Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности телевидения и радиовещания для детей и подростков




Современный радиорынок представляет собой довольно яркую палитру: на декабрь 2009 года в России, по данным Минпечати, насчитывалось 1512 действующих лицензий на радиовещание. Данный показатель не отражает реального положения дел на информационном рынке, так как одна радиостанция может иметь сразу несколько лицензий: на проводное, эфирное, спутниковое вещание и т. д.

В настоящее время в российском радиоэфире существует дефицит детского и юношеского вещания. Интересы и потребности самого активного пласта молодежной аудитории, то есть подростков, находятся на периферии. В итоге слушатели этого возраста выбирают радиостанции музыкальной и развлекательной направленности.

Согласно российскому законодательству, доля детских и юношеских радиопрограмм должна составлять минимум 10% от эфирного времени, иначе канал лишается права на получение лицензии. Но, как показывает практика, информационные продукты, предлагаемые радиостанциями молодежной аудитории, далеко не всегда отличаются качеством и ориентацией на интересы и потребности данной целевой аудитории.

Если в формате российского радиовещания существует ограниченное количество радиопередач, рассчитанных на детей и подростков («Облака», «Мир без наркотиков», «Вода и чернила», «Как зажигаются звезды» и пр.), то на новосибирском радиорынке эта ниша остается незаполненной.

Современная подростковая аудитория вынуждена выбирать для себя отдельные программы в формате радиостанций, рассчитанных на взрослых слушателей. В список таких передач входят новости кино и эстрады, анонсирование и обзор киноновинок, компьютерных игр («Мужской клуб», «Футбольная лихорадка» - радио «Седьмое Небо», «Самые-самые» - радио «Эхо Москвы»). Большинство представителей молодого поколения предпочитает слушать только музыкальные блоки, программы, работающие в режиме стола заказов (приветы и поздравления). В результате радио из средства массовой информации постепенно превращается в средство развлечения, работающее по принципу «фон вашей жизни».

Как показали исследования интересов и потребностей современных подростков, представители молодого поколения предпочитают узнавать новости и другую информацию, обращаясь к ресурсам интернета, а радиоканалы воспринимаются ими как способ организации досуга.

Подростки, проживающие на территории города Новосибирска и Новосибирской области, тоже предпочитают получать информацию из интернет-ресуров. Что касается радио, то востребованными оказываются программы федеральных радиостанций («Русское радио», DFM, Relax FM). Местные радиопередачи оказываются вне зоны внимания подростковой аудитории, так как рассчитаны на другую возрастную нишу.



Согласно обзору результатовВсероссийского фестивалядетских и подростковых радиопрограмм«ПТЕНЕЦ2006», проходившегов Тюмени,основной пласт представленных проектов— это информационно-музыкальные и музыкально-развлекательные передачи. При этом сами участники фестиваля (дети, руководители юнкоровских кружков, детских пресс-центров, эксперты: психологи, социологи и др.) признают острую необходимость в создании познавательных, просветительских радиопередач. Пример такого проекта — «Детское радио», созданное в Санкт-Петербурге. Сегодня это московская радиостанция, которую финансирует «Газпром».

В новосибирском радиоэфире отсутствуют не только проекты познавательного и дискуссионного характера для подростков. В сетке новосибирских радиостанций вообще не существует программ, рассчитанных на молодых людей подросткового возраста. Это обусловлено коммерческой ориентацией работы современных радиостанции; подростковая аудитория не является привлекательной для рекламодателей, так как не обладает соответствующим уровнем покупательской способности.

На данный момент в Новосибирске работает ряд местных радиостанций («Юнитон», «Рекорд», «Лайт ФМ», «Динамит»), в программной сетке которых присутствуют передачи, рассчитанные на молодежную аудиторию. Как правило, это музыкальные блоки или новости гламура. 1 ноября 2009 года в Новосибирске был запущен региональный блок круглосуточного национального вещания для детей «Детское радио».

Данная радиостанция получила право на вещание в 22 крупных российских городах. В ее разработке участвовали педагоги, психологи, педиатры и физиологи. Концепция радио учитывает возраст слушателей и их распорядок дня. Так, утренние программы адресованы детям до семи лет, дневные — школьникам, вечерние — родителям, в ночном эфире транслируется музыка для сна. На данный момент вещание «Детское радио» в Новосибирске и других городах России приостановлено, что связано с недостаточным финансированием проекта со стороны генерального спонсора «Газпром-Медиа Холдинга».



Опыт отдельных регионов показывает, что можно создавать качественный информационный продукт для подростков и находить для этого необходимую экономическую базу. Так, в эфире гостелерадикомпании «Мордовия» (Саранск) уже 15 лет выходит информационно-образовательная передача «Отличник». В 2009 году на евразийском конкурсе электронных СМИ «Гуманитарное сотрудничество во имя процветания» эта программа победила в номинации «Лучший молодежный проект».

Данная передача создается при участии самих подростков, которые под руководством Владимира Ларина создали информационное агентство юных корреспондентов «ЛИК» («Ларин и Компания»). Ядром авторского состава являются подростки, которые выступают в роли ведущих и корреспондентов. Таким образом, реализуется одна из важных функций детской и молодежной журналистики — организаторская.

Просветительские радиопрограммы для детей и подростков обладают значительным потенциалом, что доказывают и факты из истории. Так, в 20-х годах XX века в советской журналистике сформировалось отдельное направление — образовательное радио. В эфире московских и ленинградских каналов регулярно выходили научно-популярные передачи «Как люди научились летать», «Первый русский академик Ломоносов», «Великий изобретатель Эдисон» и другие программы, представлявшие собой лекции и беседы, касающиеся различных областей знаний.

В формате российской журналистики также выходили просветительские программы, пользовавшиеся популярностью у детской и молодежной аудитории; например, радиопередачи «Пинг-понг» и «Облака».

В 1997 году начала свою работу павлодарская радиопередача «Пинг-понг», которая создавалась на базе пресс-центра Дворца школьников. Особенность концепции данной программы заключалась в том, что ее разрабатывали и реализовывали сами юнкоры: дети среднего и старшего школьного возраста выступали в роли корреспондентов, дикторов, музыкальных редакторов. В прямом эфире обсуждались актуальные проблемы жизни подростков, школьники делились мнениями о прочитанных книгах, любимых музыкантах.

Передача «Облака» выходит с 1992 года на «Радио России» каждый вторник. Данная программа была рассчитана на специфическую целевую аудиторию, так как в ее задачи входила помощь в адаптации и социализации подросткам, оказавшимся в местах заключения. В программе обсуждались проблемы, с которым сталкиваются подростки, попавшие в колонии и вышедшие из них; проводились занятия по основным школьным предметам; были уроки внеклассного чтения (особой популярностью пользовались отрывки их книги очерков А. П. Чехова «Остров Сахалин»).

На новосибирском медиа-рынке одним из радиоканалов, который пытается заполнить пробел в сфере детского и молодежного вещания, является радио «Слово». Так, в 2007 году в эфир данного канала вышла программа «Доживем до понедельника». Передача имела образовательно-коммуникативный характер, так как была посвящена решению различных конфликтных ситуаций (в семье, в школе, в институте и т. д.)

В прямом эфире работала служба консультативной помощи: психологи давали рекомендации и советы. В дискуссионном разговоре принимали участие родители, дети, представители различных общественных организаций, специалисты социальных и психологических центров. В связи с дефицитом финансирования программа «Доживем до понедельника» выходила всего два раза в месяц.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном российском и новосибирском информационном рынке существует потребность в функционировании просветительских и информационно-образовательных радиопрограмм для подростков. В рамках различных грантов и национальных проектов разрабатываются и даже реализуются концепции таких передач. Отсутствие их в формате постоянного вещания объясняется недостаточным финансированием со стороны государства и частных спонсоров.

В настоящее время дефицит детских и молодежных программ существует и на российских телеканалах Доля детских телепрограмм должна составлять минимум 10 % от эфирного времени, иначе телеканал лишается права на получение лицензии. Многие каналы решают эту проблему, приравнивая к детским передачам мультфильмы. Тот факт, что качество детского телевещания находится в тяжелом положении, подтвердился на заседании Владимир Путина и Совета по культуре и искусству при президенте РФ в 2006 году, посвященному проблемам детства. Бывший президент выразил неудовлетворение качеством детских программ на телевидении, заметив, что «большинство общенациональных каналов телевидения нарушают условия лицензии в части детского вещания».

После этого заявления президента государственные структуры заинтересовались проблемой детского вещания. Но, в результате проверки, проведенной Управлением государственной инспекции Минпечати в 2007 году, выяснилось, что «пять из пяти центральных общедоступных каналов грубо нарушают условия лицензии, в несколько раз сократив объем детского вещания. Вместо 15% у канала ОРТ чиновники насчитали 3,8%, столько же у телеканала «Россия» вместо положенных 10%. На ТВЦ объём вещания для детей не превысил 4,3% против 7%, «Культура» 7% вместо 10%. На НТВ фактический объем детского вещания отличался от заявленного в 10 раз».

Исследователи выделяют две причины возникновения такого дефицита. Первая — отсутствие подготовленных кадров.Т.В. Черняева в материале «Роль телевидения в образовании детей 4-8 лет» трактует её следующим образом: «В течение 10 лет людей, которые могли бы делать детское телевидение, никто не воспитывал. Как было раньше? Существовала огромная детская редакция - 120 человек на Российском телевидении, отдельный был корпус. И туда приходила молодежь, например, с факультета журналистики, и старые режиссеры, редакторы обучали их, как делать это самое детское телевидение. Потому что детское телевидение - это гораздо сложнее, чем взрослое. А когда редакции распались, то талантливые и замечательные люди ушли во взрослое телевидение, и возвращаться оттуда не хотят, потому что там платят больше. И сейчас позови и скажи: «вперед, делаем канал детский», - так мало кого найдем».

Вторая причина — отсутствие должной финансовой поддержки детских и молодежных СМИ. Сегодня большинство телевизионных каналов является коммерческими проектами. Их доходы составляет прибыль, полученная от транслируемой рекламы на канале. Согласно федеральному закону "О рекламе" от 13 марта 2006 года обширное распространение рекламы в детских телевизионных передачах запрещается в сравнении с распространением рекламы в проектах, предназначенных для любой другой возрастной группы. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не являются платежеспособными гражданами. Поэтому проекты для данной возрастной группы вытеснены с каналов.

Следовательно, информационная ниша телевизионного вещания, рассчитанного на детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоена минимально:

1) вечерние программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Спокойной ночи, малыши!» - канал «Россия», «Домашние сказки» - канал «Домашний», «Засыпайка» - «49-ый канал»);

2) обучающие и образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (коммерческие программы: «Английский с Хрюшей и Степашей» - канал «Россия», «Улица сезам», «Даша-следопыт» - «ТНТ»; программы, созданные на основе грантов - «Уроки тетушки Совуньи», «Школа смешариков» - канал «Домашний»).

Специализированные каналы (см. вопрос №1 этап 8).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал