Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Социальная философия. Общество как развивающаяся система. Человек и общество.






1. Что такое общество?

Варианты ответов:

А) – особый род бытия, качественно отличающийся от естественной природы – живой и неживой.

Б) – самоорганизующаяся, сложно динамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.

В) – совокупность исторически конкретных типов социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество»).

Г) – совокупность реальных человеческих общностей – этнических, семейных, производственных, классовых, национальных.

2. Общественные отношения являются...

А) – физической реальностью;

Б) – объективной реальностью;

В) – субъективной реальностью;

Г) – экономической реальностью.

 

3. Что такое цивилизация (лат. – гражданский, государственный)?

Варианты ответов:

А) – синоним культуры;

Б) – заключительная стадия деградации и упадка культуры;

В) – реальная культурно - историческая общность людей, в рамках которой осуществляются объективные закономерности социального функционирования и развития общества, преломляясь через потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности;

Г) – ступень исторического развития человечества – дикость, варварство, цивилизация;

Д) – уровень развития региона или этноса – античная цивилизация, западная цивилизация.

 

4. Цивилизационный подход – это...

А) – изменение уровня развития материального производства;

Б) – смена культур, образа жизни, мышления;

В) – совокупность социокультурных оснований существования и развития отдельных стран и народов.

 

5.На сколько формаций разделил человеческую историю К. Маркс?

А) – на 3;

Б) – на 5;

В) – на 6;

Г) – на 7.

 

6.В чем заключается объективная причина смены ОЭФ при формационном подходе?

А) – в уровне развития производительных сил, вступающих в противоречие с производственными отношениями;

Б) – в уровне развития науки и техники;

В) – в степени угнетения народных масс;

Г) – в степени осознания массами необходимости изменения общественных отношений.

 

4. Сущность формационного подхода заключается...

А) – в выделении производственных отношений в качестве определяющих общественное развитие;

Б) – в признании неизбежности исторического прогресса;

В) – в понимании общественной истории как непрерывного эволюционного развития;

Г) – в признании наличия объективных законов общественного развития.

 

5. Формационный подход – это...

А) – естественноисторическое поступательное развитие общества;

Б) – движение и развитие общественных систем по кругу;

В) – смена одних исторических фактов и событий другими.

 

6. Когда происходит становление и оформление в научное знание социально-философской проблематики?

А) – V – IV в.в. до н.э.

Б) – XIII – XIV в.в.

В) – XVIII – XIX в.в.

Г) – XX – XXI в.в.

 

7. На сколько стадий экономического роста поделил общественную историю У. Ростоу?

А) – на 3;

Б) – на 5;

В) – на 6;

Г) – на 7.

 

8. Объективными факторами социальной реальности выступают...

А) – естественная основа развития общества, заключающаяся в природных условиях;
Б) – уровень развития общественного производства, включающего орудия труда, технику, технологии;

В) – степень организованности, осознанности действий индивидов, вступающих в общественные отношения;

Г) – законы функционирования общества.

 

9. Что такое общественное бытие?

А) – материальная сторона жизни общества;

Б) – идеально-духовная сторона человеческой активности;

В) – пространственно-временной континуум (целостность), в рамках

которого проявляется социальное качество человеческой жизни в сложном переплетении своих материальных и идеальных сторон.

 

13. Глобальные проблемы человечества связаны...

Выберите варианты правильного ответа:

А) – с растущей численностью народонаселения;

Б) – с сокращением полезных ископаемых и энергоресурсов;

В) – с неразумным отношением человека к природе;

Г) – с угрозой существования человеку и человеческой цивилизации;

Д) – с существующими социальными и межнациональными конфликтами и возможностью мировой войны;

Е) – со СПИДом и другими эпидемиями;

Ж) – с революционными движениями и сменой государственной формы правления.

 

14. «Если бы в ходе истории человеческий ум оказался неспособным уловить ритм, установить сущность процесса, то развитие цивилизации было бы невозможным».

Выберите вариант ответа из предложенного анализа данного выражения:

А) – человеческий ум познал законы общественного развития и следует им;

Б) – человеческому уму не доступно познание законов развития общества, и оно развивается вне его сознательного участия;

В) – человеческий ум стремится к познанию законов общественного развития, но его возможности ограничены ускорением хода этого развития и сложностью происходящих в обществе процессов;

Г) – человек переоценивает свои возможности познания социальной действительности, и его деятельность приведет цивилизацию к гибели.

 

15. Будущее человеческой цивилизации, это...

Выберите правильный ответ:

А) – следование путем западноевропейской цивилизации с высоким уровнем развития материально-технического производства;

Б) – следование путем восточной цивилизации с высоким уровнем развития духовной культуры;

В) – многообразие цивилизаций, основанное на специфике культурного развития различных этносов и народов.

 

16. Какое из ниже данных определений наиболее полно и точно отражает понятие «техника»?

А) – это различные машины, механизмы и другие приспособления;

Б) – это совокупность действий и приспособлений знающего человека, направленных на господство над природой;

В) – это вещи и объекты, созданные человеческим трудом.

 

17. В чем смысл и цель технического прогресса?

А) – в освобождении от власти природы и достижении господства над ней;

Б) – в духовном и нравственном самосовершенствовании;

В) – в удовлетворении своих материальных потребностей.

 

18. Когда произошел качественный скачок в развитии технической цивилизации – промышленный переворот?

А) – в период античности;

Б) – в XVI – XVII веках;

В) – в конце XVIII века

 

19. Для чего, по мнению таких современных философов, как Ж. Бодрийяр, А Зиновьев и др., служит реклама и средства массмедиа?

А) – для получения объективной информации о действительности и свойствах товаров;

Б) – для манипулирования сознанием и управления потреблением через подсознание

 

20. Переход от традиционного общества к индустриальному осуществился:

Выберите правильный вариант ответа:

А) – в ХV веке;

Б) – в I веке до н.э.;

В) – в ХХ веке;

Г) – в ХVП веке.

 

19. В чем заключается специфика философского исследования человека...

А) – в изучении его природных, биологических свойств;

Б) – в изучении его социальных свойств;

В) – в изучении его мышления;

Г) – в изучении его как целого.

 

20. Как понимается «смысл жизни» человека с позиции материалистической философии?

А) – он существует в готовом виде в сознании человека;

Б) – он обретается человеком самостоятельно как субъектом деятельности и познания;

В) – он определяется Богом или иным Абсолютом.

 

23. Какой свободой обладает человек, живущий в обществе?

А) – персональной;

Б) – относительной;

В) – абсолютной.

 

24. Чем задается нравственная свобода человека?

А) – внутренним миром человека;

Б) – социальной средой, к которой принадлежит человек;

В) – формой политического устройства конкретного общества.

 

25. Сущность человеческой активности проявляется через...

А) – биологическое (генетическое) наследование;

Б) – социальное наследование уровня развития и форм деятельности;
В) – культурное наследование норм, мотивов, целей.

 

26. Что является проблемой антропосоциогенеза?

А) – вопрос о биологическом происхождении человека;

Б) – комплекс вопросов о возникновении человека и общества;

В) – комплекс вопросов об истории развития человека и общества.

 

27. Может ли человек быть свободным в выборе своего индивидуального смысла жизни?

А) – человек абсолютно свободен в выборе своих целей и поступков;
Б) – человек свободен лишь частично, так как его выбор ограничен существующими субъект – субъектными и субъект – объектными отношениями;

В) – человек изначально несвободен в выборе своих действий и определении своей судьбы.

 

28. Существует ли взаимосвязь между свободой и ответственностью?

А) – свобода исключает ответственность;

Б) – ответственность исключает свободу;

В) – чем больше свободы, тем больше ответственности.

 

29. Чем детерминирована (обусловлена) человеческая деятельность?

А) – законами природного мира;

Б) – законами социума;

В) – личностными качествами субъекта.

 

30. Какие философские направления имеют ярко выраженный субъективистский характер в рассмотрении проблем человека?

А) – философия диалектического материализма;

Б) – философия жизни;

В) – философия неотомизма;

Г) – философия экзистенциализма.

 

31. Кто из философов писал о том, что люди стараются освободиться от бремени свободы и в бегстве от нее автор видит особенность нашего времени?

Выберите правильный ответ:

А) – Н. Бердяев;

Б) – Э. Фромм;

В) – И. Кант;

Г) – Ленин.

 

32. Как оценивать нам свободно совершаемый поступок?

Выберите правильный ответ:

А) – по его мотивам;

Б) – по способам и средствам действия;

В) – по его конечному результату.

 

33. За что отвечает человек, прежде всего?

Выберите правильный ответ:

А) – только за свои собственные деяния;

Б) – за дела и поступки своих родных и близких;

В) – за общую ситуацию вокруг нас (поведение других людей, положение в стране, мире и пр.)

 

34. За что ответственен человек?

Выберите правильный ответ:

А) – за мысли;

Б) – за чувства;

В) – за поступки.

 

35. Согласны ли Вы с утверждением, что суть свободы состоит в возможности выбора?

Выберите правильный ответ:

А) – если мы ничего не выбираем, то мы несвободны;

Б) – множество существующих возможностей нашего действия ограничивает свободу;

В) – предложенные варианты выбора меня не устраивают, значит, я не свободен.

 

36. Считаете ли Вы, что осознанность – необходимый момент свободного выбора и его важнейшая особенность?

Выберите правильный ответ:

А) – выбор может носить случайный характер;

Б) – мы не можем делать выбор, если не осознаем его смысл;

В) – свободный выбор не может быть ограничен какой - либо необходимостью.

 

37. Верно ли следующее высказывание: «Свобода – это всегда возможность поступать в соответствии с собственными ориентирами, желаниями, стремлениями в рамках наличной необходимости».

Выберите правильный ответ:

А) – нет, поскольку свобода всегда носит абсолютный характер;

Б) – да, поскольку свобода всегда имеет определенные границы для своего проявления.

В) – нет, поскольку свобода и необходимость взаимоисключают друг друга.

 

38. Источником человеческой свободы выступает:

Выберите правильный ответ:

А) – окружающий человека мир;

Б) – разум человека;

В) – производственная деятельность человека.

 

  1. Какие философские направления отдают предпочтения исследованиям проблем самого человека?

Выберите правильный вариант ответа:

А) – натурфилософия;

Б) – диалектический материализм;

В) – философия жизни;

Г) – герменевтика.

 

  1. Какое философское направление Древней Греции сместило философскую рефлексию с проблем «физиса» на проблему человека?

Выберите правильный ответ:

А) – натурфилософы;

Б) – стоики;

В) – софисты;

Г) – пифагорийцы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.