Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки, условия и движущие силы развития.






Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного

От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, которая включает морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные др. ндивидуальни признаки (конституция, цвет кожи, волос, глаз, группа крови, тип ВНД т.д.) У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения - безусловных рефлексов Ребенок в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, ноз богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой

Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем воздействии социальной среды

Например, при возникновении определенных психических реакций может изменяться в зависимости от условий, созданных взрослым Если он проявляет к ребенку доброжелательную внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка малыш ка появляется раньше Ребенок получает от рождения способность к элементарных психических функций (так называемые задатки): различных видов ощущения и восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.д.), найпрост ишого запоминания Высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольная память, воображение, воля) требуют длительного периода обучения и воспитанияння.

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние

Внешние - факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С Л Рубинштейн) Социальная среда является источником психического развития В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) мезосередовище - национально-культурные и социально-демографические особенности места жительства ребенка;

3) микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья

Внутренние условия психического развития ребенка - это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация)

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе

Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основные формы Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации

Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий Так, опыт восприятия и понимания окружающего \" взрослого\" мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх В школе ученики усваивают основы наук происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (экстериоризацияеріоризація).

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития

Движущие силы - внутренние противоречия, побуждающих человека к активности, направленной на их преодоление Например, Г С Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий

1 Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения Например, вследствие появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью ем как средством общения с окружающимми.

2 Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью Решение этого противоречия ведет к появлению \" гибкой стабильности\" В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов в поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствоих обставинах.

3 Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни

4 Между перспективными и близкими целями

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, и составляет процесс ее развития Таким образом, лиц тель выступает субъектом собственного развития, происходит только через ее активностьь.

Заключение о предпосылки, условия и движущие силы психического развития ребенка:

- предпосылкой психического развития ребенка является его природная основа, обусловленная генотипом;

- источником и внешней условием психического развития ребенка является социальная среда;

- внутренним условием психического развития ребенка является его психические особенности;

- противоречия между внешними и внутренними условиями развития психики ребенка выступают движущими силами его психического развития

9. Возрастная периодизация психического развития. См тетрадь??!!

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные дляопределенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации развития охватывают всю человеческуюжизнь с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогической школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающаяжизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста. Психологическая: 1) перинатальный период; 2) период новорожденное-™ (до 8 недель жизни); 3) грудной период (до 1 года); 4) ползунковый возраст (1 -3 года); 5) дошкольный возраст (3-6 лет); 6) школьный возраст (6-11 лет); 7) пубертатный период (11-15 лет); 8) юношеский период (15—20 лет). Педагогическая: 1) младенчество (1 год жизни); 2) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3-6 лет): - младший дошкольный возраст (3-4 года); - средний дошкольный возраст (4-5 лет); - старший дошкольный возраст (5-6 лет); 4) младший школьный возраст (6-10 лет); 5) средний школьный возраст (10-15 лет); 6) старший школьный возраст (15-18 лет)

10.Возрастные кризисы. Подход к детям в условиях кризиса.? См тетрадь.

кризис всегда приносит с собой неприятные чувства, эмоции. Человек, даже взрослый, ощущает себя выбитым из колеи, привычного ритма жизни. Знание особенностей психологического развития детей необходимо различным специалистам, например, врачам, психологам, социальным работникам, воспитателям, педагогам. Эта информация будет не менее важна для родителей, которые так или иначе будут сталкиваться с проблемами поведения своих чад. Знания особенностей возрастных кризисов у детей помогут найти правильный подход, сгладить острые углы, разобраться с основными проблемами взросления ребенка.

Понятие возрастного кризиса

Наблюдения и исследования психологов показали, что детское развитие происходит неравномерно. Весь этот процесс условно делится на этапы. То время, где заканчивается одна ступень и начинается другая, является переломным моментом. Возрастной кризис – это сложный, неустойчивый, проблемный период развития, в котором происходит целостное изменение личности. Разные этапы взросления предполагают переход на новый социальный уровень. У всех детей возрастные кризисы происходят приблизительно в одно и то же время, в аналогичном возрасте. Это определяет динамику развития.

Раньше многие ученые говорили о кризисах, как о болезнях, нарушающих нормальное развитие детей. Однако советский психолог Л. С. Выготский разработал и выдвинул оригинальную концепцию. В ней он рассматривал такие процессы, как естественные, необходимые этапы развития, на которых происходит укоренное психологическое развитие личности.

Возрастные кризисы детей часто сопровождаются необычным поведением: капризностью, агрессией, упрямством и т.д. Но это не значит, что у каждого ребенка должны проявляться эти признаки. Принято выделять 5 возрастных кризисов у детей: первые 6-7 недель жизни, 1 год, 3 года, 6-7 лет, 12-14 лет. Каждый период отличается характерными особенностями. Правильная реакция на изменения поведения ребенка поможет легче пройти все этапы адаптации к непривычным, изменяющимся условиям жизни, новому социальному статусу.

 

Особенности кризиса новорожденности

Самый первый кризис ребенка начинается сразу после рождения младенца. Физиологическим признаком этому служит некоторая потеря веса в первые 2-3 дня. В отличие от внутриутробной жизни, малыш в один час становится социальным, так как не может обойтись без взрослого. Но пока он еще не может общаться с людьми при помощи речи. Переживая серьезные изменения в своей жизни, младенец может быть неспокойным, часто плакать. Мама – это главный человек, который должен помочь малышу привыкнуть к новому образу жизни. Грудное вскармливание, покачивания на руках, нежные поцелуи и колыбельные песни: основные и действенные средства для установления и поддержания необходимого психологического комфорта, спокойствия. В этот период младенцу очень важно удовлетворить потребность телесного контакта, ведь это пока что его единственный способ общения. Через 1, 5-2 месяца после рождения кризис новорожденности заканчивается и начинается постепенное «оживление» ребенка. Он начинает активно улыбаться, тянуть ручки к маме и папе, его намного проще успокоить.

Кризис раннего детства

Примерно в 12-18 месяцев начинается новый переломный момент в жизни малыша. В этом возрасте происходят важные перемены – приобретаются навыки ходьбы, активно развивается речь. Вместе с тем могут возникнуть нарушения времени сна и бодрствования. Это связано с изменениями индивидуальных биоритмов. Кроме этого, малыш начинает понимать, что мама не является частью его, не принадлежит ему полностью, у нее есть свои личные дела, не связанные с ним. Ребенок боится ее потерять. Поэтому нередко можно наблюдать картину, когда годовалые дети ходят по пятам за родителями из комнаты в комнату, как маленькие «хвостики». При этом может появиться плаксивость, обидчивость, желание всегда быть в центре внимания. Ребенок нуждается в любви и поддержке. Он стремится познать мир, поэтому самое время давать ему основные, обобщенные, понятные для его возраста знания. Но также нужно позволять малышу играть самостоятельно, так он лучше проявит себя, будет развиваться в своем индивидуальном темпе.

 

 

Кризис 3 лет

В зависимости от особенностей каждого отдельного ребенка этот этап развития может начаться в 2-4 года. Кризис проявляется остро и плохо поддается корректировке. Принято выделять семь наиболее ярко выраженных симптомов:

Негативизм. Ребенок отрицательно относится к одному или нескольким членам семьи, перестает их слушаться, отказывается от общения и взаимодействия.

Упрямство. При требовании или просьбе малыш проявляет чрезмерную настойчивость, не хочет слушать объяснений родителей о том, почему его желание не может быть выполнено. Ребенок не может отменить свое первоначальное решение и готов действовать до победного.

Строптивость. Мальчики и девочки начинают поступать наперекор родителям. При просьбе подойти – убегают, прибраться в комнате – раскидывают игрушки и т.п. Строптивость направлена не на конкретного человека, а представляет собой противостояние нормам, правилам, жизненному укладу.

Своеволие. В любых ситуациях ребенок стремится делать все сам. В возрасте 2-4 лет ему сложно оценить свой потенциал, поэтому инициатива часто несопоставима с его реальными возможностями. Принимает решения, действует вопреки здравому смыслу. Если у малыша что-то не получается, то он начинает сердиться, не допускает родительской помощи.

Протест-бунт. Ребенок осознанно идет на конфликт с взрослыми. Таким способом он пытается добиться уважения, внимания к своему мнению.

Обесценивание. Все, что было дорого и любимо раньше не представляет ценности сейчас. Малыш ломает игрушки, рвет книги. Отношение к близким неуважительное, в их адрес часто доносятся оскорбления.

Деспотизм. Ребенок пытается подчинить себе родителей, требуя выполнения каждой прихоти.

Необходимо запастись терпением и мягче относится к капризам и истерикам. Можно использовать метод отвлечения, когда при нарастании очередного конфликта родители стараются переключить внимание ребенка на что-то другое, интересное, позитивное.

Кризис 6-8 лет

В этом возрасте дети становятся школьниками, меняется их социальный статус, резко увеличивается психологическая и умственная нагрузка. С этим связаны переутомления, лень, тревожность. Ребенок снова начинает требовать к себе повышенного внимания. Поведение остается адекватным, но наблюдаются некоторые перемены. Появляется демонстративная наивность. Это воспринимается окружающими как наигранность, неискренность в общении. От других людей ребенок требует соблюдения общепринятых норм и правил. Чтобы уравновесить психологическое состояние надо создать уютную, комфортную обстановку дома, не нагружать первоклассника дополнительными занятиями в кружках и секциях, разъяснять неясные темы учебного материала.

Кризис 12-15 лет

Этот возрастной кризис связан с началом пубертатного периода полового созревания. Изменения в поведении проявляются достаточно остро. Могут появиться проблемы с учебой и отношениями с родителями. Для этого возрастного кризиса характерна несдержанность, спонтанность, неусидчивость, противоречивость, негативизм. Проблемы подросткового возраста всегда сложно решать. Родителям необходимо стать на позицию старшего друга, научиться слушать свое чадо, давать ему советы, а не наставления.

Если будет выбран правильный метод общения, то все возрастные кризисы пройдут незаметно и безболезненно.

11. Психическое развитие и обучение. Роль обучения в расширении зоны ближайшего развития.

Психическое развитие и обучение. Переход от одной ступени психического развития к следующей обусловлен изменением социальной ситуации развития. Вследствие изменения условий, в которых развивается человек, у него формируются новые психические функции, процессы, свойства, поведенческие реакции – новообразования. Каждый из возрастных периодов является сензитивным (благоприятным) для формирования тех или иных новообразований.

Знание новообразований и сензитивных периодов необходимо педагогу для того, чтобы сопоставить уровень того, что ребенок может освоить с тем, что у него сформировано в настоящий момент, что ему необходимо формировать. Важным для оптимизации психического развития личности ребенка являются (по Л.С. Выготскому) зоны ближайшего и актуального развития. То, что ребенок в данный момент способен сделать, постичь, понять самостоятельно, Л.С. Выготский назвал зоной актуального развития. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения. Уровень, на который ребенок в своем развитии способен подняться в сотрудничестве со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью назван зоной ближайшего развития. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого.

По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития».

Зоны ближайшего развития ребенка

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и с помощью взрослого, а затем делает это самостоятельно. По словам Л. Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно создает у ребенка зону ближайшего развития. При таких условиях ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего она раньше не могла сделать самостоятельно.

Итак, между тем, что она может сделать совместно со взрослыми, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, возникает зона ближайшего развития.

Зона ближайшего развития - разница между тем, что ребенок может выполнить сама, и тем, что выполняет за счет других.

Не сразу то, что учат ребенка, становится ее внутренним достоянием. Однако знание " ближайшей зоне" позволяет воспитателю видеть следующий этап развития: то, что вчера ребенок делал с помощью взрослых, завтра сможет выполнить сам. Величина зоны ближайшего развития является важным показателем запаса развития ребенка на определенное время.

Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, становится предпосылкой дальнейшего обучения. Обучение ребенка, например речь, происходит с использованием возможностей слухового, зрительного восприятия, подражания взрослого, понимание. Овладение речью стимулирует сдвиг психического развития, что позволяет перейти к новым формам обучения, которое будет проходить на новом уровне восприятия и мышления. Однако некоторые формы обучения могут негативно влиять на зону ближайшего развития. Так происходит во время хаотичного запоминания ребенком разнообразных знаний, сведений. Многим очень умными и сообразительными кажутся дети, живо выражают свои мысли, проявляют знания, не свойственные их ровесникам. И нередко они не способны решить задачи, которые требуют самостоятельного рассуждения, даже не могут усвоить показан взрослыми способ его решения.

Обучение не только опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, но и определяет развитие психических процессов, обусловливает формирование определенных психических качеств и перестройку тех, что сформировались раньше.

Ребенку-дошкольнику часто свойственны такие психические качества, как нерасчлененность восприятия, конкретность мышления, самопроизвольность внимания и памяти. Описания детьми картинок и предметов свидетельствуют, что им удается воспринять или общие очертания предметов, или их отдельные части, детали, однако одновременный охват целого и его частей в основном выступает непосильной для них. В рассуждениях дошкольника фигурируют только отдельные, знакомые ему из прошлого опыта предметы и случаи. Ему еще трудно сосредоточиться, запомнить то, что от него требуют взрослые, хоть он легко может запомнить тот же материал в процессе игры или другой интересной для него деятельности.

Долгое время считали, что описанные качества восприятия, мышления, внимания, памяти являются неотъемлемыми признаками возраста, к ним пытались адаптировать дошкольное обучение. В современных исследованиях выяснилось, что эти качества возникали в результате традиционных особенностей дошкольного обучения. Для детей отбирали знания, которые вкладывались в их личный опыт, не выходили за пределы предметов и явлений, которые попадаются им в повседневной жизни. Эти знания ограничивались описанием предметов и их свойств, которые можно познать наглядно и с помощью прикосновения. Материал был слишком измельченный и много раз повторялся, чтобы ребенок как можно меньше устала при его усвоении и надежно запомнила.

Изменения содержания и формы обучения стимулируют решительную перестройку психических качеств ребенка * Как показывают исследования, специально организованное сенсорное воспитание (воспитание, направленное на развитие восприятий и представлений ребенка) обеспечивает овладение способами обследования внешних свойств предметов, помогает добиться, чтобы восприятие стало полным и расчлененным, четко выделяло свойства и составляющие предметов, определило их место в нем.

Правильно организованное умственное воспитание способствует преодолению конкретности мышления дошкольника, учит его видеть в окружающих явлениях основное, определяющее, не останавливаться на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношение вещей, понимать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Во время систематического обучения у детей вырабатываются простейшие формы произвольного внимания и преднамеренного запоминания: умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя, запоминать то, о чем он рассказывает.

Таким образом, обучение влияет на направление развития психических процессов. Однако оно должно учитывать возрастные особенности и возможности ребенка, обеспечивать полноценных путь психического развития, давать на каждом этапе то, что максимально способствует развитию.

 

12, Психическое развитие и деятельность. Ведущая деятельность, ее признаки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.