Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка развития ребенка






Оценка развития ребенка может быть правильной лишь при учете основных принципов:

I. Развитие — постоянный продолжающийся процесс от зачатия

до зрелости.

II. Последовательность развития одна и та же у всех детей, но скорость развития варьирует от ребенка к ребенку.

III. Развитие тесно связано с созреванием нервной системы.

IV. Генерализованная общая активность заменяется специфическими индивидуальными реакциями.

V. Развитие происходит в цефалокаудальном направлении.

VI. Определенные примитивные рефлексы, такие, например, как хватательный и рефлекс ходьбы, должны исчезнуть до того, как возникнут соответствующие произвольные движения.

После того как составлено впечатление об уровне развития ребенка, при необходимости используются дополнительные данные из психологического, педагогического и социологического исследований.

Следует всегда учитывать индивидуальные различия детей, чтобы при оценке развития не сделать ошибки. Например, начало самостоятельного сидения и ходьбы у ребенка может значительно запаздывать без явной серьезной причины. Известны умственно нормальные дети, которые не способны ходить до 2—4 лет. Из факторов, влияющих на созревание моторных функций, следует отметить семейные особенности, эмоциональную депривацию, недостаточные возможности для практики, чрезмерную боязливость, мышечную гипотонию или гипертонию, нервно-мышечные расстройства. Лишь после исключения этих причин можно заподозрить общее психическое недоразвитие. Большинство, хотя и не все умственно отсталые дети, поздно начинают сидеть. В то же время развитие тонких движений реже замедляется при отсутствии умственной отсталости и церебрального паралича. Это же относится и к жеванию. Наиболее часто неспособность детей своевременно начать жевать грубую пищу связана с общим психическим отставанием.

Психическое недоразвитие стоит также на первом месте и среди при -чин, задерживающих созревание механизмов, лежащих в основе контроля сфинктеров, формирования речи, а в дальнейшем чтения. Перед отсталым ребенком из-за недостаточной концентрации внимания, неумелого подражания и затрудненного понимания слов возникает особенно много препятствий в овладении экспрессивной речью.

Темпы развития детей весьма различны. Даже средний и реже высокий начальный темпы развития могут смениться замедлением или распадом уже приобретенных навыков. Иногда наблюдается и обратная картина. Ребенок, по своему развитию вначале напоминающий отсталого, постепенно выравнивается и догоняет сверстников. Меньше трудностей вызывают такие случаи, когда отставание наблюдается во всех областях. Если же ретардирование замечено только в отдельных сферах развития, то для окончательного диагноза всегда требуется внимательное и многостороннее изучение ребенка. Отставание во всех областях обычно предвещает умственную отсталость, но в редких случаях может быть только признаком замедленного созревания. Общее замедление развития наблюдается у детей с синдромом Дауна. Резкая же его остановка может быть связана как с метаболическими и дегенеративными заболеваниями, так и с тяжелой эмоциональной депривацией, психозами или энцефалитами.

Критерием развития также может быть изучение ориентировки в пространстве и форме, формирования образа тела, оценки размеров, глубины, расстояния, времени. Признаки нарушения правильного развития — отдельные симптомы поражения ЦНС: нарушения внимания, персеверации (застревание на каком-то одном и том же действии), гиперкинезы, расторможенное поведение. Однако одни эти симптомы не обязательно свидетельствуют об умственной отсталости, они могут быть при различных, нервно-психических расстройствах.

Оценка развития детей требует некоторого подсобного материала, который значительно облегчает эту задачу. Например, при исследовании детей до пяти лет можно использовать кубики, колокольчик, геометрические фигуры, картинки, карточки с нарисованными кругом, крестом, треугольником, ромбом, бумагу, шарики, а также доску Годдарда с отверстиями для вставления различных 10 фигур (круга, треугольника, ромба, звезды, квадрата и т. д.). Методики использования этих и других предметов для оценки развития детей разного возраста могут быть найдены в работах Гезелла, Бюллер, Кеттелла, Хейссерман и др.

Оценку развития старшего ребенка можно производить на основании того, как произошли его психологическая перестройка и адаптация к обучению при поступлении в детский сад, а затем в школу. Сумел ли ребенок установить доверительные деловые отношения с учителем или дружеские с детьми? Появилось ли положительное отношение к процессу обучения, сохраняется ли оно? В какой мере он выполняет учебные требования, проявляет ли самостоятельность, справляется с чьей-либо помощью или не способен следовать школьной программе? Какова зона его ближайшего развития, помогает ли ему пример других в расширении своих умственных способностей?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.