Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Социологический анализ отношения студенческой молодежи






ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

040201.65 «Социология»

Социологический анализ отношения студенческой молодежи

г. Красноярска к современному искусству

(на примере студентов СФУ)

 

Научный руководитель ________ доцент, канд.соц.наук Ю.Е. Пономарева

подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия

Выпускник _________ К.В. Самойленко

подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Красноярск 2014


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству. 8

1.1.Современное искусство как объект социологического изучения. 8

1.2.Социально-демографический портрет студенческой молодежи. 15

1.3.Методы социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству. 23

Глава 2. Социологического исследование «Отношение студентов СФУ к современному искусству». 31

2.1 Программа исследования «Отношение студентов СФУ к современному искусству» 31

2.2. Уровень информированности студентов СФУ о современном искусстве, направлениях и проектах создаваемых в данной сфере. 38

2.3. Основные характеристики отношения студентов СФУ к современному искусству 42

Заключение. 57

Список использованных источников. 62

Приложение А - Анкета. 66

Приложение Б - Соответствие вопросов анкеты с задачами и гипотезами исследования 70

Приложение В - Описательная статистика социологического исследования. 73

Приложение Г - Факторный анализ. 77

Приложение Д - Массив ответов на открытые вопрос анкеты.. 79

 

ВВЕДЕНИЕ

Искусство является одним из социальных явлений, характеризующих жизнедеятельность общества на всех этапах его развития. По произведениям искусства можно судить о культурных и социальных нормах, обычаях, нравах того или иного общества. Согласно В.Г. Немировскому искусство стоит в одном ряду с такими уровнями и формами массового сознания как идеология, нравственность, общественные настроения [23, с. 137].

Современное искусство в научной литературе понимается как искусство, формирующееся со второй половины 20 века. В качестве инструмента оно использует новые технологии, такие как видео, аудио, компьютер и интернет. Постепенное становление информационного общества оказало существенное влияние на темпы развития и особенности внутренней организации культуры. Современное искусство демонстрирует все изменения, происходящие в обществе и проблемы современного человека, живущего в мире масс-медиа, в мире информационных технологий.

Как социальное явление современное искусство изучается в рамках социологии искусства, которая в свою очередь рассматривает его влияние на социум. Многие работы деятелей современного искусства носят в себе явную социальную направленность и отражают актуальные проблемы в обществе. Специалисты в области гуманитарных наук утверждают, что современное искусство важный элемент общественной жизни, оно выполняет прогностическую функцию, и способно предотвратить отрицательный вариант развития событий [26]. Музеи, Биеннале, фестивали современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций или частью государственной политики. В тоже время вклад социологов в изучение искусства остается ограниченным, «лишь около 0, 5 % всех социологических исследований могут быть классифицированы как исследования по социологии искусства», пишет М. В. Горностаева [5].

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вокруг феномена современное искусство часто ведутся дискуссии. Общественность, СМИ обсуждают ряд вопросов, что понимать сегодня под современным искусством, какое влияние на общество оказывают работы современных художников, способно ли современное искусство формировать определенные общественные настроения. Современное искусство обсуждается и на уровне власти. Министр культуры РФ Владимир Мединский, на встрече с молодыми деятелями культуры, говорил о своем отношении к современному искусству, и отметил, что не все современное искусство является искусством [19]. Тема современного искусства также поднимается и в региональной театральной сфере, так Красноярский Театр Юного Зрителя в 2013 г. поставил спектакль «ПравоПисания» в котором затрагивается данная тематика.

Не смотря на частоту и популярность обсуждений в обществе, исследований посвященных изучению современного искусства, как социального явления и посвященных выяснению отношения к нему общества почти не проводится. Изучая данную тематику, я встретила исследование, которое было проведено в 2012 году Фондом Общественного мнения. Исследование носило название «Что такое «современное искусство»?» и было направленно на выяснение как россияне понимают слова «современное искусство». Исследование проводилось методом опроса, респондентам в количестве 1500 человек, было задано всего два вопроса «скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «современное искусство»?» и «в целом нравится или не нравится вам современное искусство?».

Выбор изучения отношения именно студенческой молодежи к современному искусству обусловлен характеристикой молодежи как наиболее воcприимчивой и динамичной социальной группы. Как отмечают В.Г. Немировский и Е.В. Соколова: «Сегодняшняя студенческая молодежь является потенциальным участником общественной жизни, и от того, какими ценностями она руководствуется, и какие идеалы она несет, во многом зависят характер общественных отношений и социальная структура России в недалеком будущем» [22, с. 6].

Изучение отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству даст понять, как оценивает молодежь современное искусство, существует ли группа молодых людей, которая является ценителями, постоянными посетителями выставок, на которых демонстрируются работы современных художников, каковы перспективы развития современного искусства в г. Красноярске. Также поможет узнать грамотность молодежи в сфере современного искусства и информированность студентов о фестивалях, проектах посвященных современному искусству, проходящих в нашем городе.

Слабая изученность тематики современного искусства как социального явления и отношения к нему общества, является основой для постановки проблемыисследования: отсутствие актуальных данных об отношении студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству.

Объект исследования: студенческая молодежь г. Красноярска.

Предмет исследования: отношение студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству.

Цель исследования: проанализировать отношение студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современное искусство, как объект социологического изучения.

2. Изучить социально-демографический портрет студенческой молодежи

3. Проанализировать методы социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству.

4. Разработать программу исследования «Отношение студентов СФУ к современному искусству».

5. Определить уровень информированности студентов СФУ о современном искусстве и о направлениях и проектах создаваемых в данной сфере.

6. Выяснить отношение студентов СФУ к современному искусству.

Гипотеза - основание: Отношение студенческой молодежи г. Красноярска к различным аспектам современного искусства носит преимущественно негативный и незаинтересованный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.