций на диагноз, от размеров семьи, ее социально-экономического положения, амбиций, морально-психологической атмосферы и здоровья ее членов.

РАННЕЕ РАСПОЗНАВАНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И РЕАКЦИЯ СЕМЬИ

Ожидание родителями ребенка сопровождается боязнью самого процесса родов, его осложнений и, что особенно важно, страхом из-за возможных дефектов у новорожденного. Обнаружение у младенца одного из синдромов, сопровождающегося недоразвитием, падает на период, когда родители и физически, и психологически крайне ранимы. Естественно, для матери имеет большое значение, подготовит ли врач или другой представитель медицинского учреждения ее к такому известию, объяснит ли, какое будущее ожидает ребенка и чем семья ему сможет помочь. Иное дело, если мать сама внезапно поймет или, не будучи подготовленной, получит информацию, что родила аномального ребенка. Тогда размеры семейной катастрофы трудно предсказать, поскольку потрясенная мать, безусловно, будет видеть все в самом мрачном свете. Родители иногда немедленно отказываются от малыша или стремятся устроить его в стационар, не учитывая той большой пользы, которую ему принесет семейное воспитание. В это время семья нередко обращается к врачу за советом, следует ли отдать ребенка на воспитание в специальное учреждение, и если да, то когда лучше это сделать. Правильный совет может последовать лишь при хорошей ориентировке врача в психологическом состоянии матери и межперсональных отношениях в семье. Он должен указать, что основная ответственность за воспитание лежит на родителях и что для ребенка, в особенности отстающего в развитии, наилучшей средой, безусловно, является семья. В тех же случаях, когда имеется стойкое отрицательное отношение к ребенку, приходится рекомендовать детское учреждение.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОТСТАЛОСТИ В ДОШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ И ОТНОШЕНИЕ

СЕМЬИ К ЭТОМУ ФАКТУ

Если психическое недоразвитие не глубоко и не сопровождается аномалиями строения тела, то оно обычно распознается не ранее чем через несколько лет после рождения ребенка. Это открытие для семьи не будет столь внезапным и травмирующим. В настоящее время многие родители имеют представление об основных этапах развития детей или сравнивают их со сверстниками. Когда они отмечают отклонения в созревании своего ребенка, то сначала подозревают, а затем спустя некоторое время с помощью специалистов или самостоятельно приходят к выводу о возможной его неполноценности. Однако часто, обращаясь за советом, они не столько стремятся получить диагностическое заключение, сколько хотят услышать разуверения в серьезности положения, и в надежде на это ходят от одного специалиста к другому. Трудная задача врача заключается часто не столько в правильной формулировке диагноза, сколько в объяснении родителям их роли в стимуляции развития ребенка, т. е. того, как можно помочь ребенку в рамках семьи. Естественно, это следует делать с участием специалистов и соответствующих детских учреждений, чтобы достигнуть максимума потенциальных возможностей ребенка.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОТСТАЛОСТИ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ И ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ СЕМЬИ

У наибольшего числа детей с психическим недоразвитием диагноз ставится в 7-8 лет. Это связано с тем, что их подавляющее большинство имеют неглубокую степень умственной отсталости, которая проявляется лишь при начале обучения, во время освоения новой социальной роли — ученика школы. Распознаванию способствуют постепенно увеличивающаяся интеллектуальная нагрузка и возможность сравнения продуктивности у детей. Выявление отсталости в этом возрасте, а не позже имеет свои положительные стороны. Ребенок своевременно подключается к программе, отвечающей его возможностям и содержащей подготовку к посильному для него труду. Ни родители, ни учителя не будут принуждать его овладевать излишне сложным для него учебным материалом с риском декомпенсации и приобретения невротических наслоений из-за неспособности справляться с тем, что доступно окружающим его нормальным детям. В этот момент есть еще время для перестройки ролей членов семьи. Родителям приходится изменить планы на будущее ребенка, чтобы экспектации семьи соответствовали его возможностям. Желательно, чтобы они познакомились с теми семьями, в которых уже имеется опыт по воспитанию отсталых детей, с тем чтобы перенять необходимые навыки правильного отношения к ребенку и технику его воспитания.

 

ТИПЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ НА ПОЯВЛЕНИЕ В СЕМЬЕ ТЯЖЕЛОГО УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

Ум в представлениях людей является очень большой ценностью, и в связи с этим интеллектуальное недоразвитие рассматривается как серьезная и отчасти отталкивающая окружающих инвалидность. Это приводит к тому, что многие родители, впервые узнавшие об отсталости своего ребенка, оказываются тяжело потрясенными. И естественно, что каждый из них это событие переживает по-своему. Ниже описаны некоторые типы реакций родителей.

Дефект ребенка может интерпретироваться как собственная неполноценность, особенно когда родитель отождествляет себя с ним. Из-за этого резко страдают цели его жизни. Потеряв уверенность в себе, такая мать, например, не умеет организовать необходимый уход, не способна применить даже известные ей знания по воспитанию, теряется при каждом новом обнаружении проявлений болезни.

Родители, предчувствующие пренебрежение, жалость или удивление окружающих и утрату своего общественного престижа, начинают больше заботиться о том, чтобы ребенок лучше выглядел на людях, или даже скрывает его от людей. В такой борьбе за внешнее впечатление они могут «забыть» о необходимости уделять особое внимание корригирующему воспитанию. Стыдясь ребенка, они не замечают его действительных нужд.

Одновременное переживание и любви, и неприязни родителями к их детям, вероятно, очень интенсифицируется по отношению к умственно отсталому ребенку. Неспособность отсталого ребенка и его раздражающее поведение — источники дополнительных разочарований, они вызывают гнев, негодование, которые могут привести даже к желанию его смерти. В связи с этим можно ожидать несообразного поведения, проявляющегося то отвержением, то сверхопекой. В такой ситуации трудно систематически и упорно (а именно это требуется от родителей) заниматься тренировкой и воспитанием отсталого сына или дочери.

Постоянное чувство горя не должно рассматриваться как патологическая реакция у всех тех, кто имеет такого ребенка. Большинство родителей разочарованы в нем и опасаются за его будущее. Для некоторых же родителей диагноз психического недоразвития аналогичен отсутствию ребенка или даже его смерти, что приводит к реакции горя, сходной с такой, которая наблюдается при утрате любимого существа. В состоянии отчаяния родители не могут оказать должного внимания. Они либо парализованы своими переживаниями, либо не видят никакой перспективы в заботе о ребенке с таким недостатком. И в том и в другом случае вместо усиленного ухода и внимательного воспитания ребенок получает мало внимания или ничего вовсе, в связи с чем его состояние может только усугубляться.

Иногда один из родителей принимает роль мученика и жертвует всем во имя ребенка. Последний, таким образом, становится фокусом всех родительских устремлений в ущерб интересам других членов семьи. Это может привести к нарушению семейных отношений, включая конфликты между родителями, с другими детьми в семье и т. п. Умственно отсталый ребенок оказывается причиной обоюдных упреков и критики. Как правило, в этой ситуации ребенку, отстающему в развитии, не лучше, так как чрезмерная опека чаще всего выражается в том, что за него все делают, не позволяя пробовать свои силы и совершенствовать таким образом умения. Положение становится еще более трудным, если из-за него возникают конфликты, распадается семья. Настроение матери мешает ей заниматься воспитанием, передается ребенку, создавая условия для невротических и даже психотических реакций.

В некоторых случаях родители остро переживают критику их отсталого ребенка и реагируют негодующе и воинственно. В крайних случаях они отвергают само существование недоразвития, оправдывая недостатки ребенка, и ищут подтверждения у специалистов своего мнения. Если дефект сына или дочери отвергается искренне, то, естественно, родители мало что делают для воспитания, необходимого психически недоразвитому индивиду. Они не организуют корригирующего лечения, противятся тому, чтобы обучать ребенка по специальной программе. Все это в конечном итоге приводит к усугублению его состояния и невротическим реакциям на трудности жизни.

Вероятно, большинство родителей не способны осознать глубинные переживания, лежащие в основе их душевного дискомфорта, чувства депрессии и тревоги, появляющиеся, когда они оказываются перед фактом, что в семье имеется отсталый ребенок. Врачу же очень важно об этих механизмах знать, так как это дает ему дополнительные возможности для проведения психотерапии с родителями, а следовательно, через них и для помощи психически неполноценному ребенку. Нижеперечисленные внутренние конфликты родителей являются наиболее частыми (Roos Ph., 1975).

Обычно свои мечты о достижениях и счастье родители переносят на детей. Нередко через них они пытаются реализовать свои неосуществленные стремления. Отсталый же ребенок оказывается совершенно неподходящим для этого средством. Такое разочарование — плохой помощник воспитателю. Не видя возможности осуществить свои амбиции, родитель не сможет заметить реальных успехов ребенка и помочь ему совершенствовать его скромные возможности для социального приспособления.

Человеческое стремление к душевному контакту редко осуществляется полностью. Некоторым очень трудно разделить свои переживания даже с родителями и близкими. Им хочется в собственном ребенке найти существо, способное на тонкую душевную близость и понимание. Такая надежда могла сформироваться в воображении еще до рождения ребенка. Эта надежда рушится из-за относительной неспособности отсталого ребенка к общению или из-за его невозможности ответить на попытки родителя достигнуть полного взаимопонимания. В силу этого, осознавая, что его ребенок отсталый, родитель нередко не идет даже на возможное сближение с ним. При отсутствии желаемого душевного резонанса родитель не сможет заметить и тех переживаний, на которые способен отсталый, и тем самым лишит его своей эмоциональной поддержки, столь необходимой для обучения и приспособления к жизни.

Психическое недоразвитие ребенка оживляет тревоги, связанные с чувством беспомощности, которые драматически напоминают родителю, что его мечты могут быть целиком уничтожены и что ни он, и никто другой не могут ничего с этим сделать. Из-за подобных мыслей родители опускают руки, перед лицом своей незащищенности от трудностей они не могут заставить себя сделать необходимое усилие для обслуживания и лечения ребенка.

Иногда отец или мать, узнав об отсталости ребенка, задают себе вопрос: «Почему у меня?» Они оказываются сраженными грандиозностью кажущейся несправедливости. В своих отчаянных поисках ответа на этот вопрос они думают о своей тяжкой виновности, за которую несут наказание, либо приходят к мысли о том, что в природе нет справедливости. Первая мысль вызывает у родителей чувство вины, угрызения совести, само- и взаимообвинения, а последняя — может угрожать их этическим или моральным устоям. «Искупление вины», как правило, сказывается в чрезмерной заботе о ребенке, приводящей к почти полному параличу его активности и к дальнейшей его неприспособленности, лишению возможности мобилизовать свои имеющиеся потенции для социальной адаптации. Во втором случае поведение родителя может носить непоследовательно «психопатический характер». Вразрез со всеми социальными нормами он может требовать компенсации за свои страдания, публично отказываться от обязанностей воспитателя или добиваться немедленного исправления всех недостатков ребенка.

Не так уж редко людям не удается осуществить свои детские и юношеские мечты в профессиональном плане, стать яркими и значительными личностями в обществе. В этом случае у них может появиться стремление занять важную и социально значимую позицию в семье — роль мужа, отца, матери, жены и т. п. Внезапное крушение надежд, неспособность выполнения родительских ролей согласно своему идеалу при появлении в семье отсталого ребенка могут привести некоторых из них к мыслям о собственной ничтожности и никчемности в обществе. У них пропадают стимул и смысл жизни, и они действительно перестают справляться с родительскими обязанностями.

Обычно родители стремятся предугадать будущее своего ребенка, с воодушевлением ожидая таких событий, как посещение школы, успехи в ней, в спорте, думают о браке, о профессиональных достижениях сына или дочери и т. д. Естественно, что родители поддерживают оптимистическую ориентацию на будущее. Семья с отстающим в развитии ребенком, с другой стороны, вероятно, предвидит его будущее как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Родители боятся, что их ребенок предстанет перед такими психическими травмами, как учебные неудачи, неспособность посещать массовую школу, работать, жить независимо, быть обреченным на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несет ничего хорошего, в связи с этим они живут прошлым, сменив оптимистическое отношение к жизни на пессимистическое, давая ребенку намного меньше того, что могли бы дать.

Видя символическое продолжение своей жизни в детях, а затем и во внуках, родители умственно отсталого переживают, кроме всего прочего, еще и возможность прекращения их рода, особенно если этот ребенок — единственный.

Описанные страдания родителей, условно сведенные в ряд вариантов, могут встречаться у одних и тех же людей одновременно или последовательно. Как правило, они продолжаются очень длительно, реже — кратковременны и неглубоки.

Переживания способны надолго дезорганизовать поведение родителей, мешая им выполнять свою роль по отношению к ребенку с нарушениями развития. В этом случае прямая обязанность врача — распознать особенности душевного конфликта, облегчить страдания, исправить отношение к воспитательским обязанностям. Без этого невозможно осуществлять продуктивное лечение и социализацию ребенка.

В связи с появлением в семье отсталого ребенка у родителей, если не возникает ощущение особенно тяжелой катастрофы, вырабатывается новая жизненная ориентация (Menolascino F. J., Egger M. L., 1978). Зная и правильно оценивая эту ориентацию, удается учесть ее влияние на процесс лечения и абилитации ребенка, а также дать соответствующие советы и назначения для родителей.

Рождение больного ребенка травмирует матерей, нарушает психическое здоровье и меняет жизненный стереотип. Катамнез показывает преобладание у матерей аффективных расстройств. Характер психопатологии зависит от периода заболевания, преморбидных особенностей и факторов социального убеждения. Динамика психогенного заболевания — смена острой психопатологии затяжными невротическими, а затем формирование патологического развития. Затяжной характер стресса приводит к развитию психосоматических расстройств, наряду с психопатологическими. И те и другие наиболее выражены у акцентуированных личностей. В этом случае необходима реабилитация — психотерапия, медикаменты, социотерапия с учетом премор-бида и возникновения в семье сложных семейных проблем. Эффективность мероприятий зависит от своевременного помещения больного ребенка в специализированное учреждения.

Р. Ф. Майромяном (1976) с помощью клинико-психологического метода были изучены 102 матери, имеющие тяжело и глубоко умственно отсталых детей, которые были помещены в специализированные интернаты. У 39 из них были акцентуация личности. В 43 семьях больной — единственный ребенок, в 54 имеется еще один здоровый ребенок, в 5 семьях — два здоровых ребенка. 92 матери положительно относились к беременности. У них, после того как они узнавали диагноз, в большей части случаев (48%) возникали депрессии, в том числе и с идеями самообвинения, менее чем в 20% — тревога, в 16, 7% было суицидальное поведение, в 24, 5% наблюдались аффективно-шоковые и истерические расстройства. Часто (22, 4%) появлялись психосоматические расстройства в форме дисменореи, субфебрилитета, поседения, похудания. Острый период продолжался от нескольких месяцев до двух лет. Особенно тяжело переживалось рождение больного первенца. 35 женщин, главным образом не акцентуированных личностей, смогли адаптироваться к драматической ситуации. Они реалистически оценивали ситуацию, принимали рекомендации врачей о целесообразности помещения ребенка в специализированное учреждение, справлялись со своими обязанностями. Кратковременные невротические реакции, неустойчивость аффекта, бессонница, головные боли не сказывались на их общем состоянии, они справлялись со своими домашними и служебными обязанностями.

Сплотиться вокруг больного ребенка удалось лишь 28 семьям. Остальные семьи распались, не выдержав бремени переживаний и ответственности за судьбу ребенка-инвалида.

Дальнейшая динамика психогенных расстройств у матерей зависела от сохранения целостности семьи, наличия здоровых детей, рождения здорового ребенка, госпитализации больного. В восстановлении психического здоровья большую роль играли преморбидные особенности личности.

2/3 детей воспитывались семьями дома. Необходимость физического напряжения в процессе обслуживания детей отягощала положение родителей. В течение более позднего, второго периода депрессии у матерей смягчались, а тревога усиливалась. В это время у акцентуированных матерей возникали истерические расстройства. Депрессивные идеи самообвинения ослабевали, но оставалась жертвенная жизненная позиция. Тревожная депрессия сохранялась у 35% женщин, были фобии смерти, удушья, сумасшествия. Астеническая и апатическая депрессии отмечались у 20%. У многих женщин изменился характер психологической защиты. Исчезли или ослабели чувства вины. 19 детей воспитывалось по типу гиперопеки, часть матерей работали в том же интернате, где находился ребенок. У некоторых женщин отмечался механизм переноса вины на других. Реже они отрицали диагноз, игнорировали врачебные рекомендации и переходили от одного врача к другому в надежде получить оптимистический прогноз состояния ребенка. У подавляющего большинства родительниц возникали соматические расстройства: ВСД (вегетососудистая дистония), тики, дисменорея, гипертония, мигрень, дискинезия ЖКТ (желудочно-кишечного тракта). Во время этого периода изменился социальный статус матерей — они не могли работать вне дома, оставили учебу, изменили характер работы. Распалась половина семей. У 40% большей частью акцентуированных женщин психические и соматические расстройства стали хроническими. Этому способствовали распад семьи, отсутствие других детей, смерть членов семьи.

В то время, когда детям-инвалидам становилось четыре и более лет, только треть матерей смогло адаптироваться к трудной жизненной ситуации.

У братьев и сестер в этих семьях, переживавших отрицательные психологические влияния, нередко возникали заикание, энурез и другие невротические реакции.

 

ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ СТРЕССА ОТ ВПЕРВЫЕ ПОСТАВЛЕННОГО ИХ РЕБЕНКУ ДИАГНОЗА ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИ ЕГО ВОСПИТАНИИ

Родителей во время стресса от впервые поставленного их ребенку диагноза тяжелой умственной отсталости необходимо поддержать, дать необходимые объяснения, раскрывающие истинное состояние ребенка и перспективы его развития, которые бы подчеркнули желательность планирования отдаленного будущего ребенка лишь по мере его созревания и уточнения его возможностей. Следует также подготовить обоих родителей к активному участию в жизни и воспитании ребенка, от чего будет зависеть его развитие.

Помощь родителям, переживающим потрясение из-за невозможности осуществить амбиции в отношении оказавшегося отсталым ребенка, различна. Тем, у кого имелись характерологические особенности или невротические симптомы до рождения ребенка, необходимо назначить соответствующее психотерапевтическое или медикаментозное лечение. Тяжело переживающим психически полноценным родителям необходима моральная поддержка, обсуждение с ними родительских ценностей и обязанностей и их важности для воспитания. Необходимо обратить их внимание на имеющиеся привлекательные особенности ребенка, указать на то, как он нуждается во всемерной и умелой заботе.

Наиболее часто наблюдаются разочарования и отчаяние родителей в связи с неспособностью преодолеть возникающие житейские трудности, сопровождающие уход за отсталым ребенком и его воспитание. Даже понимая свои обязанности и душевно принимая больного, мать может быть не в силах обслужить его, в особенности если у него гиперактивное поведение или в семье имеются другие маленькие дети. Как правило, в таком же трудном положении оказывается мать после распада семьи. Тяжесть возникновения у нее отчаяния зависит от выраженности и множественности проявлений неполноценности у ребенка, размеров семьи, эмоционального климата, материального благополучия, территориальной близости к необходимым медико-педагогическим учреждениям и т. д. Усложняют положение семьи слабое понимание врачами реальных родительских требований и недостаточность медико-педагогических учреждений, консультирующих и осуществляющих помощь. Врачи не всегда учитывают различия между семьями, имеющими детей с неррозами, и детей с психическим недоразвитием. Не следует понимать причину дезадаптации родителей только как следствие их невротического состояния, надо думать о реальных трудностях воспитания. Некоторые специалисты рассматривают умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагают родителям прекратить борьбу за улучшение в их развитии, с тем чтобы отдать ребенка в специализированное учреждение. Даже если это и не говорится то, родители все равно не получают необходимую помощь.

Врачи должны обеспечить семье ту помощь, в которой она нуждается (психиатрический диспансер, детсад для отсталых детей, специальная школа и т. д.). В зависимости от возраста ребенка и выраженности трудностей он может обслуживаться на дому, направляться в детсад на постоянное посещение или на время (для отдыха матери), снабжаться специальными приспособлениями для ухода и т. д. Таким образом, правильное понимание специалистами нужд семьи и ее поддержка в сочетании с разумным использованием возможностей учреждений могут эффективно смягчить переживания родителей и в то же время уменьшить число направлений детей в специализированные учреждения. Трудности в семьях с умственно отсталыми детьми возникают на разных этапах жизни ребенка, так как с возрастом его требования увеличиваются. Поэтому родителям необходимо поддерживать постоянную связь с врачами, специальными психологами, специальными педагогами (дефектологами).

Рождение неполноценного ребенка приравнивается по степени тяжести стресса к переживаниям утраты супруга, тюремному наказанию. В этот момент жизни нарушаются семейные отношения, особенно между родителями и детьми. Наибольшие трудности возникают при рождении детей, у которых еще имеются и внешние дефекты. Искаженное поведение родителей в связи с переживаемым стрессом приводит к нарушению взаимодействия с социумом (родственниками, знакомыми, врачами, педагогами); расстройству супружеских и других семейных отношений (искажению позиции отца, заброшенного в этой ситуации); нарушению репродуктивного поведения (при небольшом риске отказываются зачать, а при большом — страстно желают это сделать). У родителей складываются неверные представление об отсталом ребенке, возможностях его лечения и воспитания (даже декларируя понимание, их поведение отражает надежду на изменение диагноза). Эти представления родителей — их средства психологической защиты, возникающие даже и при легкой отсталости детей. Степень дезадаптации родителей зависит от их отношения к недоразвитию, его тяжести, предполагаемых ими последствий и их ценностных ориентации. Медико-генетическую консультацию семьи желательно совмещать с психолого-педагогическими советами. Следует дать информацию об особенностях состояния ребенка, его возможностях, развитии, обучении. Необходимо оптимизировать отношения в семье через принятие адекватных ролевых позиций. К сожалению, в среднем для 50% семей, обратившихся за консультациями, они оказываются бесполезными. Половина недопонимает полученную информацию. Не более 25% усваивают полученное. На эти результаты влияет плохая подготовка семьи в женской консультации, неполное восстановление психических функций у тяжело соматически больного ребенка, низкий уровень образования родителей, время, прошедшее после рождения ребенка и постановки диагноза. Имеет значение психическое состояние родителей, предубеждения, ожидания, а также особенности личности консультанта. Психокоррекционную работу приходится проводить с учетом сказанного (Семаго М. М., 1992).

Семья с умственно отсталым ребенком находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Недоучет индивидуальных особенностей общения такого ребенка с родителями может обострить противоречия между возможностями ребенка и требованиями общества.

Особенности психологии родителей, имеющих детей-инвалидов, можно показать на примере семей с детьми, страдающими болезнью Дауна. Эти родители отличаются повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, чувством неполноценности. У них завышенная оценка ребенка, трепетное к нему отношение, стремление, хотя бы внешне, сделать его лучше. Чувства к ребенку — амбивалентные (любовь и неприязнь), постоянное сокрытие разочарования, гнева, очень негативное отношение к недоразвитию ребенка и постоянная боязнь того, что произойдет с ребенком в будущем. Депрессия и тревога, беспомощность, переживание несправедливости, которые возникают под влиянием многих морально-психологических факторов, личностных качеств и особенностей отношений в семье, накладывают отпечаток на все сферы жизни и деятельности семьи и неизбежно ведут к деформации отдельных сторон личности родителей. Для таких семей характерны переживания обременительности обязанностей, заниженный уровень требовательности к ребенку, непонимание потребностей ребенка. Они вынуждены смягчать авторитарность воспитания, что обусловлено ограниченными способностями ребенка и его недостаточным общением. На передний план выступает жертвенность матери и в то же время ее постоянная потребность в поддержке и опоре, постоянная вынужденная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью возможностей. Еще одна особенность семей — их либеральное отношение к любым сексуальным проявлениям ребенка. В тех случаях, когда семья сохраняет свою целостность, между супругами устанавливаются отношения партнерства и дружбы, что связано с необходимостью объединения усилий для совместного противостояния, как они думают, негативному отношению общества. Воспитание ребенка сверхопекающее или противоречивое — то сверхза-щищающее, то отвергающее. Критика в адрес больного со стороны окружающих не принимается, отвергается факт его отставания. Отношение к ребенку из-за его большой беспомощности — опекунское, покровительственное. Обременительность родительских обязанностей, ощущения бесплодности воспитания приводят к ошибкам, эпизодичности и непоследовательности в воспитании. Уровень требовательности к ребенку часто занижен, что связано с незнанием его потенциальных возможностей, а это не позволяет развить у него необходимые для адаптации качества.

Рекомендации специалистов этим семьям должны предусматривать все то, что поможет интеграции ребенка в общество: сообщение оптимальной информации по физиологии, психологии и педагогике аномальных детей, перспективах развития. Кроме того, следует предоставить сведения о возможностях медицинских, психологических и социальных служб и побуждать обращаться за помощью к специальным педагогам (дефектологам) и к психотерапевтам для поддержания благоприятного психологического климата в семье. С целью снижения эмоционального напряжения и тревожности, чувства беспомощности и вины нужна психологическая помощь, клубы неформального общения семей, общины для проживания подросших инвалидов, имеющих стареющих родителей (Устимова Т. А., 1998).

В работе с родителями умственно отсталых детей следует соблюдать тактичность, убеждать их в необходимости, по мере возможности жить с ребенком нормальной жизнью, развивая его и обучая навыкам самообслуживания. Необходимо помочь родителям адаптировать детей к окружающей действительности, сформировать адекватное представление о месте их в обществе (Галкина Е. В., 2001).

В завершении раздела следует отметить, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и поведенческой патологии. Влияние патологического фактора (до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных (Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Михайлова Е. В., 2002).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абушева 3. Ф. с сотр. Анализ адаптационных возможностей учеников вспомогательных школ с нарушениями поведения // Всесоюзная научно-практ. конферен

ция по детской психиатрии. Вильнюс, 1989. С. 194-105.

2. Авруцкая И. Г. Динамика осложненных форм интеллектуальной недостаточности детей в процессе медикаментозной терапии. Канд. дисс. М., 1983.

3. АзбукинД. И. Клиника олигофрении. М., 1936.

4. Андреева С. В. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Псков, 1998.

5. Астапов В. Н. Введение в дефектологию. М., 1994.

6. Акберова С. А., Менделевич Д. М., Студенцова И. А. Влияние димефосфона и ноотропила на бета-активность головного мозга у детей, страдающих эпилепсией с интеллектуальной недостаточностью // 12 съезд психиатров России. М., 1995. С. 359-360.

7. Благосклонова Н. К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография. М.: Медицина, 1994.

8. Блейхер В. М., Крук И. В. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

9. Богданова Е. И. Лечение различных форм олигофрении // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. 49 с.

 

10. Булахова Л. А. Умственная отсталость вследствие внутриутробной метаболической интоксикации при наследственных энзимопатиях у матерей // Организационные и клинические проблемы детской неврологии и психиатрии. М., 1994.

11. Буторина Н. Е., Бецков С. Г., Буторин Г. Г. Особенности агрессии у лиц молодого возраста с легкой умственной отсталостью // Соц. и клиническая психиатрия. 2002. № 2. С. 46-49.

12. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

13. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М, 1997.

14. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.

15. Воронков Б. В. Некоторые особенности динамики психического развития олигофренов в пубертатном возрасте // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 53-55.

16. Воронцова Г. С. О реактивных истерических состояниях при олигофрении // Врачебно-трудовая экспертиза при олигофрении. М., 1965. С. 42-49.

17. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. М., 1995. С. 8-11.

18. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии М., 1994.

19. Галанин И. В., Говенько Ф. С, Шустин В. А. Нейротрансплантация эмбриональной нервной ткани в психиатрии и неврологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1999. № 3. С. 28-34.

20. Герасимова Э. В., Коцюбинский А. П. К вопросу о психозах у детей с психическим недоразвитием в степени имбецильности // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 89-95.

21. Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск.: ТГУ, 1994.

22. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М., 1932.

23. Гурович И. Я., Волошин В. М., Голланд В. Б. Актуальные проблемы детской психиатрической службы в России // Соц. и клиническая психиатрия. 2002. № 2. С. 15—18.

24. Гуськов В. С. с сотр. Неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при дебильности в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1983. Вып. 10. 1556 с.

25. Дементьева Н. Ф., Казаков М. С. Психопатоподобные расстройства у лиц с выраженной умственной отсталостью // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. 36 с.

26. Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.

27. Детская психоневрология / Под. Ред. Л. А. Булаховой. Кшв: Здоров'я, 2001.

28. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996.

29. Добряков И. В. Перинатальная психиатрия, определение понятия, особенности и задачи // Перинатальная психология и медицина. СПб., 2001.

30. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: Школа-Пресс, 1999.

31. Ермолина Л. А. с сотр. О корреляциях степени интеллектуального дефекта и структуры психопатологической симптоматики при осложненных формах олигофрении у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984. С. 162-164.

32. Ермолина Л. А. Умственная отсталость и девиантное поведение в подростковом возрасте // Всесоюзная научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. Вильнюс, 1989. С. 127—129.

33. Ефремов К. Д. Клинико-электрофизиологическое изучение поражения головного мозга у детей с некоторыми формами общего психического недоразвития. Канд. дисс. Л., 1974.

34. Ефремов К. Д., Поппе Г. К. Судорожная готовность головного мозга у детей с некоторыми формами олигофрении // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 95-98.

35. Ефремов К. Д. Внутренняя картина болезни и некоторые механизмы психосоматической дестабилизации у детей с ангиодистонией // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 44-48.

36. Жарницкая Д. 3. О специфическом олигофренном психозе с затяжным течением //Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 84—89.

37. ЖурбаЛ. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981.

38. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

39. Зайцев Д. А. К методике расчетов распространенности олигофрении в детской популяции // Всесоюзная научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. Вильнюс, 1989. С. 131—132.

40. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины 20 века. М.: Образование, 1995.

41. Занков Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.

42. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М„ 1980.

43. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., ИСП и П., 1998.

44. Иванов Е. С, Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость? Руководство для родителей. СПб., 2000.

45. Исаев Д. Д. О сексуальных девиациях и перверзиях при шизофрении, психопатиях и олигофрении у подростков мужского пола // Журнал неврологии и психиатрии. 1987. Вып. 10. 1522 с.

46. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982.

47. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.

48. Исаев Д. Н., Поппе Г. К. Об электроэнцефалографической характеристике клинических форм олигофрении у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 1968. Вып. 10. 1496 с.

49. Исаев Д. Н., Лычагина Л. И. Психологические особенности детей с разными формами олигофрении по результатам исследования методикой Векслера // Проблемы психопатологии детского возраста. Л., 1971. 67 с.

50. Исаев Д. Н., Коцюбинский А. П. Структурные особенности психозов у детей с олигофренией //Журнал неврологии и психиатрии. 1972. Вып. 9. С. 1357-1361.

51. Исаев Д. Н., Панасюк А. Ю., Орехова Г. И., Пукшанская С. М. Возрастная динамика структуры интеллектуальной деятельности детей // Психосоматическое развитие и норма реакции. М., 1975. С. 56-64.

52. Исаев Д. Н. Психозы и формы общего психического недоразвития // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 75-84.

53. Исаев Д. Н., Поппе Г. К., Ефремов К. Д. с сотр. Возрастной подход к диагностике общего психического недоразвития // Журнал неврологии и психиатрии. 1977. Вып. 10. 1559 с.

54. Исаев Д. И., Микиртумов Б. Е. К систематике психопатоподобных расстройств у детей и подростков с общим психическим недоразвитием // 4 Всероссийская конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М, 1978. С. 150—152.

55. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986.

56. Казаков М. С. Психокоррекция больных олигофренией с психопатоподобными расстройствами // Соц. и клиническая психиатрия. 2002. № 2. С. 97-99.

57. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев.: Вища школа, 1987.

58. Каубиш В. К. Реабилитация детей с осложненной выраженной умственной отсталостью // Всесоюзная научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. Вильнюс, 1989. С. 143-144.

59. Клиническое руководство: Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств / Под ред. В. Н. Краснова, И. Я. Гуревича. М., 2000.

60. Князькина Ю. П. К вопросу о возрастной динамике олигофрении // Актуальные вопросы ВТЭ и социально-трудовой реабилитации инвалидов. Красноярск, 1973. С. 105-113.

61. Ковалев В. В., Маринчева Г. С, Ермолина Л. А. Нарушения поведения у детей с умственной отсталостью // Журнал неврологии и психиатрии. 1986. Вып. 10. С. 1511.

62. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.

63. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: Гиппократ, 1995.

64. Коробейников И. А., Маринчева Г. С. Психическое недоразвитие: традиции, реальность, перспективы // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. № 4. 70 с.

65. Коцюбинский А. П. Психозы и реактивные состояния у детей с астенической формой олигофрении // Труды Ленинградского педиатрического мед. института. Л., 1971. С. 86-93.

66. Крыжановская И. Л. Сравнение результатов клинико-эпидемиологического исследования умственно отсталых детей сирот и умственно отсталых детей, воспитывающихся в семье // Журнал неврологии и психиатрии. 1990. Вып. 3. С. 75.

67. Крыжановская И. Л. Значение средовых факторов в формировании нарушений поведения у детей с легкой умственной отсталостью // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. С. 118-120.

68. Кузнецов И. А. Нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Пермь. Канд. дисс, 1996.

69. Кузьмина В. К. Неврозо- и психопатоподобные синдромы и их влияние на работоспособность детей-олигофренов//3 Всесоюзный съезд психологов. М., 1968. Вып. 1.

С. 419- 420.

70. Лебединская К. С. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. Учащиеся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1988. С. 135- 159.

71. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.

72. Леонтьев А. Н. Принципы психического развития ребенка — проблема умственной недостаточности // Проблемы развития психики. М., 1965. С. 526.

73. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.

74. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

75. ЛурияА. Р. Умственно отсталый ребенок. М.: АПН, 1960.

76. Лычагина Л. И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с ЗПР и умственной отсталостью степени дебильности. Канд. дисс. Л., 1987.

77. Майромян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Канд. дисс. М., 1976.

78. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.

79. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика, 1989.

80. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

81. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.

82. Маринчева Г. С, Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М.: Медицина, 1988.

83. Маринчева Г. С, Вроно М. Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М.: Медицина, 1999. С. 612— 680.

84. Марцинкевич Н. Е. Особенности обмена биогенных аминов у детей с общим психическим недоразвитием. Канд. дисс. Л., 1977.

85. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

86. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной

школы. Л., 1986.

87. Матусова С. И., Исаев Д. И. О случаях маниакально-депрессивного психоза на фоне олигофрении // Журнал неврологии и психиатрии, 1966. Вып. 4. С. 620— 624.

88. Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных// Проблемы олигофрении. М., 1970. С. 19— 27.

89. Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001.

90. Миронов Н. Е. Критерии оценки социального функционирования и стандартизации социальной недостаточности умственно отсталых подростков // 12 съезд психиатров России. М., 1995. С. 92- 93.

91. Мнухин С. С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей//Труды института им. В. М. Бехтерева, 1961. Т. 25. С. 67- 76.

92. Мнухин С. С. Об особенностях эпилептических и эпилептиформных проявлений у детей-олигофренов // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 16-21.

93. Мнухин С. С, Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация. Л., 1965. С. 177.

94. Мнухин С. С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей // Труды ЛПМИ.Т. 51. Л., 1968.

95. Мнухин С. С, Исаев Д. Н. Психозы у олигофренов // Вопросы психиатрии и невропатологии. Л., 1968. Вып. 13. С. 149- 157.

96. Наследственные нарушения нервно-психического развития детей / Под ред.

П. А. Темина, Л. 3. Казанцевой. М.: Медицина, 2001.

97. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия /Составитель Л. М. Шипицына. СПб.: ИСП и П., 1997.

98. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2000.

99. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1969.

100. Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз, 1938.

101. Панасюк А. Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей. Канд. дисс. Л., 1976.

102. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М.: Изд. АПН, 1959.

103. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд.АПН, 1963.

104. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: ACADEMIA, 2002.

105. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962.

106. Попов В. Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребенка. Канд. дисс. СПб., 1998.

107. Попов В. Н. Изменения соматопсихического состояния детей, воспитывающихся в психоневрологическом доме ребенка, при госпитализации // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 119— 123.

108. Поппе Г. К. Клинико-психологические особенности олигофренов-дошкольников // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. С. 28— 35.

109. Порция Л. И. Возможности и степени компенсации дебильности в условиях организованного медико-педагогического воздействия. Канд. дисс. Ижевск, 1963.

110. Рабинович С. Я. К вопросу о классификации олигофрении // Вопросы детской психиатрии / Под ред. Г. Е. Сухаревой. 1940. С. 113—134

111. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М, 1986.

112. Рукавишников В. М. Использование пептидных биорегуляторов в комплексном лечении больных с психическими нарушениями вследствие органического поражения головного мозга. Канд. дисс. СПб., 1993.

113. Рычкова Л. С. Роль средовых факторов в возникновении школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью // Конгресс по детской психиатрии. М., 2001. С. 360-361.

114. Самодумская Е. Н. Клинический анализ психопатоподобного поведения при резидуальной олигофрении // 1-ая Всесоюзная конференция по психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 246-248.

115. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001.

116. Семке В. Я. Превентивная психиатрия. Томск: ТГУ, 1999.

117. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966.

118. Сосюкало О. Д. К вопросу отграничения так называемых психозов у олигофренов от пфропфшизофрении // Проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1964. С. 117-125.

119. Сорокин В. М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи. М., 1998.

120. Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности / Под ред. А. Левина, Н. Ласкевич. Минск, 1996.

121. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999.

122. Стернина Т. 3. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью//Дефектология. 1988. № 3.

123. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М.: Медицина, 1965.

124. Сухотина Н. К., Ермолина Л. А., Сосюкало О. Д. и др. Сравнительный анализ показателей нервно-психического здоровья детей, облученных на различных стадиях онтогенеза в результате аварии на ЧАЭС // 12 съезд психиатров России. М., 1995. С. 177-178.

125. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., 1999.

126. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормального и ненормального. Пп, 1925.

127. Устинова Э. В. Имбецильность легкой степени у детей школьного возраста//Журнал неврологии и психиатрии. 1989. Вып. 3. С. 28.

128. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.

129. Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. М.: УРАО, 2001.

130. Фрейеров О. Е. Легкие степени олигофрении. М.: Медицина, 1964.

131. Фрейеров О. Е. Клиника олигофрении, осложненных психопатическими особенностями личности, в практике судебной и трудовой экспертизы // Проблемы олигофрении. М., 1970. С. 38-46.

132. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.

133. Чуркин А. А. Социальные факторы и инвалидность вследствие психических заболеваний // Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: Медицина, 2001. С. 296-314.

134. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.: РМАПО, 1997.

135. Шипицына Л. М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии //Дефектология. 1999. № 1.

136. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.

137. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995.

138. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Великобритания, 1992.

139. Шипицына Л. М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи. М., 1998. С. 19-28.

140. Шипицына Л. М. Социальная и педагогическая интеграция проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001. С. 15—19.

141. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

142. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Т. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М.: Медицина, 1978.

143. Юркова И. А. О динамике клинических проявлений олигофрении // Проблемы олигофрении. М., 1970. С. 28-37.

144. American Association on Mental Retardation: Mental Retardation: Definition, Classification, and Systems of Supports. American Association on Mental Retardation Washington, DC, 1992.

145. Bakk A., Grunewald K. Omsorgsboke. Liber Utbildning. Stockholm. 1993 / Перевод со шведского. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой

умственного развития. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2001.

146. BarqffG. S. Mental Retardation. 3th. Ed. Hemisphere P. G. Washington, 1999.

147. Behrman R., Vaughan V. / Пер с англ. Руководство по педиатрии. Т. 2. М.: Медицина, 1987.

148. Benda С. Е. Developmental Disorders of Mentation and Cerebral Palsies. Grane & Stratton. New York, 1952.

149. Clinical Psychiatry Kaplan H. I., Sadock B. J. Williams & Wilkins. Baltimore. 1988 / Пер. с англ. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. Т. 2. М.: Медицина, 1994.

150. Classification of Mental Retardation. Supplement to The American Journal of Psychiatry. 1972. N 11.

151. Comer R. J. Fundamentals of Abnormal Psychology. W. H. Freeman and Co. New York.

2001. Пер. с англ.

152. CromeL. С, SternJ. Pathology of Mental Retardation. J. & A. Churchill, London, 1967.

153. Chronic Mental Illness in Children. Ed. J. G. Looney. American Psychiatric Press. Washington. 1988.

154. Current Approaches to Down's Syndrome. Ed. D. Lane, B. Stratford. Holt. London.1985. Пер. с англ. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна и

Б. Стретфорда. М.: Педагогика, 1991.

155. Cytrin L., Lourie R. Mental Retardation // Comprehensive Textbook of Psychiatry. Freedman A. M, Kaplan H. I., Sadock B. J. Williams & Wilkins. Baltimore. 1975. V. 1. P. 1158

156. Diagnostic and Statistical Manuel of Mental Disorders. 4th. Washington, 1994.

157. DornerK., Plog U. Irren ist Menschlich. Psychiatrie-Verlag. Bonn. 1996. Перевод с немецкого. Дёрнер К., ПлогУ. Заблуждаться свойственно человеку. СПб.: СПбНИПИ, 1997.

158. Dykens Е. M., Hodapp R. M., Evans D. W. Profiles and development of adaptive behaviorin children with Down syndrome. Am J Ment Retard 98: 580, 1994.

159. Dykens E. M., Hodapp R. M., Walsh K, Nash L. J. Profiles, correlates and trajectories of intelligence in Prader-Willi syndrome. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 31: 1125, 1992.

160. EsquirolJ. E. D. Des maladies mentales. Paris, 1838.

161. Erikson E. H. Childhood and Society. Norton & Co. New York, 1963 / Пер. с англ. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Унив. книга, 1996.

162. Feinstein С, Reiss A. L. Psychiatric disorders in mentally retarded children and adolescents. Child Adolesc. Psychiatr. Clin. North Am. 5: 827, 1996.

163. Grossman H: Classification in Mental Retardation, rev 3. American Association of Mental Deficiency, Washington, DC, 1983.

164. Handbook of Neurodevelopmental & Genetic Disorders in Children. Guilford Press. 1999.

165. Hassibi M., Chess S. Mental Retardation // Child Development in Normality and Psychopathology. Ed. J. R. Bemporad. Brunner/Mazel. New York, 1980.

166. Harris J. С Developmental Neuropsychiatry, vols. 1 and 2. Oxford University Press, New York, 1995.

167. Haskell P. H.: Mental deficiency over a hundred years. Am J Psychiatry 100: 107, 1944.

168. Handbook of Assessment in Childhood Psychopathology. Ed. С L. Frame and J. L. Matson. Plenum Press. New York, 1987.

169. Hilliard L. Т., Kirman В. Н. Mental deficiency. J. & A. Churchill. London, 1965.

170. Hodapp R. M.: Development and Disabilities: Mental, Motor, and Sensory Impairments. Cambridge University Press, New York, 1998.

171. Hodapp R. M., ZiglerE.: Past, present, and future issues in the developmental approach to mental retardation. In Manual of Developmental Psychopathology, vol. 2, D. Cicchetti, D Cohen, editors, Risk, Disorder, and Adaptation. Wiley New York, 1995.

172. Hofer G. Oligophrenie // Psychiatrie. Herausgegeben von K. P. Kisker. Georg Tieme. Stuttgart. 1991. Пер. с нем. Психиатрия / Ред. К. П. Кискер и др. 1999.

173. International Statistical Classification of Diseases. Geneva. WHO. 1992. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). СПб.: АДИС, 1994.

174. Jervis G. A. Mental Deficiency // American Handbook of Psychiatry. New York. 1959. V. 2.

175. Iivanainen M. A Study on the Origins of Mental Retardation. W. Heineman. London, 1974.

176. KannerL. Child Psychiatry. Charles С Thomas. Spriengfield, 1948.

177. Kauffman J. M., Payne J. S. Mental Retardation. С E. Merrill P. С Columbus. 1975.

178. Kaufmann W. E., Reiss A. L: Molecular and cellular genetics of fragile X syndrome. Am J Med Genet 88: 11, 1999.

179. King B. H, Hodapp R. M., Dykens E. M. Mental Retardation // Comprehensive Textbook of Psychiatry. Sadock B. J. and Sadock. Williams & Wilkins. Baltimore, 2000.

180. Kirman В. Н. The Mentally Handicapped Child. Nelson. London, 1972.

181. Kaplan H. I., Sadock B. J. Пер. с англ. Клиническая психиатрия / Ред. Каплан Г., Сэдок Б., М.: Гэотар Медицина, 1998.

182. Klinische Psychologie — Psychotherapie. Herausgeben U. Bauman, M. Perez. Verlag Hans HuberAG, 1998.

183. Kohler Ch. Les deficiences intellectuelles chez l'enfant. Paris, 1963.

184. Korkman M., Pesonen A. E: A comparison of neuropsychological test profiles of children with attention deficit-hyperactivity disorder and or learning disorder. J Learn Disabil 27: 6, 1994..

185. Jordan Т. Е. The Mentally Retarded. С. Е. Merrill. Columbus, 1972.

186. Lambert N, Nihira K, Leland H: AAMR Adaptive Behavior Scales—School. Pro-ed, Austin, TX, 1993.

187. Langmeier J., Matejcek Z. Пер. с чешек. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага.: Авиценум, 1984.

188. Luckason R., Coulter D. L., Polloway E. A., Reiss S., Schalock R. L., Snell M., Spitalnick D., Stark J.: Mental Retardation: Definition, Classification, and System of Supports. American Association on Mental Retardation, Washington, DC, 1992.

189. MacLean W. E., editor: Ellis' Handbook of Mental Deficiency, Psychological Theory, and Research, ed 3. Erlbaum, Mahwah, NJ, 1997.

190. MacMillan D. L, Gresham F. M, Siperstein G. N. Conceptual and psychometric concerns about the 1992 AAMR definition of mental retardation. Am. J. Ment. Retard 98: 325, 1993.

191. Massey P. S, McDermott S: State-specific rates of mental retardation—United States, 1993. MMWR 45: 61065, 1995.

192. Minnes P. M. Family stress associated with a developmentally handicapped child. Int. Rev. Res. Ment. Retard. 15: 195, 1988.

193. Manual of Clinical Child and Adolescent Psychiatry. Ed. K. S. Robson. American Psychiatric Press. Washington. 1994. Пер. с англ. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии / Ред. К. С. Робсон. М.: Медицина, 1999.

194. MenolascinoF. J., EggerM. L. Medical Dimensions of Mental Retardation. Nebrasca, 1978.

195. Nirje B. The normalization principle and its human management implications. In A History of Mental Retardation. Collected Papers, vol 1, M Rosen, GR Clark, M Kivitz, editors. University Park Press, Baltimore, 1976.

196. Pober B. R., Dykens E. M. Williams syndrome: An overview of medical, cognitive, and behavioral features. Child Adolesc Psychiatry Clin North Am 5: 929, 1996.

197. Personality Development in Individuals with Mental retardation. Ed. E. Zigler. Cambrige Univ. Press, 1999.

198. Penrose L. S. The Biology of Mental Defect. Sidgwick & Jackson. London, 1963.

199. PiagetJ. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

200. Reiss S. Handbook of Challenging Behavior: Mental Health Aspects of Mental Retardation. IDS Publishing, Worthington, OH, 1994.

201. Reiss S., Aman M. G., editors: Psychotropic Medication and Developmental Disabilities: The International Consensus Handbook. The OSU Nisonger Center, Columbus, OH, 1998.

202. Remschmidt H. Kinder- und Jugendpsychiatrie. 2000. Пер. с нем. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. ЭКСМО-Пресс, 2001.

203. Roeleveld N., Zielhuis G. A., Gabreels F. The prevalence of mental retardation: A critical review of the literature. Dev Med Child Neurol 39: 125, 1997.

204. Repp A. C, Deitz D. E., Mental Retardation'// Handbook of Child Psychopathology. Ed. T. Ollendick. Plenum Press. New York, 1989.

205. Scheerenberger R. A history of Mental Retardation. Brookes, Baltimore, 1983.

206. Scholz-Ersam E. Zur Psychopathologie des schwachsinnigen Kindes. Berlin, 1962.

207. Sparrow S. S, Balla D., Cicchetti D. V. Vineland Adaptive Behavior Scales. American Guidance Service, Circle Pines, MN, 1984.

208. Strohmayer W. Штромайер В. Психопатология детского возраста/ Пер. с нем. М, 1926.

209. Szymanski L., King В. Н. Practice Parameters for the Assessment and Treatment of Children, Adolescents, and Adults with Mental Retardation and Comorbid Mental Disorders. American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, Washington, DC, 1999.

210. Szymanski L. S., KingB.H., Goldberg В., Reid A., TongeB., Cain N.: Diagnosis of mentaldisorders. In Psychotropic Medication and Developmental Disabilities. The International Consensus Handbook, Reiss S., Aman MG, editors. OSU Nisonger Center, Columbus, OH, 1998.

211. TredgoldA. F. A Textbook of Mental Deficiency. London, 1952.

212. Wodrich D. L. Children's Psychological Testing: A Guide for Nonpsychologists. Brookes, Baltimore, 1997.

213. ZiglerE., Hodapp R. M. Understanding Mental Retardation. Cambridge University Press, New York, 1986.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.