Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видео и интерпретация.






I. 1. Приводится цитата из Гераклита ««Все течет и движется, и ничего не пребывает». Как вы думаете, что значит это высказывание?

Гераклит был родом из Эфеса. Хотя сограждане докучали ему просьбами участвовать в политике города, он предпочел стать отшельником и удалился в горы, где жил в пещере и питался кореньями и травами. Платон в своем диалоге «Кратил» свидетельствует: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».

Преподаватель обращает внимание учеников на изменчивость мира, который мы наблюдаем. Мы часто не замечаем этой изменчивости. Ученики не замечают, как каждый день меняются, но им предлагается вспомнить себя 5 лет назад. Задается вопрос: что меняется сейчас в этой комнате? (люди дышат, меняется положения тел, преподаватель ходит, меняется воздух - но мы этого не видим - меняется свет, мы становимся старше, хотя этого не ощущаем). Подобные рассуждения подводят детей к тому, что они признают вечную изменчивость мира.

2. Показывается рекламный ролик (https://www.youtube.com/watch? v=SHcm1ec7CcY), на его примере доказывается, что мир изменчив, непостоянен и динамичен.

3. Но если мир постоянно меняется, как человек может описать его? Почему мы в чем-то можем согласиться с мыслями древнегреческих философов, а в чем-то поучиться у них? Это было бы невозможно, если бы мир постоянно менялся – мы бы просто не могли понять, о чем пишут авторы, жившие в VI веке до н.э. По Гераклиту, как бы не менялся мир, его логос – его закон – остается неизменным. Подробно обсуждается понятие логоса у Гераклита.

Показывается тот же рекламный ролик. Мы постоянно что-то делаем, постоянно меняемся, но все мы стареем, все родились. Так меняется мир или не меняется? Есть ли что-нибудь, что не меняется никогда? Что существует до и после нас, что существует всегда, по крайней мере, пока существует мир? Ученики подводятся к мысли о том, что что-то в мире неизменно, а что-то постоянно меняется. В самих изменениях можно обнаружить постоянство (типичность, последовательность, предсказуемость).

5. Можем ли мы описать то, что постоянно меняется? Показывается видео-отрывок, на котором изображено пятно, меняющее свою форму, но сохраняющее свой цвет (зеленый). Ученикам предлагается описать изображение. Почему первое, что вы назвали, был цвет предмета? Потому что, когда мы что-то описываем, мы стараемся выделить то, что является неизменным. То, что постоянно меняется описать невозможно. Пусть мир непредсказуем и изменчив, описывая его, мы пытаемся выделить предсказуемое, неизменное, постоянное (типичное).

6. Слово есть абстракция, описывая мир, мы всегда упрощаем его.

Возьмем ряд чисел: 2, 4, 6, 8, 14, 24, 38. Некоторые из них являются простыми, т.е. делятся на единицу и само себя (2), некоторые кратны 3 (6, 24), некоторые двузначны (14, 24, 38). Мы абстрагируемся от вышеназванных свойств, для того, чтобы выявить у всех этих чисел общие признаки. Какие это признаки? Все эти числа натуральные, действительные, целые и четные. Антонимом абстрактного является конкретное – т.е. то, что мы рассматриваем во всем многообразии его свойств. Закономерности в многообразии мира можно схватить, только абстрагируясь от некоторых его свойств.

Как наука, так и философия работают с абстракциями. Даже простое описание предмета всегда предполагает абстрагирование от его несущественных или изменчивых свойств. Например, описывая этот стол, я скажу о его форме, цвете, но вряд ли начну описание с маленькой царапинки в правом углу. Последняя характеристика не так важна для меня, поэтому я абстрагируюсь от нее. Однако если меня попросят описать дефекты стола, я, скорее всего, упомяну о царапине.

Более интересный пример: если мы посмотрим на все вещи, которые существуют в мире, и попытаемся выявить общее для всех вещей свойство, каким оно будет? Парменид решает эту загадку так: если абстрагироваться от всех индивидуальных свойств предметов, то общим будет то, что все предметы существуют, бытийствуют. Тогда весь мир мы можем назвать бытием. Факт существования мира неизменен, слово «бытие» также неизменно. Парменид подбирается к величайшей загадки философии: равенства (тождества) мышления и бытия. Из этого тождества следует, что наши слова о мире могут служить не только тому, что мы понимаем друг друга, они могут раскрывать подлинную сущность вещей. Мысль о тождестве мышления и бытия позже станет ключевой для развития науки, ведь наука претендует на описание того, что действительно происходит в мире.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.