Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие Эллады в гомеровское время






Гомеровский период долгое время был в истории Эллады наименее изученным из-за состояния источниковой базы.

В настоящее время этническое родство между обитателями Греции II и 1 тыс. до н.э. у многих историков не вызывает сомнений. Однако ста­вится вопрос о разрыве и преемственности между Микенской культурой и культурой более позднего времени. Ф.Папазогл отметил наличие резких отличий в социальной струк­туре ахейского и гомеровского обществ и считал, что собственно история грмюа начинается с Гомера.

Можем ли мы говорить о регрессе экономики и социальных отноше­ний Эллады на рубеже двух тысячелетий? Прежде всего отметим, что из тезиса о прогрессивном развитии человечества не следует, что история нигде и никогда не знала преходящего регресса. Исторический процесс идет не по прямой, а по спирали; силы прогресса подчас пролагают себе путь через зигзаги конкретного хода событий. Сопоставление двух пе­риодов позволяет отметить:

1. Важнейшим сдвигом, обеспечившим ускоренное движение вперед, был переход к широкому использованию изделий из железа. Одно время было принято связывать появление железа с приходом дорийцев. Одна­ко изделия из железа были известны и ранее, например, украшения. Но широкое распространение их начинается только с гомеровского периода. Это привело впоследствии к значительным сдвигам в развитии ремесла и земледелия.

2. Творцы ремесленных изделий в ахейском обществе делились на две части: тех, кто обслуживал дворец, и тех, кто работал на рядовых общинников.

3. Не претерпела существенных изменений сельскохозяйственная техника.

4. С уничтожением дворцов исчезают монументальная архитектура, письменность, прерываются связи со странами Востока.

5. На рубеже тысячелетий исчезло и государство. Результатом ми­грационного периода стала новая картина расселения.

Каждая из четы­рех древних фил состояла из трех фратрий, фратрия - из 30 родов, в ка­ждом роду насчитывалось 30 мужчин. До некоторой степени такая чис­ленность совпадает с размерами некоторых поселений. Каждый из обитателей комы (дема), вероятно, первоначально имел надел близких размеров. Имущественные различия не были значи­тельными. Надел (клер) обрабатывался теми, кто входил в ойкос. К VIII в. до н. э. появляются имущественные разли­чия и выделяются из остальной массы особые группы населения.

В древнейший период население Аттики делилось на три разряда: эвпатриды - благородные, геоморы - земледельцы и демиурги - “ремесленники. Это лица, на которые не распространялось право владения землей, принадлежащей общине. Ан­тичная традиция приписывает начало такого деления Тесею. В действи­тельности этот процесс являлся длительным.

В отношении происхождения категории эвпатридов существует не­сколько мнений. Согласно одной из точек зрения сословие эвпатридов образовалось в результате сращивания пришельцев (родовой знати по положению) со старой местной знатью и противопоставления их осталь­ному населению - геоморам. Знать обладала лучшими земельными уча­стками. Таким образом, существовала возможность постепенного накоп­ления этой категорией богатства, что в конечном итоге и отразилось в различиях инвентаря погребений. Из сословия эвпатридов происходили те. кто управлял общиной, они являлись толкователями обычаев, от­правляли культы. Тот, кто оказался вне сферы общины, утратил свой эемельный участок, вынужден был заниматься ремеслом или торговлей или же обрабатывать землю родовой знати на основе частных обяза­тельств. Но это не означает, что геоморы или эвпатриды не занимались торговлей.

Вероятно, с происхождением демиургов связано негативное отноше­ние к ремесленному труду. Вместе с тем общество время от времени включало ремесленников - не граждан в свою среду. Согласно одному из законов Солона права граждан были предоставлены тем из ремесленни­ков, кто осужден у себя на родине на вечное изгнание или переселялся в Аттику на постоянное жительство вместе с семьями.

Подобным образом могло идти формирование социальных категорий и в тех областях Греции, где существовали условия для раннего развития ремесла. Необходимость защиты территории приводила к возникновению союзов ком. Примером подобного объединения является синойкизм в Аттике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.