Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правление консерваторов: «тринадцать впустую потраченных лет» или «ветры перемен»?






 

1. Рождение «нового консерватизма». Выборы1950-1951 гг.

Поражение на выборах 1945 г. стало катализатором масштабной организационной и идеологической модернизации британского консерватизма, рождения «нового консерватизма». Еще с 30-х гг. на фоне ожесточенной борьбы Н.Чемберлена и У.Черчилля в партии постепенно складывалось новое, «технократическое» крыло. Его основу составила группировка «молодых консерваторов» под руководством Гарольда Макмиллана, выдвигавших идею создания «организованного капитализма», предполагающего активное государственное регулирование как в области производства, так и в социальной сфере. «Молодые консерваторы» ратовали за возвращение к идеям «социального консерватизма» эпохи Дизраэли, установление конструктивного диалога с профсоюзами, признание «смешанной модели» общественного развития.

После прихода на пост лидера партии У.Черчилля в 1940 г. позиции «молодых консерваторов» значительно укрепились. Не симпатизируя их идеям, Черчилль стремился использовать активность реформаторов для борьбы против «старой гвардии» тори. После политического поражения 1945 г. задача по реорганизации внутрипартийной жизни была возложена на нового председателя партии лорда Вултона. В своей деятельности он постарался использовать прежде всего потенциал управленческого аппарата партии, а не политического руководства. Особенно большие надежды Вултон возлагал на Консервативный политический центр и Исследовательский отдел Центрального бюро партии. Благодаря широкой сети книжных магазинов, хорошей издательской базе, оперативному выпуску ежемесячных и еженедельных бюллетеней и журналов Центр превратился в разветвленную систему переподготовки партийного актива.

Объектом особого внимания и заботы руководства партии стала Консервативная и юнионистская ассоциация молодежи, президентом которой тогда являлся Антони Иден. Не меньшее значение придавалось и студенческим организациям консерваторов, объединенным в Федерацию студенческих консервативных и юнионистских ассоциаций. Несмотря на волну протеста среди «старых тори», Вултон настойчиво предлагал придерживаться принципа равного представительства мужчин и женщин на всех уровнях партийного руководства, а также на ежегодных конференциях партии. С 1947 г. он впервые в истории партии стал назначать женщин на посты агентов Центрального совета.

Черчилль, отдав инициативу в процессе перестройки партийной машины, постарался объединить вокруг себя перспективных идеологов партии. Его выбор пал на Г.Макмиллана и Р.Батлера. Лидеры «молодых тори» были и сами не против закрепить свои позиции в руководстве, прикрываясь именем Черчилля. Вопрос о принципах обновления партийной программы стал основной темой ежегодной конференции консерваторов 1946 г. Под влиянием Черчилля «новый консерватизм» приобрел гораздо более умеренный характер. Черчилль ратовал за строительство стратегии партии, исходя из реалий современного общества, но решительно выступал против лейбористского реформизма, основанного на государственном регулировании. Предполагалось, что система «частнособственнической демократии» вполне эффективна для решения задач всеобщего благосостояния.

В последующие два года идеи умеренного варианта «нового консерватизма» легли в основу всех программных документов Консервативной партии. «Промышленная хартия» основывалась на признании непреходящей ценности частной собственности и рыночных отношений. Однако подчеркивалась и целесообразность частичного сохранения практики государственного регулирования экономики, в том числе «консервативного планирования», «побудительных мер» (т.е. стимулирования производства), ограничения «несправедливых привилегий» монополий, в особых случаях – контроля над ростом розничных цен. Хартия предполагала, что ряд предприятий и отраслей целесообразно сохранить в государственной собственности, но осуществленная лейбористами широкая национализация должна быть пересмотрена. В качестве основной цели рассматривалось обеспечение справедливой конкуренции между национализированными отраслями экономики и частными фирмами.

Удачное изменение имиджа партии, мобилизация всех организационных ресурсов и, главное, существенная корректировка идеологической платформы позволила консерваторам подойти к выборам 1950 г. в роли фаворитов. 24 января 1950 г. был опубликован избирательный манифест под названием «Вот подлинный путь». Он содержал основные постулаты «нового консерватизма» с особым акцентом на социальных лозунгах. Важной победой консерваторов в предвыборной гонке 1950 г. стало их тактическое сближение с либералами. Более чем в 60 избирательных округах были созданы совместные консервативно-либеральные комитеты действий, которые во время дополнительных выборов в Палату общин выдвигали кандидата от одной из двух партий.

Лейбористская партия не сумела что-либо противопоставить консолидированной оппозиции. Победив на выборах 1945 г. под знаменами конструктивного прагматизма, британский лейборизм ощущал явный недостаток серьезных концептуальных идей. Разработать собственную программу, выходящую за рамки восстановительного периода и предлагающую долгосрочную стратегию социально-экономического развития, лейбористы в период правления Эттли так и не смогли. В преддверии выборов 1950 г. был обнародован манифест Лейбористской партии «Давайте вместе преодолеем трудности». Его лейтмотив сводился к необходимости укреплять общенациональные приоритеты государственной политики, искать более эффективные формы сочетания различных форм собственности, избегать классовых и этнорелигиозных конфликтов. На фоне явных промахов во внешнеполитической сфере и нарастающих финансовых проблем подобная позиция не могла обеспечить мобилизацию электората. Успех лейбористов на выборах был еще возможным, но рейтинг партии стремительно падал.

Выборы, состоявшиеся 23 февраля 1950 г., принесли лейбористам 315 мест в Палате общин, консерваторам – 298, либералам – 9. Другим партиям досталось лишь три мандата, а независимых депутатов в палате не осталось вовсе. Лейбористы, таким образом, вновь получили право на формирование правительства, но итоги выборов были расценены как победа консерваторов. Они увеличили свое представительство на 85 мест, а лейбористы утратили 78 мандатов. Даже либералы имели повод торжествовать – несмотря на потерю трех мест в парламенте, они увеличили свой электорат с 2, 2 млн. избирателей до 2, 6 млн. При этом лейбористы утратили абсолютное большинство в Палате. Теперь проведение досрочных выборов стало делом времени.

Четвертое лейбористское правительство продержалось у власти полтора года. Каких-либо существенных перемен в государственный курс внести ему не удалось. Более того, страна оказалась втянута в Корейскую войну, продолжался острый конфликт с Ираном. Внешнеполитическая ситуация стала основным предметом и внутриполитической борьбы. Решившись на роспуск Палаты и досрочные выборы, лейбористское руководство опубликовало предвыборный манифест «Наш первый долг – мир», целиком посвященный внешней политике. Представить комплексную программу социально-экономических преобразований лейбористам вновь не удалось. Причиной тому стал нарастающий раскол внутри партии. Дискуссия о путях дальнейшего развития страны чрезвычайно обострила отношения между левыми и правыми лейбористскими группировками. Правые сплотились под знаменами активной и жесткой внешней политики в русле атлантической солидарности. Левые ратовали за переход к более глубоким социальным преобразованиям внутри страны. Демонстративный уход в отставку в апреле 1951 г. министра здравоохранения и лидера левых лейбористов Э.Бивена символизировал окончательный раскол в руководстве партии.

В преддверии новых выборов консерваторы также не обновили свой идеологический багаж. Опубликованный в октябре 1951 г. предвыборный манифест «Британия – мощная и свободная» был построен в духе уже известных идей «нового консерватизма». Гораздо большее внимание было уделено организационной подготовке.

На выборах 25 октября 1951 г. консерваторы одержали прогнозируемую победу, получив 321 место в Палате общин. У лейбористов осталось 295 мест, либералы получили 6 мандатов, другие партии – 3. Таким образом, консерваторам удалось достичь абсолютного большинства и сформировать устойчивое правительство. Его возглавил 77-летний Уинстон Черчилль.

 

2. «Сумерки гиганта».

Вернувшись на пост премьер-министра, Черчилль ввел в состав правительства политиков, наиболее активно проявивших себя в предыдущие годы. Лорд Вултон занял должность лорда-президента, Р.Батлер возглавил казначейство, Г.Макмиллан получил пост министра жилищного строительства и местного управления. Но в целом кабинет был составлен из представителей «старой гвардии» тори. Черчилль вернулся к прежнему авторитарному стилю руководства и при формировании правительства исходил исключительно из личных побуждений. Значительно изменилась и сама атмосфера в Консервативной партии. Результаты организационных перестановок последних лет сказывались и по окончании избирательной кампании. Но стремления сохранить былой динамизм и энергичность у руководства партии стало значительно меньше. Не поощрял более Черчилль и дискуссий о путях развития идеологической платформы партии.

Провозгласив курс «терпимости и конструктивности», Черчилль не стал коренным образом менять политику своих предшественников. Это касалось даже социальной сферы, к которой консерваторы стали проявлять подчеркнутое внимание. Основными направлениями деятельности правительства здесь стали программы развития жилищного строительства, образования и здравоохранения Жилищный вопрос («хаузинг») был в этом ряду ключевым. Правительству удалось обеспечить устойчивое наращивание жилищного строительства. Если 1951 г. было построено 234 тыс. новых домов, то в 1952 г. – 261 тыс., в 1953 г. – 314 тыс., в 1954 г. – 347 тыс. За счет снижения трудоемкости строительных работ и внедрения новой технологии удалось несколько снизить стоимость сдаваемого в эксплуатацию муниципального жилья. В отличие от лейбористов консерваторы придавали значение не только увеличению жилищного фонда и обеспечению его доступности, но и приоритетному развитию частнособственнического сектора.

Система здравоохранения так же не была подвергнута существенной перестройке. Правительство Черчилля сохранило созданную лейбористами Национальную службу здравоохранения с ее разветвленным административным аппаратом и преобладанием государственных медицинских учреждений. В то же время бесплатное медицинское обслуживание стало осуществляться более дифференцированно. Шире практиковалась оплата выписки рецептов, было введено платное посещение дантистов, платное распределение специального медицинского оборудования. Увеличился и еженедельный взнос граждан в фонд здравоохранения (с 8, 5 до 32, 5 пенса). Одновременно консерваторы существенно увеличили и бюджетные ассигнования на здравоохранение. Было упорядочено предоставление медицинской помощи, в том числе сокращено время ожидания приема у врача, разрешено посещение детей в больницах родителями, введена транспортировка больных для нестационарного лечения.

В силу общего совпадения программ развития системы образования у лейбористов и консерваторов правительство Черчилля было избавлено от необходимости проведения сколько-нибудь значимой реформы в этой сфере. Но ему пришлось столкнуться с масштабной общественной дискуссией по поводу статуса частных учебных заведений. Оппоненты упрекали консерваторов в стремлении сохранить неофициальную иерархию учебных заведений. Позицию правительства емко выразил министр образования Д.Экклз: «Те, кто поддерживают общеобразовательные школы, предпочитают равенство. Настоящее правительство Ее Величества отдает приоритет справедливости». Тем не менее правительство Черчилля приложило немало усилий и для развития массовой школы, пойдя на существенное увеличение расходов на систему образования.

Следуя своим предвыборным обещаниям правительство Черчилля не предприняло широкомасштабной приватизации государственных предприятий. Денационализации подверглись лишь сталелитейная промышленность и автодорожный транспорт. Решающее значение при определении форм собственности играл принцип эффективности производства. Лидеры консерваторов старательно отмежевались от любых политизированных дискуссий по этому поводу. В то же время правительство избегало и активизации государственного регулирования экономики, выработки обновленной стратегии развития производства.

Динамика экономического роста в Великобритании в 50-х гг. существенно улучшилась. В начале десятилетия производственные показатели уже на 1/3 превышали уровень 1937 г. Уверенный подъем продолжался в наукоемких новейших отраслях – электроэнергетике, машиностроении, химической промышленности. В угольной и текстильной отраслях показатели были не столь внушительны. В целом в первой половине 50-х гг. среднегодовой темп прироста валового национального продукта составлял в Великобритании уже 2, 7%, а промышленной продукции – 3, 3% (в конце 30-х гг. соответственно 1, 75% и 2, 7%). Устойчиво снижалась безработица. В 1953 г. ее уровень составил 0, 5 млн. человек, а в 1955 г. – 298 тыс. человек. Великобритания все еще удерживала второе место в мире по промышленному производству после США.

Таким образом, правительство Черчилля было лишено острой необходимости активного вмешательства в экономику. Правда, такая пассивность имела и негативные последствия. В условиях НТР менялись сами критерии экономического благополучия отдельных стран. Отсутствие резких спадов и кризисов еще не являлось гарантией сохранения позиций на мировом рынке. Требовалось постоянное наращивание темпов роста, совершенствование технологической базы производства, активное стимулирование новейших форм рыночной инфраструктуры. Такие задачи частный сектор решать самостоятельно уже не мог. Мировая практика государственного регулирования экономики постепенно перерастала рамки циклической антикризисной политики. Ее целью становилось систематизированное развитие всего экономического строя. Лишь государство с его мощным финансовым, интеллектуальным, политическим потенциалом могло взять на себя разработку малорентабельных, но чрезвычайно важных фундаментальных исследований, развитие стратегических наукоемких отраслей, требующих огромных инвестиций формирование разветвленной системы переподготовки профессиональных кадров. Правительственная политика в Великобритании в период правления консерваторов решение таких задач не предполагала. Эта пассивность консерваторов в области государственного регулирования экономики позволила говорить их оппонентам о «периоде застоя», «годах, потраченных впустую».

Консерваторам не потребовалось вносить принципиальные коррективы и во внешнеполитический курс. Еще в период пребывания в оппозиции Черчилль и Иден разработали концепцию «трех кругов», призванную приспособить глобальные притязания Великобритании к реалиям послевоенного мира. Согласно этой концепции британская внешняя политика в силу уникального географического положения страны и исторической традиции должна строиться в рамках трех основных зон ответственности («кругов») – атлантического сообщества, Европы и Британского Содружества наций. Черчилль подчеркивал, что речь об особых пространственных сферах, образованных не по географическому принципу, а в соответствии с факторами ментального, идеологического, политического единства. «Когда я пристально смотрю в будущее в свете изменений человеческих судеб, – утверждал он, – я чувствую существование трех больших сфер среди свободных народов и демократий. Первая для нас, естественно, Британское Содружество и империя со всеми их компонентами. Затем англосаксонский мир, равняющийся на США, в котором мы, Канада и другие британские доминионы играем столь важную роль. И наконец, это объединенная Европа. Эти три магических круга сосуществуют, и, если они слиты воедино, нет на свете силы или объединения, которые могли бы ниспровергнуть их или бросить им серьезный вызов. Мы являемся единственной страной, играющей великую роль в каждой из них».

Судьба Содружества наций и империи являлась для консерваторов ключевым вопросом в рамках внешнеполитического курса. Специально организованная в 1952 г. конференция премьер-министров Содружества закрепила решения 1949 г., в том числе статус английского короля как главы Содружества. Этот титул был присужден взошедшей на престол Елизавете II. Конференция 1952 г. окончательно легализовала понятие «гражданин Содружества» (вместо понятия «британский подданный»). Стремясь укрепить влияние страны в третьем мире, правительство Черчилля активно поддержало идею мирного урегулирования корейского конфликта. Именно британское предложение о предварительном обмене ранеными и больными военнопленными позволило вывести переговорный процесс из тупика.

Великобритания заняла достаточно жесткую позицию по индокитайской проблеме. Провал французской колониальной авантюры в Индокитае был очевиден, а попытки США направить развитие событий в этом регионе по «корейскому варианту» мало устраивало Лондон. Великобритания поддержала предложение Советского Союза о проведении международного совещания на уровне глав правительств о ситуации в Индокитае. Такое совещание прошло в 1954 г. в Женеве и позволило достичь решения о прекращении военных действий. В том же 1954 г. в Тегеране было заключено соглашение иранского правительства с международным консорциумом об условиях эксплуатации нефтяных месторождений в Иране. Договор оказался не столь выгоден для Великобритании, как предыдущий, но конфликт был на время погашен.

В начале 50-х гг. обострилась ситуация вокруг Египта. В октябре 1951 г. египетское правительство приняло решение об аннулировании договора 1936 г. о кондоминиуме над Суданом и о Суэцком канале. Судан был объявлен неотъемлемой частью Египта. Но идти на открытый конфликт с Великобританией король Египта Фарук не решался. Начались длительные переговоры, во время которых английские войска с успехом подавляли стихийные выступления местного населения в районе Суэцкого канала. После переворота в Каире в июле 1952 г. революционное правительство Г.Насера объявило о готовности предоставить Судану право самоопределения, что и было зафиксировано в англо-египетском соглашении 1953 г. 19 октября 1954 г. удалось достичь и заключения договора о судьбе Суэцкого канала. В соответствии с ним английские войска должны были быть эвакуированы в течение 20 месяцев. Канал оставался под контролем гражданского персонала, способного поддерживать его в состоянии, приемлемом для военного использования.

Определенную активность правительство Черчилля проявляло в вопросах европейской политики. Но британские политики с сомнением воспринимали французские проекты экономической интеграции с созданием наднациональных органов управления. В противовес «плану Шумана» официальный Лондон настойчиво популяризировал идею создания Европейской зоны свободной торговли. В нее должны были войти все семнадцать членов Организации европейского экономического сотрудничества при отказе в отношении друг друга от таможенных пошлин и импортных ограничений, а в перспективе – дальнейшей либерализации движения капиталов и прямой торговли. Такой проект не предполагал создание наднациональной организационной структуры, выработку скоординированной экономической политики, унификацию законодательства.

Создание отраслевого интеграционного блока ЕОУС в 1952 г. противоречило британским планам. Компенсируя политическое поражение, британская дипломатия активно поддержала проекты военно-политической интеграции. При обсуждении «плана Плевена» Великобритания поддержала в 1952 г. отмену оккупационного статуса Западной Германии и возможность включения ее подразделений в «европейскую армию». После провала проекта Европейского оборонительного сообщества Великобритания вместе с США выступила за включение ФРГ в систему атлантической безопасности под эгидой НАТО.

В ноябре 1954 г. было пышно отпраздновано 80-летие лидера консерваторов. Возраст уже требовал ухода на покой. На протяжении 1954 г. публичные выступления лидера правящей партии вызывали уже открытое раздражение. Поворотным моментом стали бурные дебаты в Палате общин по поводу разработки водородной бомбы. Непоследовательная и одновременно воинствующая, бескомпромиссная позиция Черчилля вызвала неприятие даже у многих представителей Консервативной партии. Отставка Черчилля состоялась 5 апреля 1955 г. Согласно конституционному обычаю Черчилль передал королеве письменную просьбу об отставке и рекомендацию «послать за Иденом» для формирования нового состава правительства.

 

3. Правительство А.Идена. Суэцкий кризис.

Приход на пост премьер-министра вице-лидера Консервативной партии Антини Идена был воспринят многими как продолжение черчеллевской эпохи.

Оказавшись в 1955 г. на посту премьер-министра и не собираясь существенно изменять прежний государственный курс, Иден все же усилил позиции в правительстве представителей «среднего поколения». Макмиллан возглавил министерство иностранных дел, Батлер остался министром финансов. Один из наиболее заметных представителей нового поколения «партийной молодежи» Эдвард Хит был назначен партийным «кнутом» (главным организатором парламентской фракции). В то же время Иден сохранил в составе правительства и многих «старых тори», представителей родовой аристократии.

Понимая непрочность своих личных позиций в партии, Иден решился на достаточно неожиданный шаг – досрочный роспуск парламента. Об этом было объявлено 15 апреля. За оставшиеся три недели работы нижней палаты консерваторы успели принять новый бюджет, снизивший ставку подоходного налога, а также осуществить ряд других популярных мер. Сам премьер-министр в ходе предвыборной борьбы впервые широко использовал потенциал телевизионных выступлений, а также работу профессиональных имиджмейкеров. Выборы 1955 г. принесли уверенную победу консерваторам – 345 депутатских мандатов. У лейбористов оказалось 277 мест в Палате общин, у либералов – 6.

Однако безоблачное существование правительства Идена не продлилось и полгода. С лета 1955 г. в стране начали проявляться признаки ухудшения экономической конъюнктуры. Правительство было вынуждено пойти на некоторое сокращение социальных программ, а также увеличение косвенных налогов, повышение стоимости почтовых услуг. Бюджет 1956 г. восстановил прежний уровень подоходного налогообложения. Все эти меры оказались достаточно своевременными, но слишком диссонировали с предвыборными прогнозами консерваторов. В стране увеличилось стачечное движение, изменился ранее чрезвычайно благожелательный тон прессы. Признавая необходимость корректив государственного курса, Иден осуществил перестановки в правительстве. Батлера на посту министров финансов сменил Макмиллан.

Все более сложной становилась и внешнеполитическая ситуация. После политических перемен в СССР появилась возможность смягчить международную напряженность. Стремясь использовать новую ситуацию для укрепления престижа Великобритании, Иден выступил с инициативой расширения переговорного процесса по актуальным проблемам глобальной политики. Усилия британской дипломатии увенчались успехом. 18 июля 1955 г. в Женеве открылось совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании. Нр в ходе конференции стало очевидно, что западные страны и СССР слишком настороженно относятся к предложениям друг друга и пока не готовы внести существенные коррективы в свою стратегию. Итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о желательности развития экономического и культурного сотрудничества.

В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами третьего мира. Как и в Женеве, делегациям не удалось прийти к серьезным политическим соглашениям. К тому же визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом. 19 апреля при погружении в гавани Портсмута таинственным образом погиб офицер-водолаз Лайонел Крабб. В гавани в это время находился крейсер «Орджоникидзе», на котором прибыла советская делегация. Подлинная подоплека инцидента не оставляла сомнений. Иден был вынужден заявить в Палате общин, что события в Портсмуте происходили без ведома правительства, но интересы общественного спокойствия требуют сохранения всех обстоятельств в секрете.

Ближневосточный регион становился в середине 50-х гг. одним из наиболее важных для мировой политики. В Лондоне родился проект создания здесь широкого военно-политического блока с участием крупнейших арабских стран. Предполагалось, что в силу давних исторических связей, наличия в регионе мощных британских военных баз, а также контроля Великобритании над стратегическим районом Суэцкого канала такая группировка может стать первым «проанглийским» блоком из созданных в послевоенный период. В 1955 г. под патронажем британского правительства Турция и Ирак заключили соглашение о взаимных оборонительных обязательствах. Великобритания присоединилась к нему, заключив аналогичный договор с Ираком. Чуть позже в группировку вошли Иран и Пакистан. Так возникла Организация центрального договора (СЕНТО), или Багдадский пакт, просуществовавший до 1978 г.

В составе СЕНТО британским политикам виделся и Египет. Однако правительство Насера не торопилось с таким шагом и постепенно расширяло связи с советским блоком. Иден решил форсировать окончательное оформление Багдадского пакта, добиваясь присоединения к нему Иордании. На территории этой страны находились английские войска под командованием генерала Глабба, а король Хусейн неизменно проявлял лояльность к Лондону. В Иорданию отправился Макмиллан с целью организовать заключение договоров об ее экономическом сотрудничестве со странами Багдадского пакта, а подразделения генерала Глабба приступили к подавлению антианглийских выступлений населения. Но эти меры привели к обратному результату – 2 марта 1956 г. король Хусейн сместил Глабба с поста командующего и потребовал выдворения из. страны большой группы английских офицеров. Иордания приняла решение присоединиться к созданному осенью 1955 г. по инициативе Насера совместному командованию армиями Египта и Сирии.

26 июля 1956 г. неожиданно для Лондона Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Непосредственной причиной этого стал отказ Великобритании и США финансировать строительство Асуанской плотины. Принимая столь жесткое решение, Насер рассчитывал на значительную помощь со стороны СССР. Национализация Суэцкого канала наносила прямой ущерб экономическим интересам Великобритании – канал обеспечивал не менее четверти ее импорта и экспорта. Чуть меньше 40% всей добываемой Великобританией на Среднем Востоке нефти также поставлялось через канал. Правительство Идена отреагировало решительно. Уже 26 июля казначейство заморозило все стерлинговые обороты и активы Египта. Великобритания вместе с Францией, обладавшей частью акций Суэцкого канала, подала в Совет Безопасности ООН жалобу на Египет. Однако СССР не допустил принятия какой-либо резолюции, использовав право вето. Иден провел секретные переговоры с Эйзенхауэром о возможности применения силовых мер, но его надежды не оправдались – американский президент накануне выборов не был заинтересован в развязывании нового вооруженного конфликта. Тем не менее в Лондоне было принято решение о подготовке военной операции.

В августе 1956 г. началась концентрация английских и французских военных подразделений в районе Ближнего Востока. Союзником двух западных держав стал Израиль. С конца августа на границе Израиля с Египтом и Иорданией начались серьезные столкновения, а 15 октября Иордания официально обвинила Израиль в агрессии. 25 октября министры иностранных дел Великобритании и Франции и израильский премьер-министр Бен-Гурион подписали секретный протокол о совместных действиях против Египта. Был подготовлен оперативный план, согласно которому объединенные войска должны были занять Синайский полуостров и взять под контроль всю зону канала. Повод для начала кампании должно было дать наступление израильской армии на Синайском полуострове (операция «Кадет» – «Очищение»). Великобритания и Франция были готовы предъявить ультимативное требование египетской и израильской армиям отвести подразделения на 10 миль от Суэцкого канала, которое Египет наверняка отказался бы выполнить. Вся операция получила название «Мушкетер», а командование было возложено на английского генерала Чарльза Кейтли. Было задействовано более 50 тыс. британских солдат и около 100 военных кораблей.

В пять часов вечера 29 октября 1956 г. 400 израильских парашютистов под командованием полковника А.Шарона высадились в самом центре Синайского полуострова, а танковые войска перешли в наступление на северо-востоке Синая. 30 октября, не взирая на то, что израильские войска еще не достигли канала, британское и французское правительства поспешили обратиться «к обеим сторонам» с предложением о прекращении огня, выводе всех войск из зоны канала и временной оккупации Суэца в целях обеспечения гарантий свободного движения по каналу. Не дожидаясь окончательного ответа египетской стороны, англо-французская военно-морская группировка вышла с Мальты. 31 октября британская авиация подвергла налетам все египетские авиабазы. Президент Насер отдал приказ о постепенном отступлении египетских подразделений в глубь полуострова. Вскоре правительство Египта приняло призыв ООН прекратить огонь. Тем не менее англо-французские бомбардировки продолжались. 5 ноября более тысячи англо-французских парашютистов высадились в стратегических пунктах Синайского полуострова. Агрессию остановила лишь исключительно резкая позиция СССР. В ультимативном послании Хрущев дал понять Идену, что СССР готов применить даже ядерное оружие.

Итак, неожиданно для британских политических кругов Суэцкая авантюра поставила их страну на грань ядерного конфликта. Лондону и Парижу пришлось отдать приказ о срочном прекращении военных действий. 22 декабря англо-французские войска покинули территорию Египта, а к 8 марта 1957 г. израильские войска были выведены и с Синайского полуострова. В зону конфликта были введены войска ООН. После тяжелого политического поражения, связанного с Суэцким конфликтом, судьба правительства Идена была решена.

 

4. «Ветры перемен».

После добровольного ухода в отставку Идена на пост лидера Консервативной партии с равным успехом претендовали Батлер и Макмиллан. Решающим стало мнение наиболее авторитетных политиков из старшего поколения тори, отдавших предпочтение Макмиллану. Но состав нового кабинета свидетельствовал о быстрой смене партийного руководства. Большинство министров было на 8-10 лет младше своего лидера. Из «старой гвардии» и даже «среднего поколения» в правительство вошли немногие.

Гарольд Макмиллан ратовал за обновление государственного курса. Он провозгласил лозунг «ветра перемен», призвав партию перейти от молчаливого признания реалий современного общества к активной работе по созданию динамичной и прогрессивной национальной модели развития. При этом Макмиллан стремился не допустить раскола в партийных рядах и избегал чрезмерно радикальной реформаторской риторики. Он по-прежнему делал ставку на умеренный вариант «нового консерватизма» как общенациональную идеологию надклассовой солидарности и социальной мобильности. Новый лидер призывал коллег к государственной дисциплине, ответственности и прагматизму.

Правительство Макмиллана существенно активизировало социальную политику. Это диктовалось не только идеологическими принципами, но и новой макроэкономической стратегией. В ведущих странах Запада начиналось формирование общественной модели «государства благосостояния», основанной на обеспечении устойчивого экономического роста, широком стимулировании совокупного предложения и спроса. Наращивание потребительского спроса как важнейшего фактора сбалансированности рыночного механизма, достигалось посредством регулирования трудовых отношений и расширения государственной социальной инфраструктуры.

В 1957 г. в действиях британского правительства стали очевидными два приоритета – сохранение широкого комплекса социальных бюджетных программ и резкое повышение стоимости государственных ценных бумаг с целью увеличения уровня банковского процента и пополнения казны. Но в течение последующих полутора-двух лет экономическая конъюнктура значительно ухудшилась. Повышенный потребительский спрос вызывал инфляционный рост цен и – в силу соответствующего относительного удешевления импортных товаров и роста их ввоза – дефицит платежного баланса страны. Негативное влияние оказало и ухудшение ситуации на мировом рынке вследствие суэцкого кризиса. Правительство Макмиллана было вынуждено отказаться от политики «дорогого кредита».

Снижение процентной ставки в сочетании с активной социальной политикой вызвало бум предпринимательской активности в 1959-1960 гг. В этой благоприятной обстановке консерваторы одержали убедительную победу на парламентских выборах 1959 г. 49, 4% избирателей поддержали консерваторов, 43, 8% – лейбористов, 2, 7% – либералов. В Палате общин у тори оказалась на сто мандатов больше, чем у лейбористов. Правительство получило полный кредит доверия, но уже в 1960-1961 гг. его положение в условиях нового мощного всплеска инфляции ухудшилось.

Непосредственной причиной ухудшения экономической конъюнктуры стали массовые спекуляции на международном валютно-финансовом рынке, подорвавшие позиции фунта стерлингов. Но это, в свою очередь, было результатом глубоких внутренних диспропорций британской экономики. Несмотря на очевидные успехи послевоенного развития, промышленность Великобритании значительно уступала американской, немецкой и японской по уровню специализации, технологического оснащения и превосходила по себестоимости товаров. Прежние лидеры британской экономики – колониально-сырьевые монополии – стремительно теряли свои позиции. Их ориентация на размещение инвестиций за рубежом, на предприятиях добывающей промышленности в бывших колониях становилась препятствием для наращивания капиталовложений в новейших отраслях индустрии самой Великобритании. В итоге складывалась парадоксальная ситуация, когда каждый новый рывок в традиционных отраслях британской индустрии приносил негативные последствия. Наращивание объемов такого производства сопровождалось устойчивым ростом импорта (прежде всего сырья), который не компенсировался адекватным увеличением экспорта британских товаров. Ценой этого становилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и, как следствие, бюджетный дефицит и инфляция.

К началу 60-х гг. сложилась общая позиция экономических экспертов обеих крупнейших партий по вопросам антикризисной стратегии. Этот консенсус получил название «батскеллизма» (по именам тогдашнего министра финансов Р.Батлера и лидера лейбористов X.Гейтскелла). Предполагалось, что в условиях «перегрева» экономики (ускорения экономического роста и соответствующего роста инфляции) правительство должно ограничить хозяйственную активность. Помимо оздоровления финансовой системы, эти меры должны были привести к сокращению промышленного капиталоемкого производства и уменьшению потребления привозного сырья. Снижение же импорта могло способствовать восстановлению равновесия платежного баланса и уменьшению инфляции. В периоды «охлаждения» конъюнктуры правительство, напротив, должно стимулировать предпринимательскую активность и способствовать ускорению экономического роста. Подобные зигзаги стимулирующей и сдерживающей экономической стратегии получили в Великобритании название политики «стой – иди».

В 1961-1962 гг. в рамках политики «стой – иди» правительство Макмиллана предприняло шаги по «охлаждению» экономической конъюнктуры. Последовало новое повышение учетной ставки Английского банка, были увеличены пошлинные и иные государственные сборы, ограничен кредит и сокращена расходная часть бюджета. Параллельно предпринимались шаги по созданию механизма гибкого государственного регулирования экономики, способного эффективно управлять переходом от стадии «охлаждения» к «нагреву» конъюнктуры и обратно. Использование британским правительством тактики «стой – иди» сочеталось с нарастающей налоговой и финансовой поддержкой крупных производителей, конкурентоспособных на мировом рынке. Решение этой задачи имело и политический аспект. В новой экономической ситуации особую роль приобретали отношения Великобритании с бывшими колониями и ее включение в процесс европейской интеграции.

Процесс распада британской колониальной империи в 50-х гг. приобрел необратимый характер. Макмиллан был первым из лидеров партии тори, кто однозначно заявил о необходимости «ветра перемен» в этой сфере. Сам лозунг «ветра перемен» был изначально сформулирован именно применительно к новым реалиям на постколониальном пространстве. Уже в 1960 г. правительство Макмиллана объявило о намерении проводить в отношении африканских стран политику «плавного и либерального прогресса». Подразумевался постепенный уход Великобритании из Восточной и Центральной Африки с передачей власти в руки черного большинства.

Усилия британского правительства не всегда могли предотвратить этнические и расовые конфликты, сопровождавшие формирование нового общественного строя в получивших независимость странах. Так, британской дипломатии не удалось предотвратить гражданскую войну в Нигерии. Уход колониальной администрации из Уганды в 1962 г. открыл дорогу кровопролитному конфликту на почве межплеменной розни. Болезненной оставалась проблема партизанского движения и политического терроризма для Кении. Серьезную неудачу потерпела британская дипломатия в Центральной Африке. В 1964 г. при посредничестве Лондона был подготовлен проект по созданию федерации, включившей Малави (бывший Ньясаленд), Замбию (бывшую Северную Родезию) и Южную Родезию. Но в Южной Родезии белые поселенцы сохранили всю полноту политической власти. В стране начался открытый расовый конфликт. Аналогичным образом события развивались и в Южной Африке, провозгласившей себя республикой в 1960 г.

Развитие национально-освободительного движения на Африканском континенте поставило британскую дипломатию и перед совершенно новой проблемой. В Содружестве силу набирало африканское «лобби», чья позиция отнюдь не всегда совпадала с британскими интересами. Макмиллан всеми силами пытался вдохнуть жизнь в экономическую и политическую систему Содружества. В ходе своих многочисленных турне премьер-министр встречался с лидерами молодых государств, авторитетными политиками и представителями общественности. Именно Макмиллан заложил основы идеологической концепции «многорасовой ассоциации».

Трудности, сопровождавшие становление обновленного Содружества наций, увеличивали значимость европейской политики Великобритании. Создание в 1957 г. системы Европейских Сообществ угрожало усилить изолированность Великобритании от европейского рынка. Ответом Лондона стало образование в 1960 г. Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В соответствии с учредительным Стокгольмским договором 1960 г. образовывалась «зона свободной торговли», в рамках которой не предполагалось ликвидировать таможенные тарифы. Речь шла лишь о ликвидации дискриминационных ограничений товарообмена и отказе от демпинговых цен. Вскоре британская дипломатия поставила вопрос и о вступлении страны в ЕЭС.

Проблема участия Великобритании в Европейских Сообществах приобрела специфический характер. С одной стороны, Лондон настаивал на формировании в рамках ЕЭС собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей Великобритании с третьими странами. Речь прежде всего шла о странах Содружества, а также членах ЕАСТ. С другой – Великобритания не хотела отказываться от «особых отношений» с США во имя европейских интересов. Этот политический аспект проблемы и стал камнем преткновения. Решительным противником включения в Европейские Сообщества британского «троянского коня» выступил французский президент Ш. де Голль. В ходе личных переговоров с Макмилланом в 1962 г. он дал понять, что лишь начало тесного англо-французского сотрудничества по созданию европейского ядерного оружия может стать основой для вступления Великобритании в Общий рынок. Принести политику «атлантической солидарности» в жертву интеграционным планам британская дипломатия была не готова. Ответом Франции стало вето в отношении любых переговоров о вступлении Великобритании в ЕЭС.

Дипломатическое поражение Макмиллана было особенно болезненным, поскольку ставило под сомнение и эффективность экономической стратегии правительства. Без решительного прорыва на новые внешние рынки, без коренного изменения внешнеторгового сальдо и положения фунта стерлингов на мировом финансовом рынке британская экономика была обречена на устойчивое снижение темпов роста и периодические всплески инфляции. Возвращение правительства в 1963-1964 гг. к прежней политике «стой – иди» лишь демонстрировало отсутствие новых идей и решений. Рейтинг руководства партии консерваторов стремительно падал. Переломным оказался скандал, связанный с обвинением военного министра Профьюмо в «порочащих связях».

Правительственный кризис совпал с тяжелой болезнью Макмиллана. В такой ситуации он принял решение об отставке. В октябре 1963 г. новым премьер-министром стал Алек Дуглас-Хьюм.

Приход А.Дугласа-Хьюма на должность премьер-министра оказался сопряжен с важными изменениями в правовой базе британской государственности. Прологом к ним стала реформа Палаты лордов, осуществленная правительством Макмиллана еще в 1958 г. Тогда был принял Акт о пожизненных пэрах. В соответствии с ним, Корона приобретала прерогативу предоставлять пожизненное пэрство с правом заседать и голосовать в Палате лордов. Подобная практика на самом деле появилась еще в соответствии с прецедентом 1856 г. Но долгое время пожизненное пэрство являлось лишь титулом, связанным с земельной собственностью, а не с «почетной должностью» заседать в Палате лордов. Акт 1958 г. окончательно утвердил институт пожизненного пэрства как равноправного, что имело важнейшие политические последствия. Предоставление такого звания рассматривалось как признание особых личных заслуг. Верхняя палата пополнялась за счет заслуженных политиков и известных общественных деятелей. Тем самым, она становилась более современной по своим политическим ориентирам, более авторитетной в глазах британского общества.

Следующим шагом стал Акт о пэрах 1963 г. – одна из самых последних инициатив Макмиллана. Его ключевым элементом было признание права наследственных пэров добровольно отказываться от этого титула. Подоплека такого решения объяснялась тем, что с начала XX в. установилось правило обязательного членства кандидата на пост премьер-министра в Палате общин, поскольку по традиции лорд «не имеет права доступа в Палату общин». Благодаря Акту о пэрстве 1963 г. авторитетные политики из партии тори, являвшиеся пэрами, могли претендовать на ведущий политический пост. Лорд Хэйлшем и лорд Дуглас-Хьюм оказались первыми, кто воспользовался этим правом. Спустя две недели после их отказа от пэрского титула Дуглас-Хьюм занял пост премьер-министра.

Соперничество двух экс-лордов и других претендентов на пост лидера партии и премьер-министра проходило на фоне существенных изменений внутрипартийных правил тори. Традиции Консервативной партии никогда не предполагали демократичных процедур избрания лидера. Легендарной стала фраза члена парламентской фракции тори Э.Претимэна, произнесенная в 1921 г.: «Великие лидеры партии не избираются. Они подбираются сами по себе. Думаю, печален будет тот день, когда мы торжественно соберемся для избрания лидера». Но в начале 60-х гг. партия тори существенно изменилась. Вслед за уходом с политической арены ее «старой гвардии», в руководстве партии и ее парламентской фракции все громче заявляли о себе выходцы из средних слоев общества.

Внутрипартийная дискуссия о кандидатуре нового премьер-министра, происходившая в 1963 г., стала переломным событием в демократизации консервативной партии. Впервые был проведен опрос среди парламентариев-тори о наиболее предпочтительных и неприемлемых кандидатурах. В парламентской фракции и среди партийных активистов кандидатура Дугласа-Хьюма широкой поддержки не вызывала. Но решающим оказалось мнение бывшего лидера – Макмиллана. Ожесточенная внутрипартийная полемика существенно снизила популярность правящего кабинета.

Политический кризис Консервативной партии выявил необходимость глубокой корректировки и государственной стратегии. При всей своевременности политики «ветра перемен» она оказалась слишком поверхностна с точки зрения задач структурной реформы британской промышленности, модернизации социальной инфраструктуры, региональной политики. Британская экономика по темпам развития все больше уступала многим странам Запада. В 50-60-х гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составлял в Великобритании лишь 3%, тогда как в США – 4%, в ФРГ и Италии – по 7, 4%, в Португалии – 6, 2%, в Испании и Греции – по 7, 5%, в Японии – 15, 2%. Среди ведущих стран Запада Великобритания сохраняла и самый низкий показатель уровня образования. На рынке труда существовал переизбыток малоквалифицированных работников. Несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы по специальностям, квалификациям и отраслям сковывало мобильность рабочей силы и еще больше усиливало территориальные диспропорции в экономическом развитии страны

В 60-х гг. британское общество начало испытывать и новые психологические проблемы. В основе своей они были связаны с распадом колониальной империи. Сама деколонизация воспринималась большинством англичан даже позитивно. «Бремя белого человека» все в большей степени считалось обременительной ношей. Куда более болезненно англичане относились к падению международного престижа своей страны, утрате ею статуса великой державы. Снижение темпов роста, откат во второй ряд ведущих стран Запада воспринимались именно в этом ключе. Успех недавних противников – Германии, Японии, Италии – был тем более огорчителен. Британское общество все в меньшей степени довольствовалось достигнутым уровнем потребления в качестве критерия национального благосостояния. Ответственность за это несли консерваторы. Обвинившим их в «тринадцати впустую потраченных годах» лейбористам предстояло принять вызов.

 

Великобритания в 60-70-х гг. «Технократическая эра»

 

1. «Технократическая революция» Гарольда Вильсона.

Годы, проведенные Лейбористской партией в оппозиции, были сопряжены с попытками коренным образом обновить идеологическую платформу лейборизма. Этот процесс осложнялся острой межфракционной борьбой. Вскоре после поражения на выборах 1951 г. возник конфликт между лидером лейбористов К.Эттли и председателем партии Г.Ласки. Ласки настаивал на демократизации внутрипартийной жизни, отказе от принципа единоначалия. Эттли решительно отстаивал исключительные прерогативы лидера, и его позицию разделял избранный на пост лидера в 1955 г. Хью Гейтскелл. Новый лидер решительно пресекал попытки активистов «массовой партии» (представителей исполкома и «низовых» партийных организаций) укрепить свое влияние в противовес «парламентской партии» (лейбористских депутатов Палаты общин).

X.Гейтскелл являлся представителем правого крыла партии, выступившего инициатором обновления лейбористской доктрины. Первый период дискуссий, начавшихся на фоне неудачных избирательных кампаний 1950-1951 гг., завершился изданием в 1952 г. сборника статей «Новые фабианские очерки». Его авторы призывали перейти от традиций социал-демократического реформизма к общенациональной политике, направленной на формирование современной модели «государства благосостояния». Гейтскелл попытался пересмотреть и ключевой тезис послевоенной программы лейбористов – целесообразность создания мощного государственного сектора экономики. Более эффективным, на его взгляд, являлось активное включение государства в рыночное пространство с его естественными законами конкуренции.

Левое крыло Лейбористкой партии оказалось в 50-х гг. в непривычной для себя роли «консерваторов». Его лидер Э.Бивен ратовал за сохранение классических принципов рабочего движения. Важным шагом по консолидации Лейбористкой партии стала конференция 1957 г. В ходе ее группам X.Гейтскелла и Э.Бивена удалось достичь единой позиции по всем принципиальным вопросам партийной доктрины. Уступкой в сторону левых стало признание важности усиления плановых начал в экономике, установления «демократического контроля» над деятельностью менеджеров, последовательного уменьшения неравенства в области доходов и собственности с помощью налоговой и социальной политики.

Поражение на выборах 1959 г. вновь активизировало дискуссию в Лейбористской партии. Партийная конференция, прошедшая в 1960 г. в Скарборо, завершилась принятием важнейшего программного документа «Вехи 60-х гг.». Его авторы находились под заметным влиянием теории институционализма. Представители этого направления рассматривали эпоху НТР как качественный рубеж в развитии индустриальной системы, связанный с преодолением ее эксплуататорской сущности и формированием технократической модели общественного развития, активизацией «социального контроля», ростом значимости централизующих институтов общества.

Смерть X. Гейтскелла в 1963 г. обострила борьбу в руководстве партии. На пост лидера претендовал Джордж Браун, представитель правого крыла, имевший прочные позиции среди лейбористских парламентариев и олицетворявший «парламентскую партию». Левоцентристские круги склонялись к поддержке Джеймса Каллагэна, который не являлся сторонником классических принципов лейборизма, но был приемлем для левых благодаря связям с «массовой партией», профсоюзным движением. «Центриста» Гарольда Вильсона поддерживали те политики, которые видели в идеологической дискуссии «левых» и «правых» дань прошлому и рассчитывали на дальнейшую разработку технократических, деидеологизированных программ. Ставка на преемственность курса, связанного с технократическими идеями «новых фабианцев», и новейшие политические технологии позволили Вильсону одержать убедительную победу на внутрипартийных выборах в 1963 г.

Конференция Лейбористской партии, состоявшаяся в 1963 г., приняла программное заявление «Лейбористы и научная революция». Выступая с обоснованием его основных положений, Вильсон заявил: «На этой конференции во всех наших планах на будущее мы заново определяем и заново конкретизируем наше понимание социализма в соответствии с условиями и требованиями научной революции». Вильсон ратовал за «соединение науки с экономическим планированием», видя в этом не только залог оздоровления британской экономики, но и наиболее верный путь к торжеству подлинных идеалов социализма.

В преддверии парламентских выборов 1964 г. был обнародован программный манифест лейбористов, суммирующий основные идеи «технократической революции». Государство определялось в нем как основной двигатель научно-технической революции, способный в сотрудничестве с «обеими сторонами промышленности» (предпринимателями и тред-юнионами) осуществлять накопление и целесообразное перераспределение материальных ресурсов. Провозглашалась необходимость всесторонней модернизации британской промышленности, укрепления финансово-бюджетной системы. Новым аспектом идеологической концепции стал подробный анализ проблем «участия» наемных работников в управлении производством и распределении доходов. Органичным дополнением этой «технократической» избирательной кампании стало широкое и эффективное использование средств массовой информации.

В ходе выборов 15 октября 1964 г. голоса избирателей разделились между ведущими партиями почти поровну. Лейбористы получили 44% голосов, консерваторы – 43%. Но в силу специфики мажоритарной избирательной системы преимущество лейбористов оказалось достаточным для образования «правительства большинства». Их парламентская фракция отныне состояла из 317 депутатов, тогда как консерваторы получили лишь 303 мандата, а либералы – 9 мандатов.

Основу правительства составили старые члены Лейбористской партии, занимавшие ключевые посты в кабинете Эттли. Но политический имидж правительства существенно изменился. Вильсон неизменно подчеркивал, что правительство намерено заниматься вопросами экономического развития, «реальной политикой». Он провозгласил «эру конца идеологии», все чаще отказываясь от присущей лейбористам социалистической фразеологии.

Наиболее сложной проблемой, с которой столкнулось правительство Вильсона, был устойчивый дефицит платежного баланса и нарастающие инфляционные процессы. Гибкое чередование стимулирующей и ограничивающей политики по схеме «стой – иди» становилось все менее эффективным. Объективно существовало два варианта последующих действий – либо монетарная политика, связанная с девальвацией национальной валюты, либо жесткая дефляционная политика, основанная на ограничении деловой активности и масштабов денежного обращения. Первоначально правительство Вильсона пыталось ориентироваться на второй вариант.

В рамках дефляционной политики в ноябре 1964 г. министерство финансов представило «кризисный бюджет», предполагающий увеличение пошлин на страхование и бензин. На весну 1965 г. планировалось повышение налога на прибыль. Высокими налогами облагались кампании корпоративного типа. Были предприняты шаги по сдерживанию роста цен и заработной платы. В декабре 1964 г. правительство приняло «совместное постановление о планировании продуктивности, цен и прибыли», подписанное представителями тред-юнионов и предпринимательских кругов. Согласно ему профсоюзы отказывались от акций протеста и иных действий, связанных с требованиями опережающего роста заработной платы. Предприниматели возлагали на себя ответственность за сохранение заработной платы на приемлемом уровне и отказывались от необоснованного повышения цен на продукцию. Предел ежегодного роста заработной платы был определен в 3, 5%, а роста цен – в 4%. Первоначально участие тред-юнионов и предпринимателей в системе ограничения роста доходов и цен сохраняло добровольный характер.

Задача по сдерживанию инфляции и обеспечению сбалансированного платежного баланса могла быть эффективно решена только при условии сокращения расходной части государственного бюджета. Однако лейбористам пришлось учитывать настроения своего «устойчивого» электората и заботиться о закреплении пока еще шаткого политического преимущества. В таких условиях правительство Вильсона не только не решилось пойти на сокращение бюджетных программ, но и активизировало многие направления социальной политики. Уже в конце 1964 г. были увеличены пенсии и отменен непопулярный налог на медицинские рецепты. Министерство жилищного строительства подготовило проект нового закона об арендной плате, расширивший льготные категории квартиросъемщиков. Началось широкомасштабное строительство муниципального жилья. Бюджет 1965 г. предусматривал дальнейшее увеличение пособий по социальному обеспечению.

Противоречивое сочетание элементов дефляционной политики и активного, социально ориентированного бюджета грозило новым обострением платежного дефицита. Вильсон рассчитывал, что избежать этой опасности позволит ускорение экономического роста и дальнейшее укрепление плановых начал экономики. Был образован Национальный совет по развитию экономики. К 1965 г. он подготовил пятилетний «Национальный экономический план». Подобный документ впервые приобрел силу закона. Он предусматривал рост производства на 4-5% в год. Большое значение придавалось поддержанию низкого уровня безработицы. Правительство предполагало использовать амортизационные льготы, призванные стимулировать предпринимателей к модернизации технико-технологической базы производства. Был введен и особый выборочный налог на занятость. Его уплачивали все работодатели, но в перспективных отраслях он возмещался, что по сути означало перераспределение инвестиционных средств между отраслями.

Активность правительства позволила сохранить на протяжении почти всего 1965 г. благоприятный инвестиционный климат и улучшить основные макроэкономические показатели. В таких условиях 28 февраля 1966 г. Вильсон использовал свое право просить королеву о роспуске парламента и назначении новых выборов. Они состоялись 31 марта. Момент был избран чрезвычайно удачно. Избирателям импонировал имидж правительства, основанный на приоритете профессиональной компетентности и деловитости. Манифест лейбористов «Время решений» обещал дальнейшие усилия правительства по наращиванию экономического роста, рационализации планирования, развитию транспортной инфраструктуры и жилищного фонда, системы образования и здравоохранения. Консервативная же партия находилась на стадии глубокой организационной и идеологической перестройки. В ходе выборов лейбористы получили поддержку 48, 1% избирателей (364 мандата), консерваторы – 41, 9% (253 мандата), либералы – 8, 5% (12 мандатов).

К концу 60-х гг. достигнутая финансовая стабильность вновь оказалась под угрозой. Помимо пассивного торгового сальдо, причиной стали устойчивые инфляционные тенденции. Как и в других странах Запада, в Великобритании начали сказываться негативные последствия кейнсианских методов регулирования – стимулирования совокупного предложения и спроса посредством дефицитной бюджетной политики, создания избыточных кредитных денег (развития кредита, опережающего реальный рост доходов населения). Активная бюджетная политика стала причиной и хронического бюджетного дефицита. Из европейских стран только Швеции удавалось тогда устойчиво сохранять положительное сальдо бюджета. Но в Великобритании этот показатель приближался к катастрофической черте.

Правительство Вильсона пыталось всеми мерами блокировать инфляционные тенденции и не допускать падения курса фунта стерлингов. В течение второй половины 1966 г. был реализован пакет мер, охарактеризованный экспертами как «самая жесткая дефляция, какой Великобритания не знала с 1949 г.». Было осуществлено повышение арендных ставок, цен на автомобили (на 40%) и косвенных налогов на спиртные напитки, нефть и бензин, почтовые услуги (в целом на 10%). Было урезано инвестирование национализированных отраслей промышленности, ужесточились условия международных валютных сделок, сократились гражданские и военные расходы в странах Содружества. В 1967 г. последовало новое увеличение учетных ставок Английского банка (политика «дорогого кредита»), введены дополнительные ограничения на рост заработной платы и цен (они перестали быть добровольными), сокращены многие бюджетные ассигнования, введены ограничения на покупки с оплатой в рассрочку и на вывоз капиталов за рубеж.

Помимо проведения жесткой дефляционной политики, правительство пыталось улучшить платежный баланс страны за счет активизации экспорта. Ключевую роль в этом могло сыграть включение Великобритании в Общий рынок Европейских Сообществ. В мае 1967 г. правительство подготовило совместное с Данией и Норвегией заявление с просьбой о вступлении в ЕЭС. Однако Франция вновь заняла непримиримую позицию, и в ноябре 1967 г. Великобритания официально была уведомлена об отказе. Провал новой попытки принять участие в ЕЭС совпал по времени с обострением международной обстановки. «Шестидневная война» Израиля и Египта в июне 1967 г. вызвала дестабилизацию мирового рынка. На несколько месяцев арабскими странами было введено эмбарго на экспорт нефти в Великобританию. Закрытие Суэцкого канала и длительная забастовка докеров в Лондоне и Ливерпуле также негативно сказались на британской внешней торговле. В такой ситуации правительство Вильсона было вынуждено пойти на девальвацию национальной валюты.

18 ноября 1967 г. было объявлено о снижении курса фунта стерлингов на 14, 3%. В течение последующих полутора лет этот шаг вызвал цепную реакцию и валютный кризис в 25 странах «стерлинговой зоны». Впрочем, в 1969 г. последовала и девальвация французского франка, спровоцировавшая снижение курса национальных валют 14 африканских стран «зоны франка». А в 1971 г. американская администрация была вынуждена объявить о временной приостановке обмена долларов на золото по официальному курсу. Расширялась практика гибкого рыночного изменения курса национальных валют (политика «плавающих» курсов). История Бреттон-вудской финансовой системы, основанной на фиксированных по отношению к твердым валютам курсах, подходила к концу.

В условиях коренного обновления мирового финансово-валютного рынка решающую роль приобретали факторы воспроизводства, реальный потенциал национальных экономических систем. Британские правительственные эксперты прогнозировали живительное влияние сниженного курса валюты на производство. Уменьшение себестоимости британских товаров должно было вызвать соответствующий рост экспорта и удешевление импорта. Однако реализация позитивного потенциала инфляционной политики зависела от быстрого наращивания ресурсов британской промышленности, повышения ее конкурентоспособности. Отсутствие в распоряжении правительства дополнительных инвестиционных средств заставляло обратиться к внешним заимствованиям, прежде всего – поддержке Международного валютного фонда.

МВФ связывал предоставление кредитов с выполнением британским правительством ряда стабилизационных мер. Правительство обязывалось сокращать бюджетные расходы на непроизводственные нужды, избегать дальнейших значительных колебаний национальной валюты, предоставлять кредиты на жестких условиях, сохранить ограничения на покупки с оплатой в рассрочку. Одновременно правительство пыталось изыскивать и дополнительные источники финансирования. В 1968 г. был введен налог на медицинские рецепты, повысился налог на почтовые услуги, сократились планы по строительству жилплощади, в школах отменили бесплатное молоко. В рамках бюджета на 1969 г. планировалось повышение налогов на бензин, сигареты, виски, водительские права, корпорации трудоустройств.

Увеличение налогового пресса на потребителей сочеталось со стимулирующей политикой в отношении производителей. Развитие наукоемких отраслей правительство поощряло системой королевских премий. Для повышения квалификации работников и ввода новейших форм менеджмента были учреждены советы по подготовке кадров. Быстрее всего такие советы начали действовать в сфере дорожного транспорта, обслуживания гостиниц, гражданской авиации, бензозаправочного бизнеса. Правительство сохраняло сравнительно низкий налог на прибыль. Финансовую и политическую поддержку получали прежде всего крупнейшие британские компании, способные выдержать конкуренцию на мировом рынке. Радикальным способом поддержки крупного производства являлась национализация, сопровождающаяся масштабными государственными капиталовложениями. В 1967 г. государством была основана крупнейшая металлургическая монополия «Бритиш Стил Корпорэйшн», под эгидой которой осуществлялась национализация всей сталелитейной промышленности. Но более перспективным правительство считало поддержку концентрации частного банковского и промышленного капитала. В 1969 г. из 20 крупнейших в Западной Европе частных компаний 8 были британскими.

Экономическую политику правительства Вильсона можно признать вполне профессиональной по содержанию и своевременной по срокам осуществления. Платежный баланс страны стал быстро улучшаться, и уже в 1970-1971 гг. британский бюджет будет иметь впервые за долгое время положительное сальдо. В 1968 г. премьер-министр даже выступил с пафосной речью о грядущем экономическом чуде. Однако прогноз был явным преувеличением. Великобритания по-прежнему отставала от ведущих стран Запада по среднегодовому приросту ВВП. Доля ее в мировом промышленном производстве сократилась. Что еще более важно, экономически оправданная жесткость политики правительства Вильсона вызывала растущий социальный протест в стране.

Наибольшее недовольство проявляли именно те слои населения, которые составляли обычный электорат лейбористов – наемные рабочие и служащие. Если в 1963 г. состоялась 2081 забастовка, где приняли участие 593 тыс. человек, то в 1966 г. – 1951 забастовка и 2398 тыс. человек, а в 1969 г. – 3146 забастовок и 1665 тыс. человек. В руководстве профсоюзов активизировалось наиболее радикальное крыло. Правительство столкнулось и с беспрецедентной по стилистике критикой в средствах массовой информации.

Пытаясь преодолеть негативное общественное мнение, правительство Вильсона предприняло ряд мер для решения насущных социальных проблем. В 1965 г. был принят Акт о расовой принадлежности, разрешавший лицам любой расы наниматься на работу в сфере коммунальных услуг и транспорта. Для рассмотрения жалоб о расовой дискриминации учреждался Совет по расовой принадлежности. В 1968 г. в иммиграционное законодательство были внесены изменения, направленные на преодоление






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.