Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Химия любви






Программа может усложняться в зависимости от аудитории. Программа является основанием, отталкиваясь от которого преподаватель проводит занятия, а не точным изложением преподаваемого материала.

Постановка проблемы.

I.1. Приводится отрывок из популярной научной литературы:

Химия любви

Страстная влюбленность может быть обусловлена химическими процессами мозга. Исследователи Майкл Либовиц и Энтони Уолш утверждают, что восторг и головокружение – есть следствие повышенного выделения специальных веществ, нейромедиаторов.

Для поддержания первоначального эффекта влюбленности организму необходимо все больше и больше нейромедиаторов, и со временем мозг перестает справляться с этим требованием. В результате этого восторг, который человек испытывает в начале любовных отношений, постепенно угасает. Это наблюдение служит правдоподобным биологическим объяснением недолговечности страстной, или романтической, любви.

Но не содержатся ли в человеческом мозге какие-то иные вещества, наличием которых можно было бы объяснить, почему двое продолжают любить друг друга и после того, как уляжется страсть? Уолш и Либовиц отвечают на этот вопрос утвердительно. Постепенное перерастание влюбленности в глубокую привязанность может быть вызвано тем, что со временем мозг начинает вырабатывать другую разновидность нейромедиаторов - эндорфины. Эти вещества оказывают успокаивающее воздействие; они вызывают ощущения безопасности, умиротворенности, душевного покоя. Возможно, поэтому мы так ужасно чувствуем себя, когда теряем любовь, – ведь наш организм лишается ежедневной дозы поддерживающих хорошее настроение веществ.

Преподаватель спрашивает: «на какой вопрос отвечает данный отрывок?» «На вопрос о том, почему люди влюбляются. Исчерпывает ли данный отрывок все, что можно сказать о любви? Отрывок не дает ответа на вопрос о том, что такое любовь».

2. Преподаватель заостряет противопоставление «почему нечто происходит – что именно происходит?». «В философии то, что стремятся познать, называют предметом познания. Ответ на вопрос «Почему нечто существует?» - есть причина предмета. Ответ на вопрос «Что есть нечто?» - сущность предмета.

В данном отрывке «любовь» - предмет познания. Повышенное выделение нейромедиаторов – причина. О сущности «любви» в отрывке ничего не сказано. Наука не ставит вопроса о сущности тех явлений, которые она изучает. Она исследует причины явлений, их отношения, их влияние друг на друга, но перед ней не стоит задачи определить сущность познаваемого предмета. Например, математика работает с отношениями чисел, но не спрашивает, что есть число. Анатомия работает с отношениями внутри живого организма, но не спрашивает, что такое живой организм, что делает его живым?»

3. «Главным предметом философского познания является сущность предмета. Философия появилась в VI веке до н.э в Древней Греции, ей предшествовала мифология, явление, которое намного старше философии. Сейчас ее можно встретить, например, в традиционных обществах Африки. Мифология, в отличие от науки объясняет не только причину предмета, но и его сущность. В мифологии в равной мере представлены ответы на вопросы «Что?» и «Почему?» Сейчас многие ответы на вопросы «почему», данные в мифологии, нам могут показаться абсурдными. Например, древние греки еще до рождения философии объясняли восход солнца как ежедневную прогулку бога по небу на сияющей золотой колеснице».

4. «Для нас важно посмотреть, как мифология древней Греции раскрывала сущность предметов, как она отвечала на вопрос о том, что есть предмет, то есть, как она отвечала на вопрос о том, что есть любовь, что такое дружба, что такое красота?»

Преподаватель рассказывает миф об Эросе и Психее. Перед этим школьников просят обратить внимание на то, как в мифе представлена сущность любви, а не ее причина. (адаптированный для школьников пересказ 4-6 книг «Метаморфоз» Луция Апулея с фрагментами из текста; данный фрагмент Апулия – римская интерпретация греческого мифа, поэтому в тексте римские имена богов заменены на греческие; фрагменты Апулия, представленные в данном занятии, цитируются не полностью; объем цитирования зависит от аудитории.).

Эрос - греческий бог любви. Обычно его изображают в виде крылатого юноши с луком и стрелами, готового поразить любовью сердце бога или смертного. Стрелы у Эроса двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие - безразличие. Бессовестный Эрос опасен для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: в его привычках сеять вокруг себя боль и смятение.

Согласно легенде Эрос был неразлучным спутником и помощником своей матери, Афродиты, исполнителем её божественной воли. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки, Психеи.

Богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился, но, увидев Психею, полюбил её.

Он приходил к ней каждую ночь, и Психея влюбилась в того, кого никогда не видела при свете дня. Она дала клятву: не вносить светильник, не пытаться рассмотреть лица любимого. Но ревнивые сестры убедили Психею, что Эрос - ужасное чудовище, околдовавшее ее. Они поселили в сердце сомнение и страх… Постепенно сестры добились того, что Психея поверила их речам и решилась убить Эроса.

В одну роковую ночь Психея спрятала масляную лампу и нож в спальне. Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного юношу. От неожиданности ее рука дрогнула, и несколько капель раскаленного масла упало на кожу Эроса. Он проснулся от боли, увидел нож в ее руке:

«Почувствовав ожог, бог вскочил и, увидев запятнанной и нарушенной клятву, быстро освободился от объятий и поцелуев несчастнейшей своей супруги и, не произнеся ни слова, поднялся в воздух.

А Психея, как только поднялся он, обеими руками ухватилась за правую его ногу - жалкий привесок в высоком взлете, - но наконец, устав долгое время быть висячей спутницей в заоблачных высях, упала на землю. Влюбленный бог не оставляет ее, лежащую на земле, и. взлетев на ближайший кипарис, с высокой верхушки его, глубоко взволнованный, так говорит ей: " Ведь я, простодушнейшая Психея, вопреки повелению матери моей, приказавшей внушить тебе страсть к самому жалкому, последнему из смертных и обречь тебя убогому браку, сам предпочел прилететь к тебе в качестве возлюбленного. Я знаю, что поступил легкомысленно, но, знаменитый стрелок, я сам себя ранил своим же оружием и сделал тебя своей супругой для того, значит, чтобы ты сочла меня чудовищем и захотела бритвой отрезать мне голову за то, что в ней находятся эти влюбленные в тебя глаза. < …> Почтенные советницы твои немедленно ответят мне за свою столь гибельную выдумку, тебя же я накажу только моим исчезновением" (V; 23-24)»

Психея в отчаянии отправилась искать возлюбленного по всему свету. По внушению Афродиты она решила спуститься в Аид. Она знала, что там, в царстве мертвых, хранилась шкатулках с частицей красоты Прозерпины, царицы Аида. Шкатулка была ее последней надеждой, последней попыткой вернуть любовь Эроса. Чудом нашла Психея желанное сокровище, чудом выбралась из Аида. Но, открыв шкатулку, Психея глубоко уснула, и сон тот был не отличим от смерти.

Эрос увидел свою возлюбленную в глубоком забытьи. Он не смог оставить Психею. Легко уколол ее одной из своих стрел, и попросил Зевса заступиться за них перед гордой Афродитой. Лишь главе Пантеона было под силу усмирить нрав Богини. Зевс позволил Психеи остаться с Эросом.

Психея по-гречески – душа. Человеческая душа, ищущая, блуждающая, спящая, почти мертвая, через любовь стала душой Божественной.

Ученикам задаются вопросы: «как греки понимали сущность любви? С помощью каких образов представлена в мифе любовь? Как можно интерпретировать 1. образ шкатулки Прозерпины (царицы подземного царства) 2. нисхождение Психеи в царство мертвых? 3. восхождение ее на небо?»

Интерпретация – в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции.

Преподаватель подводит итог занятия: «Вы остались у ворот философии, еще не зашли в это царство, еще не определили, чем занимаются философы. Но уже прикоснулись к самому процессу философствования, когда обсуждали миф, когда выделяли в нем подлинно важное, а не просто отбросили миф из-за того, что причины явлений там объясняются не так, как привык современный человек. Вы постарались взглянуть на сущность, представленную в мифе, в образной (метафорической) форме».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.