Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие клиентского образа самого себя за отправную точку.






Склонный к самокритике клиент подталкивает терапевта к тому, чтобы занять противоположную клиентской позицию и постараться вытащить клиента из его ответов основанных на чувстве стыда, особенно если очевидно, что клиент к себе несправедлив. Однако, пытаясь убедить клиента, что тот никак не может быть «во всем виноватым», «самым глупым в своей семье» или «совершенно нелюбимым», консультант снова стыдит его, сообщая ему, что тот не прав и ошибается.

Пример

Ро долго страдала от пищевого расстройства и тщательно скрывала это. По мере того, как росло ее доверие к терапевту, она постепенно обнаруживала, сколь беспощадно она воспринимает себя — она ощущала себя уродливой, жирной и глупой. Терапевт, обладавший хорошей самоподдержкой, сохранял творческую невовлеченность и любопытство и продолжал расспрашивать ее о деталях и степени этих ощущений. Казалось, что Ро все больше расслабляется по мере тош, как она рассказывала о своем самовосприятии. Внезапно она остановилась и сообщила, что впервые ее просто слушают и не пытаются переубедить.

Она чувствовала, что ее принимают и понимают. На следующих сессиях она сообщила, что по-прежнему ощущает облегчение, и что хотя она сохраняет о себе тебе же представления, беспокоят они ее меньше.

7.4 Сохранение самоподдержки консультанта

Если вы хотите работать эффективно и компетентно, вам следует обращать внимание на ваши условия работы, степень удовлетворенности и самоподдержку. Мы предлагаем следующее:

· Регулярно проходите супервизию.

· При необходимости начните проходить терапию.

· Регулярно контактируйте с коллегами-профессионалами в интервизорских группах (группах поддержки) etc., особенно если вы работаете самостоятельно, например, ведете частную практику.

· Постоянно продолжайте профессиональное саморазвитие, например, посещая конференции, семинары и дискуссионные группы.

· Не перегружайте себя клиентами, растите, а не «горите» на работе.

· Регулярно ведите заметки и составляйте отчеты по каждому случаю, чтобы отслеживать свой рост.

· Уделяйте время своим интересам за пределами терапевтического мира.

Помимо этого, вам следует знать, как восстановиться после чересчур трудной или неприятной сессии, особенно если она случилась посреди рабочего дня. Кто-то для этого звонит коллеге или супервизору, кто-то совершает короткую прогулку, кто-то практикует медитацию или упражнения на заземление, кто-то припоминает сделанную в прошлом хорошую работу. Другие зажигают свечи или благовония, проветривают комнату или совершают другие очистительные ритуалы. В любом случае вы отвечаете за свою поддержку, так же как и за свою готовность и способность принять следующего клиента.

Эксперимент: спросите себя: Насколько отличается моя идеальная загрузка от имеющейся? Сколько часов в неделю я хотел бы работать в идеале? (с учетом финансовой необходимости!) Есть ли у меня клиенты, с которыми я работаю неэффективно, застрял или о которых избегаю думать? Как я ощущаю себя в конце рабочей недели — энергичным? Уставшим, но удовлетворенным? Вымотанным? Если бы у меня была возможность как угодно изменить свою практику, что бы я предпринял? Ответьте на эти вопросы. Есть ли ответы, которые вас удивили? Посмотрите, нужно ли вам что-то предпринять или обсудить с супервизором. Важно чувствовать, насколько вы эффективны в качестве терапевта.

Следуя гештальт-подходу, мы не предлагаем фокусироваться на результате, но думаем, что необходимо иметь какие-то ориентиры, чтобы избегать подавленности, самообмана и неэффективной практики. Ниже мы описываем, как оценить работу с каждым отдельным клиентом. Работу следует воспринимать в целостной перспективе, а не кусками, ибо в любо терапии есть периоды трудностей, замешательства, неудовлетворенности, как со стороны консультанта, так и со стороны клиента, и воспринимать их следует как вызов, как периоды, через которые надо пройти.

7.5 Оценка прогресса

· Клиент удовлетворен ходом терапии. Вы согласны! (и ваш супервизор тоже). Вы работаете с задачами, намеченными в вашем последнем совместном обзоре.

· Ваш контрперенос адекватен клинической ситуации.

· Обратная связь, которую клиент получает от друзей, семьи и коллег способствует росту его самооценки.

· Клиент «функционирует» все лучше, и его само-подцержка и вера в себя растут.

· Его отношения улучшаются, равно как и ваш с ним контакт.

· Он интегрирует то, чему научился, и становится менее предсказуемым.

Заключение

В реальности ощущение поддержки создается личным отношением человека к его собственным способностям и ресурсам и ресурсам среды. Хотя с точки зрения теории поля, это не две отдельные вещи, а постоянно взаимодействующие, мы используем сформулированное Перлзом разделение на самоподдержку и поддержку со стороны среды с целью предложитьчитателю концепцию разных аспектов поддержки. Мы также описали роль терапевта как составляющей части поддержки со стороны среды. В конце мы остановились на необходимости для консультанта быть внимательным к собственной поддержке.

Самоподдержка Поддержка со стороны окружения
1. Хорошее физическое здоровье 2. Удобная поза и легкое дыхание 3. Эффективные стратегии взаимодействия и творческое приспособление 4. Отношения с природой Сильное чувство идентичности Реалистичные взгляды на себя и на мир 5. Духовная практика 1. Экологически чистая среда 2. Адекватные ресурсы, такие, как еда, жилище etc 3. Близкие отношения 4. Любящая семья и друзья 5. Признание со стороны других 6. Принадлежность религиозной или социальной группе 7. Приносящая удовлетворение работа 8. Увлекательное проведение досуга

 


Глава 8. Эксперимент

В первой главе мы уже говорили, что один из четырѐ х фундаментальных принципов работы гештальт-терапевта - творческий подход. Творческие способности терапевта наиболее полно проявляются в эксперименте. В эксперименте, как нигде, у терапевта есть все шансы развернуть свой огромный творческий потенциал.

Цель эксперимента — помочь клиенту найти иные способы поведения в привычных ситуациях. Эксперименты совершенно незаменимы, когда терапевт сталкивается с незавершѐ нными гештальтами или неработающими паттернами, которые были когда-то результатом творческого приспособления клиента, но со временем морально устарели. Эксперименты помогают клиенту освободиться от груза ненужных шаблонов поведения, осознать, что выбор есть, и что только на нѐ м лежит ответственность за этот выбор. Кроме того, последние исследования29 показали, что возможность попробовать новые способы поведения является одной из главных гарантий успеха терапии. Перечислим основные цели эксперимента:

· Поиск новых способов поведения в актуальных для клиента жизненных ситуациях — взамен привычных паттернов.

· Повышение осознавания клиента.

· Усиление самоподдержки клиента.

· Выражение клиентом чувств, которые обычно ре-трофлексируются или вообще не осознаются.

· Принятие клиентом собственных качеств, которые он отторгает.

· Завершение незавершѐ нных гештальтов.

· Закрепление приобретѐ нных в процессе эксперимента навыков.

Удачные идеи для экспериментов естественным образом рождаются по ходу терапии. Например, всплывает недоработанная тема или незавершѐ нная ситуация, из которой клиент никак не может выбраться. Или клиент оказывается не в состоянии посмотреть на проблему с разных точек зрения. И если чувствуется, что клиент действительно готов рискнуть и попробовать что-то новое, терапевт, призвав на помощь своих верных товарищей — креативность, воображение и интуицию, предлагает клиенту эксперимент — возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.

8.1 Ход эксперимента

Любой эксперимент можно разбить на несколько стадий, которые могут накладываться одна на другую или меняться местами. Как правило, стандартная схема эксперимента такова:

Ø В поле появляется фигура;

Ø Терапевт предлагает клиенту эксперимент;

Ø Терапевт соизмеряет риск, приемлемый для клиента;

Ø Терапевт и клиент проводят эксперимент;

Ø Завершение эксперимента;

Ø Подведение итогов и закрепление навыков.

Появление фигуры

Слушая клиента, терапевт постепенно выделяет из фона фигуру — тему или ситуацию, которая кажется незавершѐ нной, проблемной, повторяющейся или тупиковой. Такой фигурой может стать любая мелочь - например, едва заметное напряжение в теле клиента, когда он касается определѐ нной темы, или резкая потеря энергии при упоминании какого-то человека. Фигурой может стать и просто какая-то постоянно повторяющаяся ситуация в жизни клиента.

Пример

Беверли жалуется, что в еѐ жизни всѐ неправильно. Она чувствует себя подавленной и обречѐ нной. Кажется, она бессильна что-либо изменить. В своѐ м рассказе Беверли то и дело вспоминает ситуации, когда муж говорил ей, что она всѐ делает не так, и брался за дело сам. Беверли часто повторяет: «И я ничего не могу с этим поделать».

Мы помним, что на первой стадии появляется фигура. В нашем случае фигура — это не удовлетворяющие Беверли отношения с мужем. Приведѐ нный клиенткой пример иллюстрирует главную проблему, которую вы, как терапевт, озвучиваете: «Похоже, ваш муж вас подавляет». Вы можете отреагировать иначе — например, с помощью метафоры: «У меня возникает такая картинка: вас постоянно отпихивают, а вы не можете дать сдачи». Дальше вы следите за реакцией клиента: резко возросшее количество энергии и интерес — явные индикаторы того, что вы попали в точку.

Стоит ли предлагать эксперимент?

Как и когда предложить клиенту эксперимент — вопрос довольно деликатный. С одной стороны, эксперимент даѐ т замечательную возможность обнаружить привычные для клиента способы прерыванияконтакта и довести цикл до конца или просю показать иные способы поведения в данной ситуации. Но с другой стороны, эксперимент можно рассматривать и как дефлексию, уход с границы контакта, бегство от того, что происходит здесь и сейчас между клиентом и терапевтом. Большинство терапевтов предпочитает доверять своей интуиции, которая подсказывает, когда нужно привнести в работу что-то ещѐ, найти новое приложение энергии клиента. Часто бывает, что даже небольшой эксперимент на повышение осознавания актуализирует количество энергии, достаточное для того, чтобы клиент мог изменить привычное для него отношение к себе или окружающему миру. Однако случается и так, что клиент всѐ понимает, хочет измениться, но при этом не может сдвинуться с мѐ ртвой точки. Причина того, что сдвиг не происходит, очень проста. Клиент боится перемен. Фредерик Перлз писал, что цель терапии — создать такие условия, чтобы клиент не боялся меняться. Для этого клиент должен чувствовать себя в безопасности, ощущать поддержку терапевта. Поэтому ваш первый шаг — понять, готов ли клиент к эксперименту. Первый раз предлагая клиенту эксперимент, чѐ тко сформулируйте ваши планы.

Пример

Терапевт: «Я вижу, что отношения с мужем очень вас беспокоят. Хочу предложить эксперимент, который поможет нам исследовать эту проблему. Во время эксперимента я могу попросить вас что-то представить или разыграть какуюнибудь сценку — сделать что-то, что раньше вы никогда не делали. Что вы об этом думаете?»

Внимание: клиент должен иметь возможность отказаться! Подстраивание клиента под терапевта чревато не только неудавшимся экспериментом, но и возвращением к незавершѐ нным гештальтам и ограничивающим клиента паттернам. Вы должны чѐ тко проговорить, что выбор остаѐ тся за клиентом: «Ничего страшного, если вы откажетесь от моего предложения». Внимательно следите за телесными проявлениями клиента — нет ли у вас ощущения, что клиент соглашается из вежливости? Это, конечно, не значит, что при первых же ваших словах лицо клиента должно немедленно озариться радостной улыбкой. Но необходим здоровый баланс между нормальным волнением и интересом (см, далее о риске). Если вы имеете дело с опытным клиентом, можно обойтись без подробностей: «Если вам интересно, у меня есть предложение» или «Хотите с этим поэкспериментировать?». И всѐ -таки, не забывайте, что клиент должен иметь возможность отказаться. Даже если вы полны решимости претворить в жизнь свою гениальную идею.

Риск

Ваш следующий шаг — понять, какой риск будет наиболее продуктивным для клиента. Помните: то, что подойдѐ т одному клиенту, не подойдѐ т другому. Вам нужно понять, как сделать эксперимент достаточно сложным, но при этом не выйти за грань, где ситуация будет совершенно непереносимой для клиента. Переборщите — и вместо того, чтобы вылечить, снова травмируете. Пожалеете — и клиент ничему не научится.

Кроме того, многое зависит от формы эксперимента. Одним клиентам тяжелее двигаться в пространстве, например, вставать с кресла, другим, наоборот, труднее выражать эмоции или громко говорить.

Во время эксперимента клиента легко пристыдить, поэтому терапевт должен быть очень внимательным. Даже самая безобидная фраза (например: «Чтобы лучше изучить вашу ситуацию, хочу предложить эксперимент») может вызвать напряжение и стыд у клиента, что сведѐ т все ваши усилия на нет. Внимательно следите за тем, как клиент реагирует на ваше предложение — и слова, и телесные проявления подскажут вам, какой риск будет приемлемым для клиента.

Пример

Терапевт: «Хочу предложить вам поговорить с мужем о том, как вы реагируете на его критику. Представьте, что он сидит в этом кресле». Беверли выглядит немного взволнованной, но отвечает: «Думаю, я справлюсь с этим. Мне страшно, но я хочу попробовать». Беверли могла решить, что такой эксперимент будет для неѐ слишком трудным. Тогда мы бы попробовали найти иную форму работы с этой проблемой. Например, мы бы могли попросить Беверли вспомнить конкретную ситуацию, в которой муж еѐ критиковал, и представить себе, как она могла бы ему ответить.

По ходу эксперимента внимательно следите за реакциями клиента и будьте готовы регулировать риск — в зависимости от постоянно меняющей способности клиента к самоподдержке. Сейчас мы попробуем показать, как регулировать риск на самой первой стадии, когда эксперимент только планируется. Мы хотим предложить вам спектр: от самых простых заданий, например, подумать и порассуждать о том, как можно вести себя иначе в данной ситуации, и до самых сложных, например, попробовать вести себя по-новому и за пределами кабинета психотерапевта. Такова будет приблизительная градация заданий для Беверли в порядке возрастания риска:

1. порассуждать, как Беверли могла бы вести себя иначе в данной ситуации;

2. мысленно представить эту ситуацию и попробовать новый способ поведения в воображении;

3. рассказать об этом терапевту;

4. попробовать — сначала осторожно — разыграть сценку в кабинете психотерапевта;

5. отбросив осторожность, по-настоящему пережить и прочувствовать то, что происходит;

6. попробовать вести себя так за пределами кабинета.

7. А вот какими способами можно регулировать риск в процессе эксперимента:

8. попросить клиента сделать паузу и подышать;

9. предложить клиенту остановиться и осознать, что

10. он чувствует;

11. напомнить, что терапевт всегда готов поддержать

12. клиента;

13. сесть ближе или, наоборот, дальше от клиента;

14. вмешаться в ситуацию: «А сейчас представьте, что ваш муж замолчал и слушает вас»;

15. предложить клиенту представить рядом человека, на которого клиент мог бы опереться.

Самое главное для терапевта при проведении эксперимента — оставаться беспристрастным к итогам эксперимента и не вести клиента за руку в каком-либо направлении. Будьте каждую секунду готовы остановиться, изменить направление или вообще двинуться в противоположную сторону — правильного решения нет. Цель эксперимента — брать то, что получается.

Эксперимент

Эксперимент, как мы уже говорили, начинается с выделения фигуры. По мере прояснения деталей, потребуется придать эксперименту какую-то определѐ нную форму. На этой стадии у терапевта есть все шансы продемонстрировать во всей красе свой огромный творческий потенциал. Для этого необходимо глубоко чувствовать мельчайшие изменения, которые происходят с клиентом по ходу эксперимента, и реагировать на них, меняя первоначальные планы, даже если для этого придѐ тся кардинально перестроить эксперимент. Терапевту понадобится всѐ его внимание и воображение, не говоря о способности осознавать, что происходит с ним самим во время работы клиента, и умению слушать клиента. Это необходимо, чтобы понять, насколько полезен для клиента эксперимент, и какой должна быть степень вовлечѐ нности самого терапевта. Расскажем подробнее о двух базовых техниках гештальт-терапии, которые используются в экспериментах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.