Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики отношения студентов СФУ к современному искусству






Следующий блок вопросов анкеты направлен на выявление основных характеристик отношения студентов СФУ к современному искусству.

Для того чтобы выяснить как в целом студенты СФУ характеризуют современное искусство, в пятом вопросе анкеты мы попросили респондентов подобрать прилагательное, наиболее точно, на их взгляд, характеризующее современное искусство. Вопрос по своей структуре является открытым, что мотивирует людей на самостоятельное описание их мнений о современном искусстве. При обработке ответов был проведен контент-анализ, в ходе которого, мы разделили ответы на три группы, в зависимости от оценки студентами СФУ современного искусства. В результате получилось 3 группы ответов. Прилагательные негативного содержания, нейтрального и положительного содержания, описывающие современное искусство (таблица В.5). Следует отметить, что на данный вопрос также не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты, а именно 6% респондентов.

Таким образом, респонденты охарактеризовали современное искусство преимущественно негативно. Наибольшее количество, а именно 47% составляет группа негативных оценок, например, глупое, пошлое, деградационное, плохое, вульгарное. 26% составляет группа позитивных оценок, которая характеризует современное искусство как креативное, уверенное в себе, идейное, яркое, гениальное. 16% респондентов характеризуют современное искусство достаточно нейтрально, применяя такие прилагательные как молодежное, философское, трендовое. Таким образом, гипотеза: - большинство студентов СФУ охарактеризуют современное искусство, используя оценочные прилагательные негативного характера, подтвердилась.

Для определения уровня частоты посещаемости студентами СФУ мероприятий, на которых демонстрируется современное искусство, респондентам в анкете был задан вопрос «Вы посещаете мероприятия, где демонстрируются работы современного искусства?». Стоит отметить, что на данных вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты, и респонденты, которые в вопросе №3 анкеты, выбрали вариант ответа «никогда не слышал(а) о таких мероприятиях». Их общее количество составило 8% всех респондентов. Полное распределение ответов респондентов на данный вопрос демонстрируют рисунок 3, таблица В.4.

Рисунок 3 – Общее распределение ответов респондентов на вопрос «Вы посещаете мероприятия, где демонстрируются работы современного искусства?»

 

Четвертой задачей нашего исследования было, определить, уровень частоты посещаемости студентами СФУ мероприятий, на которых демонстрируется современное искусство. На рисунке 3 можно увидеть, что большинство опрошенных студентов СФУ, а именно 46%, очень редко посещают мероприятия, где демонстрируются работы деятелей современного искусства. 26% ответивших совсем не ходят на такие мероприятия. 17% студентов СФУ ответили, что по возможности посещают мероприятия, посвященные современному искусству. И всего 3% опрошенных стараются не пропускать мероприятия, где демонстрируется современное искусство. Следовательно, четвертая гипотеза: - студенты СФУ очень редко посещают мероприятия, на которых демонстрируется современное искусство, полностью подтвердилась.

Для определения уровня интереса у студентов СФУ к произведениям современного искусства респондентам в анкете был задан вопрос «Вам интересны произведения современного искусства?». Полное распределение ответов респондентов на данный вопрос демонстрируют рисунок 4, таблица В.6.

 

Рисунок 4 - Общее распределение ответов респондентов на вопрос «Вам интересны работы деятелей современного искусства»

 

На рисунке 4 можно увидеть, что студенты СФУ проявляют низкий уровень интереса к произведениям современного искусства. Большинство студентов СФУ, а именно 30%, отвечают, что им произведения современного искусства не интересны, 27% респондентов затруднились ответить и 25% опрошенных утверждают, что им интересна малая часть произведений современного искусства. И уже значительно меньше, а именно 12% ответили, что им интересны работы деятелей современного искусства. На данных вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты, а именно 6% опрошенных. Таким образом, гипотеза: - подавляющая часть студентов СФУ проявляют низкий уровень интереса к произведениям современного искусства, подтвердилась.

Следующий вопрос анкеты направлен на решение седьмой задачи исследования, определить черты современного искусства вызывающие интерес к нему у студентов СФУ. Для этого респондентам в анкете был задан открытый по структуре вопрос «Что именно вас привлекает в работах деятелей современного искусства». Вопрос является открытым, чтобы не сковывать респондентов рамками и дать возможность полно и точно изложить свои мысли. При обработке результатов ответов на седьмой вопрос был проведен контент-анализ. В процессе контент – анализа мы разделили все ответы на схожие по смысловой направленности группы, и в результаты выделили 10 характеристик современного искусства, которые в первую очередь вызывают интерес к нему у студентов СФУ (таблица В.7).

Отметим, что высокий процент не ответивших на вопрос респондентов, обусловлен тем, что на данный вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты, также те респонденты, которые в вопросе №6 анкеты «Вам интересны произведения современного искусства?», ответили либо «нет, не интересны», либо затруднились с ответом. Их численность составила 237 человек, 62% опрошенных. Таким образом, студенты СФУ, говоря о характеристиках, которые вызывают у них интерес к современному искусству, чаще всего называли новизну взглядов, идей, технологий, стилей, направлений, а именно 9% опрошенных. Вторая по популярности группа ответов 8% это креативность, оригинальность и неожиданность в работах. Далее 5% опрашиваемых назвали видение, интерпретацию и подход автора, характеристиками вызывающими у них интерес к современному искусству. 4% студентов в современном искусстве привлекает актуальность затрагиваемых тем и освящение социальных проблем. 3% респондентов отметили эмоции, чувства и знания, получаемые при просмотре работ современного искусства. Еще 3% студентов СФУ характеристиками вызывающими у них интерес к современному искусству назвали открытость, смелость, свободу в воплощении идеи, возможность выхода за пределы принятых в обществе и культуре рамок. 2% опрошенных в современном искусстве привлекает разнообразие жанров, стилей и идей. Еще 2% студентов СФУ говорят, что современное искусство всегда интересно, любопытно и увлекательно. 1% респондентов в современном искусстве интересуют конкретные виды искусства, например, живопись, театральное искусство, хореография. Еще 1% опрошенных отметили, что им интересно наблюдать результат развития и изменения искусства со временем. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза: - основными чертами современного искусства вызывающими интерес к нему, студенты СФУ назовут: новизну идей, технологий и креативность работ, полностью подтвердилась.

Одиннадцатой задачей нашего исследования было узнать востребовано или не востребовано современное искусство в г. Красноярске, по мнению студентов СФУ. Для решения этой задачи респондентам был задан вопрос «По вашему мнению, современное искусство в г. Красноярске сейчас востребовано/не востребовано?». Отметим, что на данный вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты. Полное распределение ответов респондентов на данный вопрос демонстрируют рисунок 5, таблица В.10.

 

Рисунок 5 – Общее распределение ответов респондентов на вопрос «По вашему мнению, современное искусство в г. Красноярске сейчас востребовано/не востребовано?»

 

На рисунке 5 видно, что большинство студентов СФУ, а именно 42% считают, что современное искусство востребовано в г. Красноярске, 29% считают, что наоборот – не востребовано. 11% респондентов затруднились ответить на вопрос, и 7% ответили, что современное искусство в г. Красноярске востребовано, но только в узких кругах населения. Не ответили на данный вопрос 11%. Таким образом, гипотеза: - подавляющая часть студентов СФУ ответят, что современное искусство в г. Красноярске не востребовано, не подтвердилась.

Двенадцатой задачей нашего исследования было выяснить причины востребованности/невостребованности современного искусства в г. Красноярске, по мнению студентов СФУ. Результаты ответов на соответствующий этой задаче вопрос, мы опишем в трех таблицах, в зависимости от причин востребованности или невостребованности современного искусства в г. Красноярске, и описания общего процентного соотношения ответов (таблица В.11.1).

При обработке результатов ответов на вопрос был проведен контент-анализ. В процессе контент – анализа мы разделили все ответы на схожие по смысловой направленности группы, и в результате получили 11 причин востребованности современного искусства (таблица В.11.2) и также выделили 11 причин невостребованности современного искусства в г. Красноярске (таблица В.11.3). Стоит отметить, что на вопрос не ответили 27% респондентов, в этот процент вошли, в том числе и респонденты которые затруднились с ответом на вопрос «По вашему мнению, современное искусство в г. Красноярске сейчас востребовано/не востребовано?». А из 73% ответивших студентов СФУ, 45% назвали причины востребованности и 28% причины невостребованности современного искусства.

Таким образом, основными причинами востребованности современного искусства в г. Красноярске студенты СФУ назвали: - наличие большого числа творческой молодежи в городе, которая интересуется культурой и искусством - 24%, современное искусство модное и популярное - 18%, искусство всегда востребовано - 14%. 9% респондентов отметили необходимость для людей получать новые знания об искусстве, культуре. Также 8% респондентов ответили, что причинами востребованности современного искусства в г. Красноярске является факт, что Красноярск это развивающийся город и развитие современного искусства в нем необходимо. 7% студентов СФУ считают причиной востребованности частые мероприятия, которые проводятся в Красноярске с тематикой современного искусства. 6% респондентов выделили в современном искусстве возможность самореализации для молодежи. 5% опрошенных считают, что все новое всегда интересно и востребовано. По 4% респондентов называют в качестве причин выгоду от современного искусства с коммерческой точки зрения и считают, Красноярск культурной столицей Сибири, следовательно, современное искусство в городе должно развиваться. 2% респондентов в качестве причин выделили наличие кафедры искусствоведения в Красноярске.

Теперь рассмотрим причины, по которым современное искусство не востребовано. Основными причинами невостребованности современного искусства в г. Красноярске студенты СФУ назвали: - 24% -отсутствие людей, интересующихся современным искусством, 17% - не понимание населением смысла и значимости современного искусства, 11% респондентов считают, что Красноярск еще недостаточно развитый город, и ему характерно медленное культурное развитие. Еще 11% студентов СФУ считают причиной невостребованности современного искусства в г. Красноярске традиционное и консервативное население города. 8% ответивших, выделяют недостаточную рекламу, пропаганду и малое наличие информации о сфере современного искусства. Следующие причины назвали 7% студентов СФУ, это отсутствие образованного в сфере культуры и искусства населения города. Еще 6% отметили малое количество мероприятий связанных с современным искусством и 5% опрошенных студентов СФУ назвали причиной невостребованности современного искусства становление общества потребителей, которому не нужно духовное развитие. 4% респондентов считают, что к причинам невостребованности современного искусства в г. Красноярске относится то, что современное искусство не поднимает проблемы регионального характера. Отсутствие объективного критерия отделения вида современного искусства от бездарности, эту причину назвали еще 4% студентов СФУ. Также 3% ответивших студентов СФУ считают, что современное искусство провоцирует, а для Красноярска нужно гармоничное и спокойное искусство.

Таким образом, подводя итоги анализа ответов на 12 вопрос анкеты «Напишите, пожалуйста, причины востребованности/невостребованности современного искусства в г. Красноярске в зависимости от вашего ответа на предыдущий вопрос?», можно сделать выводы, что гипотеза: - основными причинами невостребованности современного искусства в г. Красноярске студенты СФУ назовут: непонимание идеи автора, слабая информированность студентов о фестивалях и выставках деятелей современного искусства, а основная причина востребованности - это все новое всегда интересно и востребовано, не подтвердилась. Также стоит отметить, что результаты ответов указывают на явные противоречия во мнениях студентов СФУ, основной причиной востребованности респонденты назвали наличие большого числа творческой молодежи в городе, которая интересуется культурой и искусством, и также основной причиной невостребованности респонденты выделили противоположный факт об отсутствие людей, в г. Красноярске интересующихся современным искусством.

Следующий вопрос анкеты направлен на решение восьмой задачи, нам нужно определить отношение студентов СФУ к современному искусству и тринадцатой задачи: - изучить представления студентов СФУ о современном искусстве. В данном вопросе респондентам предлагается оценить свою степень согласия или несогласия с предложенными 20 суждениями, вопрос построен по шкале Лайкерта, и имеет следующие пять оценочных градаций для каждого суждения: абсолютно согласен, скорее согласен, затрудняюсь ответить, скорее не согласен и абсолютно не согласен. Анализ ответов полученных на данный вопрос проводился с помощью факторного анализа в программе SPSS. Методом выделения был выбран анализ методом главных компонент, он основан на последовательном поиске наиболее влиятельных факторов в порядке убывания их важности для объяснения зависимостей между переменными. В этом случае первых выделенный фактор будет объяснять наибольшую долю дисперсии признака. Метод вращения – варимакс. Этот метод минимизирует число переменных с высокими нагрузками на каждый фактор, что существенно упрощает интерпретацию факторов.

Таким образом, в ходе факторного анализа, была сформирована факторная модель, на основе выяснения степени соответствия всех суждений были определены три фактора. Вместе эти факторы объяснят 54% общей вариации признаков (таблица Г.1). Фактор 1 включает в себя всего семь суждений (суждения 1–7) и берет на себя 23%. Фактор 2 включает в себя шесть суждений (суждения 9–14) и берет на себя 20%. Фактор 3 включает в себя три суждения (суждения 16–18), он берет на себя 10% (таблица Г.2).

Таким образом, изучив таблицу, мы проанализировали полученные факторы. В первый фактор вошли следующие суждения:

- современное искусство оказывает преимущественно негативное влияние на жизнь общества;

- современное искусство вызывает отторжение и неприязнь;

- произведения современного искусства не несут в себе какой-либо художественной значимости;

- работы деятелей современного искусства не достойны внимания;

- популярность мероприятий, где демонстрируется современное искусство, абсолютно не оправдана;

- большинство работ, которые общественность характеризует как современное искусство, искусством называть нельзя;

- в современном искусстве содержится все меньше мысли и творчества.

Данный комплекс суждений представляют фактор с описательной силой 23%, это самый сильный фактор, он связан с критикой современного искусства студентами СФУ. Критика современного искусства носит больше стереотипный, несодержательный характер, необоснованный дополнительными соображениями. Судя по набору суждений работающий в данном факторе, в своих негативных оценках студенты СФУ не опираются на конкретные факты.

Во второй фактор вошли следующие суждения:

- Произведения современного искусства гениальны;

-Деятели современного искусства - исключительно талантливые личности;

- Современное искусство всегда интересно;

- Современное искусство способно развивать нравственные качества зрителя;

- Произведения современного искусства содержат в себе глубокий посыл зрителю;

- Современное искусство способно развивать интеллектуальные качества зрителя.

Данный комплекс суждений представляет фактор с описательной силой 21%, он демонстрирует взаимосвязь между положительным отношением студентов СФУ к современному искусству и такой функцией современного искусства как, развитие личностных (интеллектуальных, нравственных) качеств человека. Соответственно студенты СФУ в своих положительных оценках современного искусства опираются на его конкретные функции.

В третий фактор вошли следующие суждения:

- Современное искусство призвано указывать на социальные проблемы общества;

- Современное искусство отражает процессы и события, происходящие в обществе;

- Современное искусство инновационно.

Третий фактор, с описательной силой 10%, связан с комплексом суждений о разнообразных социальных функциях и направленностях современного искусства. Современное искусство представляется респондентами, как своеобразное зеркало, отражение современного мира, оно реагирует на все события, происходящие в обществе, показывает интерпретацию автора этих событий, а также способно продемонстрировать возможные пути развития определенных процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза восемь: - студенты СФУ критикуют современное искусство за его коммерческую направленность, не подтвердилась. Критика современного искусства студентами СФУ не обоснована конкретными фактами. Гипотеза тринадцать: - в представлениях студентов СФУ, современное искусство - явление, которое отражает процессы и события, происходящие в обществе, и указывает на актуальные социальные проблемы, подтвердилась. Третий фактор абсолютно соответствует данному представлению.

Для того чтобы выявить основные положительные характеристики современного искусства, по мнению студентов СФУ, в девятом вопросе анкеты мы просили респондентов написать основные положительные характеристики современного искусства, если респонденты считают, что таковые присутствуют. На данный вопрос не ответили 22% опрашиваемых, в том числе на вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты. При обработке результатов ответов на вопрос был проведен контент-анализ. В процессе контент – анализа мы разделили все ответы на схожие по смысловой направленности группы, и в результате получили 15 обобщенных положительных характеристик современного искусства, по мнению студентов СФУ (таблица В.8).

Таким образом, 20% студентов СФУ основной положительной характеристикой современного искусства считают его социальную направленность, злободневность, и отражение в нем актуальных проблем и устройства общества. 12% студентов СФУ считают, что современное искусство развивает воображение, интеллектуальные способности, нравственность и заставляет задуматься о жизни. 9% респондентов среди положительных характеристик выделяют нестандартность мышления, необычное воплощения идей, оригинальность, и креативность. Еще 9% опрошенных выделяют новизну взглядов, идей и направлений. 5 % студентов СФУ отметили, что современное искусство всегда взывает интерес и всегда привлекает внимание. 4% опрошенных в качестве положительной характеристики отмечают возможность самореализации для творческих личностей. 3% студентов СФУ отметили свободу современного искусства, разнообразие и смелость в исполнении работ. Еще 3% ответивших позитивным в современном искусстве считают использование новых материалов и технологий. По 2% ответов имеют две группы положительных характеристик современного искусства, это хороший способ заработка и наличие глубокого смысла произведений. Еще 2% студентов СФУ считают современное искусство модным и популярным явлением. Также 2% выделяют развлекательный характер. 1% студентов СФУ основной положительной характеристикой современного искусства считают его доступность для массового зрителя и возможность зрителю самому участвовать в создании проектов. Еще 1% респондентов считают, что искусство всегда положительно как явление в целом. 3% студентов СФУ затруднились с ответом.

Таким образом, гипотеза: - основными положительными характеристиками современного искусства студенты СФУ назовут: злободневность, отражение в работах современного искусства актуальных социальных проблем, подтвердилась.

Для того чтобы выявить основные негативные характеристики современного искусства, по мнению студентов СФУ, соответственно предыдущему вопросу, в десятом вопросе анкеты мы просили респондентов написать основные негативные характеристики современного искусства, если респонденты считают, что таковые присутствуют. На данный вопрос не ответили 20% опрашиваемых, в том числе на вопрос не отвечали респонденты не знакомые с термином «современное искусство», исходя из первого вопроса анкеты. При обработке результатов ответов на вопрос был проведен контент-анализ. В процессе контент – анализа мы разделили все ответы на схожие по смысловой направленности группы, и в результате получили 15 обобщенных негативных характеристик современного искусства, по мнению студентов СФУ (таблица В.9).

По данным таблицы видно, что 14% студентов СФУ основной негативной характеристикой современного искусства считают трудность понимания смысла произведений для зрителя. 12% студентов СФУ считают, что современное искусство пошлое, вульгарно выражено, и слишком жестоко, а также в нем отсутствуют грани приличия. 9% респондентов среди негативных характеристик выделяют направленность на коммерческий успех. 8% опрошенных выделяют бездарность как основную негативную характеристику. 7% студентов СФУ отметили отсутствие идеи и смысла в произведениях. 6% опрошенных в качестве негативной характеристики отмечают тенденцию называть искусством то, что нельзя назвать таковым. 5% студентов СФУ отметили, что часто произведения искусства не стоят никакого внимания. По 3% ответов имеют две группы негативных характеристик современного искусства, это негативный, пессимистический характер всех произведений и отсутствие стандартов понимания, что именно считать современным искусством. Еще 3% ответивших негативным в современном искусстве считают минимальную сложность выполнения работ. 2% студентов СФУ считают, что современное искусство имеет массовый характер и это характеризует его негативно, по 2% респондентов выделяют отсутствие эстетики и красоты и отсутствие культурной и художественной ценности. 1% студентов СФУ считают что современное искусство оказывает негативное влияние на человека. 3% студентов СФУ затруднились с ответом. От сюда следует, что гипотеза: - основной негативной характеристикой современного искусства студенты СФУ назовут: трудность понимания смысла произведений современного искусства, подтвердилась.

Таким образом, в данном пункте мы получили следующие результаты:

Студенты СФУ охарактеризовали современное искусство негативно, наибольшее количество ответов 47% включает в себя группа негативных оценок. В ходе исследования мы выяснили, что большинство опрошенных студентов СФУ, а именно 46%, очень редко посещают мероприятия, где демонстрируются работы деятелей современного искусства, а 26% совсем не ходят на такие мероприятия. Также студенты СФУ проявляют низкий уровень интереса к произведениям современного искусства. Большинство студентов СФУ, а именно 30%, отвечают, что им произведения современного искусства не интересны, 27% респондентов затруднились с ответом, и 25% опрошенных утверждают, что им все же интересна малая часть произведений современного искусства. Говоря о характеристиках, которые вызывают у студентов СФУ интерес к современному искусству, чаще всего респонденты называли новизну взглядов, идей, технологий, стилей и направлений. Можно сказать, что студенты СФУ оценивают современное искусство негативно, но основная критика не обоснована конкретными фактами. Не смотря на такие ответы большинство студентов СФУ 42% считают, что современное искусство востребовано в г. Красноярске. Основными причинами востребованности респонденты назвали: - наличие большого числа творческой молодежи в городе, которая интересуется культурой и искусством. Основной причиной невостребованности современного искусства в г. Красноярске студенты СФУ назвали: - отсутствие людей в г. Красноярске, интересующихся современным искусством, что противоречит сказанному выше. Респонденты основными положительными характеристиками современного искусства считают его социальную направленность, злободневность, и отражение в нем актуальных проблем и устройства общества, а основной негативной характеристикой - трудность понимания смысла произведений для зрителя.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.