Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратная перспектива.






Совершенно иную картину представляет средневековая живопись, где проявляется другой тип перспективных построений.

Художественное пространство средневековой фрески, иконы и миниатюры построено по законам обратной перспективы. По словам Б.В.Раушенбаха, оно является как бы посредником между миром земным и миром божественным.

Для П.А.Флоренского обратная перспектива, характеризующая средневековое искусство, являлась некоторым свойством духовного пространства. Автор отмечает, что все предметы и фигуры, изображенные на иконе, переданы в ракурсах, которые не подчинены правилам линейной перспективы. По его мнению, существовала целая система изображения «горнего» мира. Эти приемы называются обратной или обращенной перспективой.

Обратная перспектива. Она как бы концентрирует наше внимание на сути явления, вводит понятие так называемого духовного зрения; заставляет видеть предметы в непривычном для нас виде.

На первый взгляд обратная перспектива выглядит, как детский рису-нок: что должно быть широким – узкое, что должно быть узким – широ-кое. Но этот эффект дает необыкновенную глубину изображения. Дей-ствительно, обратная перспектива это духовный взгляд на предмет, уме-

ние и желание видеть его с разных сторон и одновременно – как единое целое. Изображение видится так, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.

Это основное свойство обратной перспективы нашло свое примене-ние в иконописи, потому что икона – это окно в священный (сакральный) мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь – простирается. Пространство не от мира сего обладает свойствами, отличными от свойств земного пространства, не доступными телесному зрению и не объяснимыми логикой здешнего мира. Обратная перспектива производит здесь чрезвычайно сильный, ошеломляющий эффект: пространство разворачивается вширь и вглубь, вверх и вниз с такой безудержной мощью, что происходящее на глазах взирающего на икону обретает космический масштаб. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы " наплывая" на него. Если предположить наличие наблюдателя с обратной стороны иконы, за плоскостью изображения, то для него предметы, изображенные в обратной перспективе, окажутся изображенными в перспективе прямой, " правильной". Для глаза, приученного к прямолинейной перспективе, изображение на иконе кажется как бы " вывернутым наизнанку". Может быть, именно так появилось изречение, что " не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас".

Обратная перспектива не должна восприниматься, как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли ли-нейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов " плотского зрения".

 

При выполнение любого перспективного изображения необходимо использовать линию горизонта – Л.Г., которая располагается на уровне глаза наблюдателя.

Пи построении перспективных изображений необходимы и другие элементы перспективы, такие, как: поле зрения – часть пространства, которое мы можем охватить одним взглядом, бесконечно в глубину, но ограничено в ширину и высоту. Общий угол бокового охвата равен 140 градусам при неподвижном положении головы.

Благодаря строению наших глаз, поле зрения охватывает в ширину больше пространства, чем в высоту. Причем часть его над горизонтом меньше части ниже горизонта. Можно считать, что в среднем угол зрения по вертикали равен 45 градусам вниз – 65 градусов и каждый из боковых улов равен 70 градусам.

П. – предметная плоскость или земля.

Р. – точка главного схода, точка отдаления D, D1. Она образуется как центр конуса зрения, из которого проходит луч, перпендикулярный к картинной плоскости, и называют его центральным лучом зрения.

.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.